Рабочая программа спецкурса «Литература родного края». 6-й класс (углубленный уровень)

Разделы: Литература

Класс: 6


ЛИТЕРАТУРА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для учащихся 6 г класса разработана на основе примерной программы учебного курса О.Н.Шахеровой «Писатели Восточной Сибири», Иркутск, ВостСибкнига, 2007 год.

Отличительной особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой является введение тем: «Коренные народы Восточной Сибири» (1 час), включение которой обусловлено необходимостью создания условий для осознанного восприятия учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями детей.

Психолого-педагогические особенности обучающихся данного класса обусловлены:

  • переходом к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
  • изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
  • началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Для наиболее эффективной реализации программы необходимо:

  • в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний; многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами); освоение приемов продуктивной работы с учебником, текстами.
  • в формах учебного сотрудничества создать условия для письменного обмена мнениями, как момента индивидуального поиска вопроса и ответа, проектных форм групповой работы (проектная задача).
  • в системе оценивания; давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.

Цели программы:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  • формирование представлений об истории и культуре родного края;
  • формирование знаний учащихся о единстве историко - литературного процесса России, включающего в себя развитие региональных литератур;
  • формирование эстетического вкуса;
  • формирование нравственных идеалов;
  • воспитание патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края;
  • воспитание культуры чтения;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Задачи программы:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Содержание программы тесно связано с предметами: литературой, географией, историей и представлено 6 разделами:

  • Эпос народов Восточной Сибири.
  • Древнерусская литература Сибири.
  • Произведения сибирских писателей ХIХ века.
  • Произведения сибирских писателей и поэтов ХХ века.
  • Лирика иркутских поэтов.

Общая характеристика учебного предмета

Программа ориентирована на региональный компонент литературного образования, направлена на изучение творчества писателей-сибиряков, призвана обеспечить усвоение основных принципов литературно-художественного развития родного края на значительном отрезке времени: от фольклора народностей, проживающих в Приангарье, до произведений современных писателей. Программа расширяет и дополняет знания учащихся о литературном процессе, даёт представление о жизни народностей региона как в прошлом, так ив настоящее время.

Основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

На уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:

  • понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.
  • способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающихсамостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
  • присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формвзаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.

В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.

Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)
  • Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)
  • Учебная исследовательская деятельность (УИД)
  • Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)
  • Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Задачи, решаемые педагогом, реализующим данную программу:

  • Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.
  • Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний.
  • Создать пространство для проявления инициативных действий.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
  • Ценность природы - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
  • Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Описание места и роли учебного предмета в учебном плане

Учебный курс «Литература родного края» реализуется через часть, формируемую участниками образовательного процесса, учебного плана; относится к спецкурсам учебного плана, предметной области «Филология».

Рабочая программа «Литература Восточной Сибири» для учащихся 6 г Б класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 14 на 2018-2019 учебный год.

Срок реализации программы – 1 год.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Личностные задачи:

  • воспитание духовной развитой личности;
  • формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе родного края;
  • усвоение нравственных ценностей многонационального российского общества;
  • развитие эстетического осознания собственной духовной причастности к красоте и уникальности природы родного края.

Метапредметные задачи:

  • смысловое чтение произведений;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
  • умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные задачи/результаты:

  • привлечение внимания к устному народному творчеству народов Восточной Сибири;
  • знакомство с особенностями мышления, образа жизни разных народов;
  • развитие эмоционального восприятия художественных произведений;
  • умение выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;
  • умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос;
  • формулирование собственного отношения к прочитанному произведению;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с привлечением образных средств;
  • формирование навыков анализа произведений с привлечением литературоведческих понятий;
  • восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Устное народное творчество. Коренные народы Восточной Сибири

Знакомство с народностями Восточной Сибири, особенности быта и жизни.

Особенности географического положения Восточной Сибири на карте России. Административный состав Восточной Сибири.

Бурятская народная сказка «Упрямый парень».

Знакомство с произведениями бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.

В основе сказки героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея и основные мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Бурятская народная сказка «Жёлто-пёстрая змея и охотник» как волшебная сказка.

