Цель: углубить и расширить представления детей о плоских и объёмных предметах; их сравнение и выявление различия между ними.
Форма: урок-путешествие.
Оборудование: листы-распечатки с городами, геометрические фигуры, проволока для моделирования, альбомные листы и детали для изготовления открыток.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы начинаем урок математики.
- Знаете ли вы, что в огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием - Геометрия.
Эту страну населяют не числа, а различные линии, фигуры и тела. Слайд
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Геометрии и посетим города, в которых живут плоские и объёмные фигуры.
Наша задача разобраться, что же такое плоские и что такое объёмные фигуры, чем они отличаются и какие геометрические фигуры относятся к плоским, а какие к объёмным.
Путешествовать мы будем на воздушном шаре. Слайд
Как думаете, почему?
- Собран из геометрических фигур.
- Из каких?
В процессе путешествия мы выясним, к какой группе относятся детали нашего воздушного шара.
2. Основная часть
- Итак, в путь!
Слайд
Солнце встало высоко
И летим мы далеко.
Город видим впереди.
Что за город? Погляди!
1 станция - распределительная
- Да не один город, а целых два.Слайд
- Перед вами два города. Прочитайте их названия.
На партах вы так же видите различные фигуры-жители городов. Расселите фигуры каждую в свой город.
Работа в парах.
- А теперь расскажите, какие фигуры вы заселили в Город плоских фигур.
Ответы детей. Слайд
- Что общего у всех плоских фигур?
- Они целиком укладываются на листе, столе, не возвышаются над плоскостью, их можно вырезать из бумаги.
- Математики говорят, что плоскость – это двухмерное пространство, т.е. у неё есть два измерения: длина и ширина.
Какие ещё плоские фигуры вы знаете?
- Отрезки, прямые, треугольники, круги…
- А теперь назовите фигуры, которые поселили в Город объёмных фигур.
Ответы детей. Слайд
- Что общего у этих фигур?
- Их как ни клади, они будут возвышаться над столом, доской.
- Какие ещё объёмные фигуры знаете? Ответы детей.
- В геометрии есть специальное название для объёмных фигур – геометрическое тело.
Все тела вокруг нас имеют три измерения: длину, ширину и высоту. Правда, далеко не у всех геометрических тел можно указать длину, ширину, высоту. А вот у прямоугольного параллелепипеда можно.
Слайд
Демонстрация учителем, дети рассматривают свои параллелепипеды.
- Все его грани являются прямоугольными. Многие предметы имеют такую форму. Назовите их. Слайд
Ответы детей.
- А теперь вернёмся к нашему воздушному шару. Из каких фигур, плоских или объёмных он состоит?
- Цилиндр и шар – объёмные фигуры, а тесёмки-линии – плоские.
- Летим дальше.
Слайд
Солнце встало высоко
И летим мы далеко.
Остановка впереди.
Что же это? Погляди!
2 остановка – научная
- А сейчас догадайтесь, о какой фигуре идёт речь.
Читают дети:
- Ты на меня,
- Ты на него,
- На всех нас посмотри.
- У нас всего,
- У нас всего,
- У нас всего по три.
- Это треугольник. Слайд
- Почему так решили?
- У треугольника 3 угла, 3 стороны, 3 вершины.
- А какая это фигура, плоская или объёмная?
- Подумайте, треугольник – это одна линия или несколько?
Ответы детей.
- Треугольник образуется тремя отрезками ломаной линии. Показ учителем.
Попробуйте смоделировать свои треугольники.
Поднимите, покажите свои треугольники.
- Отгадайте, о какой фигуре теперь пойдёт речь…
Ученик.
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
- Это круг. Слайд
- Какая это фигура, плоская или объёмная? Ответы детей
Слайд
Летим дальше…
Солнце встало высоко
И летим мы далеко.
Остановка впереди.
Что же это? Погляди!
3 остановка – конструкторская
Слайд
- Перед вами лежат конверты. Достаньте из них геометрические фигуры.
- Назовите их.
Какие они плоские или объёмные? Почему?
- Не возвышаются над плоскостью.
- Сегодня с помощью этих геометрических фигур мы будем украшать открытку к празднику. Заготовки открыток вы найдёте на парте.
А какой праздник скоро все мы будем отмечать?
Сегодня мы с помощью этих геометрических фигур украсим новогодние открытки. Какие новогодние предметы мы можем собрать из них?
Украсьте новогодней аппликацией свою открытку, выбрав любой узор.
- Итак, мы должны собрать узор для новогодней открытки.
Какие новогодние предметы могут получиться из ваших фигур?
Вам осталось только самостоятельно приклеить геометрические фигуры на открытку в нужном порядке.
Работа в парах.
- Покажите свои работы.
Выставка работ.
Открытки получились замечательные. Их вы сможете подарить своим родственникам, близким, друзьям и поздравить с Новым годом. Положите открытки перед собой.
3. Итог урока
Слайд
- Вот и закончилось наше первое путешествие по стране Геометрии. Но вам предстоит ещё не раз побывать в этой удивительной и замечательной стране и узнать много нового.
Сегодня вы все работали замечательно и поэтому вы ….молодцы.
Наш урок окончен. Спасибо за внимание.