Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру. Поскольку набор ценностей, которые усваивает человек в процессе социализации, определяет именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации различных социальных изменений.
Ценностные ориентации выражают положительную или отрицательную значимость объектов, предметов или явлений окружающей действительности для человека. Они играют решающую роль в саморегуляции, самоопределении, самореализации личности, определяют цели и средства деятельности. В философско-социологических работах проблемой формирования ценностных ориентаций занимались такие ученые, как А.Г.Здравомыслов, В.П.Тугаринов, О.И.Зотова, П.И.Смирнов, В.А.Ядов и другие. Так же она рассматривается в психолого-педагогических работах Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Н.В.Ивановой, A.B.Кирьяковой, E.H.Шиянова, Г.И.Щукиной и других. Ученые раскрывают сущность понятия "ценностные ориентации", рассматривают структуру и виды ценностных ориентаций, а также условия их формирования. При этом обосновывается тезис о том, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом.
Следует отметить, что активное становление ценностных ориентаций происходит именно в период обучения в школе. От ценностной основы, заложенной в школе, зависит как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности подростка. Подростковый возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, так как характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности. Наряду с общением, как ведущим видом деятельности, в подростковом возрасте дополнительные возможности для формирования ценностных ориентаций создает учебная деятельность.
Формирование наиболее широкого круга ценностных ориентаций представляется возможным при реализации на уроках межпредметных связей. Систематически включаемые в учебное познание, они положительно изменяют широту и диапазон применения знаний и умений. В деятельности на основе межпредметных связей возникает устойчивая зависимость между широтой познавательных интересов, осознанным восприятием межпредметных задач и потребностью в использовании межпредметных связей. Прежде всего, они выступают как стимул интересов учащихся к урокам, преломляясь во всех других положительных стимулах, идущих от содержания, деятельности и отношений. Межпредметные связи находят применение когда учитель предлагает задачи типа: «дать критику», «доказать», «обосновать», «аргументировать вывод». Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:
- вопросы межпредметного содержания, направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала;
- межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета;
- домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера.
- межпредметные наглядные пособия – обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания.
- химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них.
Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МОУ СОШ №54 г. Тулы при условии реализации межпредметных связей на уроках биологии, позволили нам выявить положительную динамику следующих ценностей: «широта взглядов» - 12-ранговое место по сравнению с 14 на первом этапе, «рационализм» - 10-ранговое место по сравнению с 12 на констатирующем этапе, «образованность» - 13-ранговое место по сравнению с 15 на первом этапе, «самоконтроль» - 7-ранговое место по сравнению с 9 на констатирующем этапе, «познание» - 13-ранговое место по сравнению с 15 на первом этапе, «уверенность в себе» -10-ранговое место по сравнению с 13,5 на констатирующем этапе.
Следовательно, проведенная нами работа свидетельствует о достаточно высокой эффективности формирования ценностных ориентаций подростков при условии реализации межпредметных связей на уроках биологии.