Бурятские народные соционально-бытовые сказки «Как хан узнал себе цену» и сказка о животных «Жаворонок и обезьяна».

Тофаларские народные сказки.

Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.

Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов») и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина.

Эвенкийская народная сказка «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай».

Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.

Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и низ. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Эвенкийская народная сказка «Умусликэн».

Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь».

Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. В.П.Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклорной и литературной сказки. Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.

Анализ композиции (понятие эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.

Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.

Русская народная сказка «Митя».

Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы М.К.Азадовский и Е.И.Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение 20 века ( Реалистичное) ( жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).

Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»), соединяющихся в финале.

Бурятский героический эпос “ГЭСЭР”.

Эпос "Гэсэр" и картина мира древних бурят. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в пятом классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках литературы при изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и весь мир, проявляющиеся в законах мифа.

Якутский героический эпос ОЛОНХО Нюргун Боотур Стремительный (2 часа)

Эпос "Олонхо" и картина мира древних якут. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенных на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в пятом классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках литературы при изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и весь мир, проявляющиеся в законах мифа.

Особенности мифологического сознания древнего человека.

Древнерусская литература Сибири.

Сибирская летопись (фрагменты “О приходе Ермака в Сибирь” и “Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом”)

Знакомство с сибирской летописью. Традиция русского летописания. Характеристика летописания (в летописи излагается русская (сибирская) история, в ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале русского народа (в Сибири); летопись включает в себя произведения разнообразных жанров: предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой ремесленной и крестьянской; летопись создавалась многими авторами, в ней отразились идеология верхов феодального общества и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния; летопись - произведение эпическое и лирическое одновременно).

Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.

Баллада К.Ф. Рылеева “Смерть Ермака”.

Знакомство с балладой К.Ф.Рылеева “Смерть Ермака” как отражением сибирской и общерусской истории. Своеобразие использования документальной основы в художественном произведении (летописи в балладе К.Ф. Рылеева). Природа художественного образа в балладе.

“Иркутская летопись”.

Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901гг., Романов Н.С.

Летопись города Иркутска за 1902 – 1924 гг., Иркутская летопись 1661-1940 гг. и др.).

История города в событиях, истории России и жизни отдельного человека.

Произведения сибирских писателей ХIХ века.

Н.А.Белоголовый “Воспоминаний сибиряка. Из детских лет» (фрагменты)

Воспоминания Н.А.Белоголового как документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях фактов из детской жизни автора. Характерная чертой очерков - авторское стремление к точности. Характеристика жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.

Декабристы и их роли в развитии культуры Восточной Сибири и Иркутска.

Рассказ В.М. Михеева “Учитель” (Воспоминание)

Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.

Из лирики сибирских поэтов ХIХ век.

Стихотворение Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале»

Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения (характеристика пути лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения, состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа.

Стихи декабристов периода ссылки.

Знакомство с биографиями поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А.Бестужева (Марлинского) «К облаку», «Оживление», А.Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья…».

Человек и природа

Рассказ Семёна Устинова «Любопытный бурундук».

Знакомство с произведениями современного иркутского учёного и писателя. В рассказе описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.

Рассказ Алексея Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий».

Знакомство с произведением современного иркутского учёного и писателя, в котором утверждается, что огонь тайге вреден и для ягоднго кустарника и почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.

Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом».

Знакомство с произведением современного иркутского учёного и писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непроходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.

Стихотворения Георгия Граубина.

Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г.Граубина.

Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.

Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лёд».

Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.

Стихотворения Юрия Черныха «Весёлый разговор» и «Необычные гости».

Знакомство с произведениями современного поэта, в которых открывается тайна животного мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.

Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания».

Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: авторская позиция, ирония.

Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов».

Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте.

Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.

Фантастический рассказ Геннадия Михасенко «Тётя Атиса».

Знакомство с фантастическим рассказом Г.Михасенко «Тётя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь.

Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем».

Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.

Рассказ Геннадия Машкина «Лютня».

Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт, художественная деталь.

Стихи иркутских поэтов-фронтовиков

Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж. Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома» - баллады, содержащие в себе все признаки этого лиро-эпического жанра: лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях.

Сопоставление стихотворения Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и стихотворений Д.Алтаузена на основе единства темы.

Проблема мести.

Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю, это будет…», Иосифа Уткина «В санбате», «Если будешь ранен милый на войне…»

Рассказ «На реке Ангаре» Валентина Распутина» (3 часа)

Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа
как открытая нравственная и экологическая проблема.

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав» (3 часа)

Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростами.

Художественная деталь в повести.

Рассказ Алексея Зверева «Ласточки» (3 часа)

Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия.

Лирика иркутских поэтов (5 часов)

Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика, которая, метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Поэтические открытия окружающего мира.

Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д.

Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи сибирских (иркутских) поэтов о природе.

Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири».

На выбор учителя или задания для групп обучающихся:

1) беседа об особо любимом или уважаемом учителе класса, которая явится тематическим продолжением предыдущего урока;

2) презентация «Моё открытие сибирской литературы», построенная на анализе или демонстрации творческих работ обучающихся по наиболее понравившимся или запомнившимся произведениям, изученным в курсе;

3) экскурсия в школьный историко-краеведческий музей, знакомство с литературными произведениями местных поэтов и писателей.

Формы организации учебного процесса:

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикум.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы:

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах Восточной Сибири как части России; знание истории края, его культурных традиций;
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах Восточной Сибири как части России;
  • освоение культурного наследия Восточной Сибири как части России;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности. Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;
  • использовать под руководством учителя для познания окружающего мира метод наблюдение;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять сравнение, сопоставление,;
  • строить логическое рассуждение;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

Выпускник получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  • осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
  • владеть монологической и диалогической речью, строить монологическое контекстное высказывание; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
  • владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы;
  • приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование.).
  • оценивать свои учебные достижения, поведение.
  • соблюдать нормы поведения в окружающей среде
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Обучающийся научится:

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Обучающийся научится:

  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

Поиск и организация хранения информации

Обучающийся научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • интерпретировать текст:
  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • откликаться на содержание текста:
  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса учащийся будет

знать:

  • содержание изучаемых произведений;
  • наизусть стихотворения и отрывки прозы;

уметь:

  • воспринимать художественный текст и давать оценку поступкам героев;
  • выделять тему, проблематику произведения, давать характеристику героев;
  • выразительно читать произведения;
  • владеть разными видами пересказа;
  • письменно отвечать на вопросы по тексту произведения и личным впечатлениям.

Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Образовательные пространства реализации программы

Первым образовательным пространством обучения является урок.

Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки общеметодологической направленности;

4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Вторым образовательным пространством, где осваивается учебное предметное содержание являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Проводятся эти практики в форме практических занятий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, социальной), что представляется сегодня особенно актуальным. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в действиях учащихся — они начинают осознаваться самим школьником.

И, наконец, практики — «полигон» для опробования найденных учащимися способов действия, необходимое условие их проверки и использования.

По своему месту в учении практики можно разделить на:

а) «готовящие», закладывающие некоторый опыт практического действия для уроков;

б) «порождающие», развитие которых приводит к осознанию противоречия, постановке учебной задачи и выходу класса к системе уроков, дающих новые знания;

в) «результирующие», опирающиеся на найденный на уроках способ действия.

По своей преобладающей направленности практики можно разделить на:

а) практики, направленные на объект;

б) практики взаимодействия (направленность на других людей),

в) практики проживания (направленность на себя).

Возможные виды практик:

  • речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление мини – рассказов и пр.);
  • изобразительные практики (живопись);
  • практика путешествий, описания маршрута движения (маршруты, передвижения по улицам города, району, области) и землеописания (походы: картосхемы, изолинии);
  • театрализованные представления по историческим сюжетам;
  • письменные дискуссии, написание писем, общение через Интернет;
  • первые практики публикаций (стенгазета, общеклассные сборники);
  • календарные практики (точка отсчета времени, будни, праздники, соотнесение года и века, тысячелетия);
  • подготовка докладов.

При проектировании образовательного пространства (занятий) используются следующие формы организации учебной деятельности, которые определяются по основным видам деятельности подростков:

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)

Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с основным текстом учебника, учебных пособий (составление разных видов планов, таблиц, конспектирование и т.д.)беседы, работа в малых группах, заочные экскурсии и т.д.).

Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)

Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных задач, учебный проект.

Учебная исследовательская деятельность (УИД)

Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, исторические расследования, изучение и анализ исторических документов, подбор материала, реферирование и т.д.

Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)

Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми групами людей: инструктаж, консультации, взаимопроверки и т.д.

Творческая деятельность (художественное, техническое и другие виды творчества) (ТД)

Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конференция, создание презентаций и т.д.

Рефлексивная деятельность

Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».

В подростковом возрасте происходит развитие рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе. Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия.

Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. С этой целью применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) и т.д.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Дя этого используются приемы: «Лестница успеха», «Оценочные линеечки» «Дорога к «5», «4», «3», «2», «Сажаем Дерево целей», «Лента правил» и др.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективны приемы: незаконченное предложение, тезис, подбор афоризмов (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…), кодированный диктант (вместо слова «да» ставим - 1, вместо слова «нет» ставим - 0).Приемы анализа субъективного опыта«Синквейн» и «Диаманта», помогают выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • стартовая диагностическая работа;
  • текущий контроль:
    - наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
    - самостоятельные работы;
    - текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
    - выполнения творческих работ;
    - проверочные работы;
    - диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;
  • промежуточный контроль:
    - контрольная итоговая работа;
    - тестирование;
  • итоговый контроль:
    - защита исследовательских и проектных работ;

Способами оценивания результативности обучения являются:

  • пятибалльная система оценки;
  • тестирование;
  • критериальное оценивание.

Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:

  • написание сочинений по литературным произведениям;
  • различные виды чтения: индивидуальное чтение вслух, чтение по ролям, инсценирование;
  • творческие задания, их проверка: различные виды пересказов (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика и т.д.), ответы на вопросы (устные и письменные);
  • составление плана будущего сочинения;
  • написание отзыва о произведении;
  • создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев;
  • создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…);
  • проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • тестирование;
  • контрольные вопросы;
  • самостоятельные работы.

Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • 5 «отлично»: учащиеся бегло ориентируются в тексте, игнорируя незнакомые слова; умеют извлекать необходимую информацию; с легкостью догадываются о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную догадку; работают по ключевым словам и фразам. Высокий уровень понимания текста и скорость работы. Чтение плавное, выразительное, быстрое, без ошибок;
  • 4 «хорошо»: учащиеся хорошо ориентируются в тексте; испытывают небольшие затруднения при извлечении необходимой информации; не всегда догадываются о значении отдельных слов опорой на языковую и контекстуальную догадку; не точно определяют ключевые слова и фразы. Хороший уровень понимания текста и скорость работы. Чтение плавное, выразительное, быстрое, с незначительным количеством ошибок;
  • 3 «удовлетворительно»: учащиеся неплохо ориентируются в тексте; испытывают затруднения при извлечении необходимой информации; редко догадываются о значении отдельных слов опорой на языковую и контекстуальную догадку; испытывают трудности с определением ключевых слов. Пытаются досконально понять текст. Средний уровень понимания текста и скорость работы. Чтение прерывистое, не выразительное, медленное, с многочисленными ошибками.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методический комплекс:

  • Методические рекомендации О.Н. Шахеровой: «Писатели Восточной Сибири» для 5-6 классов;
  • Писатели Восточной Сибири: Библиографический указатель. Выпуск 2.Ч.1-Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во,1983;
  • Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов Общеобразовательных школ. Автор-составитель О.Н. Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007;

2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон/видеоплеер;
  • аудиоцентр/магнитофон;
  • мультимедийный проектор;
  • экспозиционный экран;
  • персональный компьютер для учителя;

3. Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы по тематике программы;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

4. Материалы и инструменты:

  • комплект настенных исторических и географических карт;
  • комплект атласов;
  • иллюстративный справочный материал;

5. Помещение для занятий:

  • кабинет истории;
  • кабинет литературы;
  • кабинет географии;
  • кабинет информатики.

6. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература, использованная при подготовке программы

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. — С.158.
  2. Бояркин В. М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. - Иркутск: ООО «ИД» «Сарма», 2011г. — С.254.
  3. Иваньев Л. Н., Хороших П. П. «Первобытные охотники Прибайкалья». — Иркутск: 1956г. — С.45.
  4. Исторический атлас. Иркутская область. Составитель: д.и.н. З.И. Рабецкая – М: Издательство ДИК, 2000.
  5. Косых А. П. Панов В Н., Тюкавкин В. Г. История Иркутской области – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983 г. — С.200.
  6. Методические рекомендации О.Н. Шахеровой: «Писатели Восточной Сибири» для 5-6 классов.
  7. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов Общеобразовательных школ. Автор-составитель О.Н.Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007.
  8. Рабецкая З. Д. История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002. — С.250.
  9. Рабецкая З. Д. Иркутское краеведение. Учебное пособие. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2004. — С.115.
  10. Тофалария – страна гор. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987 г. — С.54.

Литература, рекомендованная для обучающихся

  1. Антология Иркутской поэзии 20 века: Изд-во «Сибирь» совместно с изд-вом «Иркутский писатель», 2000.
  2. Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. Изд. 2-е, доп. – Иркутск, 2002;
  3. Корнилов В.Верю, боль моя в храмы войдёт. – Избранное – Иркутск: Изд-во «Иркутский писатель», 2004.
  4. Лисица А.Опять звонят колокола. – М.: РИФ «Рой», 2005.
  5. Сказки народов Сибири. – Красноярск, «Витал», 1992.
  6. Словарь русских говоров Прибайкалье: Вып.2 (к-н). – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1987.
  7. Шаманство/ Религии мира: Энциклопедия для детей. Т.6. Часть первая. – М.:Аванта-плюс, 1996.
  8. Шастина Е.И.Сказки ленских берегов. – Иркутск, 1971.
  9. Шастина Е.И.Сказки и сказочники Лены – реки. – Иркутск, 1975.
  10. Шастина Е.И.Сказки, сказочники, современность. – Иркутск, 1981.
  11. Шастина Е.И.Фольклорные традиции в Восточной Сибири. – Иркутск, 1975.
  12. Шахерова О.Н. Распутин в школе. – М. Дрофа, 2004. – С. 160.

Интернет-ресурсы

  1. Археологические памятники. Памятники культуры Иркутска - [электронный ресурс]. http://www.magnit-baikal.ru/publ/5-1-0-17 (дата обращения: 21.08.2012)
  2. Богуславский В. Шаманизм народов Сибири - [электронный ресурс]. http://shamanizm-sib.ucoz.ru/index/burjaty/0-20 (дата обращения: 22.08.2012)
  3. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Прибайкалье: История освоения (до 1917 года)// сайт «Иркутская область: Города и районы»[электронный ресурс]. http://www.pribaikal.ru/462.html?print=1 (дата обращения: 21.08.2012)
  4. Гончаров Ю. М. Современное историческое сибиреведение XVII – начала XX вв.: Сборник научных трудов. - Барнаул: Изд-во «Аз Бука», 2005. - 310 с. [электронный ресурс]. http://new.hist.asu.ru/biblio/skubnevski/index.html (дата обращения: 03.08.2012).
  5. Иркутская область // Официальный портал - [электронный ресурс].http://www.irkobl.ru/government/executive/ (дата обращения: 15.08.2012)
  6. Историческое развитие, культура и быт эвенков - [электронный ресурс]. http://sh4-cheg4.narod.ru/p3aa1.html (дата обращения: 21.08.2012)
  7. Одежда эвенков - [электронный ресурс]. http://www.nsu.ru/education/etno/evenki/odezhda.htm (дата обращения: 02.08.2012)
  8. Традиционная русская народная культура// Национальный костюм – [электронный ресурс]. http://rf-history.narod.ru/16.html (дата обращения: 12.08.2012)