Занятие внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья». Тема: «Дары моря (морепродукты)». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

Образовательная:

  • расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены;
  • сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

Развивающие:

  • развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) в отношении услышанного материала
  • прививать интерес к разнообразию морского животного мира;
  • развить мелкую моторику руки, чувство цвета и ритма.

Воспитательные:

  • формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при выполнении работы в группе, умение корректно отстаивать свою точку зрения при ответе.
  • воспитать познавательный интерес к животным.

Оборудование: презентация, рабочие тетради, карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока

- Отгадайте загадку:

Для нас лучше нету морского простора
Холодные воды, глубинные норы.
Плывя и ступая по мрачному дну
Не страшно, что я под водой не тону.
(морские обители/морепродукты)

III. Работа по теме занятия

- Ребята, кто из вас знает, что называется морепродуктами? (Морепродукты – это всё съедобное, добытое из мирового океана, за исключением позвоночных животных (рыбы и киты)

- Представим снова, что мы находимся в Лагере здоровья, окунёмся в мир морских приключений, расширим наши представления о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены, а также поговорим о пользе морепродуктов.

- Послушайте разговор отдыхающих детей.

Инсценировка

- Я живу в Приморье, у Японского моря. У нас в семье все любят морепродукты. Так называются морские растения и животные, за исключением рыбы, которые человек использует в пищу. А ты знаешь, что из морепродуктов можно приготовить целый обед!

- Правда? Странно, я только два вида морепродуктов знаю: кальмары и морская капуста.

- А вот послушай: на закуску – салат из мяса краба, на первое – суп из мидий, на второе – фаршированные кальмары, на десерт – желе.

- А желе-то тут при чем?

- Для приготовления желе, мармелада, суфле используют вещество агар-агар. Его получают из морских водорослей.

- Узнаем по подробнее, что относится к морепродуктам и каково содержание в них полезных веществ. Наши учёные расскажут вам о пользе морепродуктов.

Доклады учащихся (учёных) о морепродуктах (презентация)

  1. Морепродукты – традиционное название для всех нерыбных продуктов моря. Это – крабы, креветки, кальмары, лангусты, мидии, устрицы, морская капуста и т.д. Они содержат много легкоусвояемого белка, витамины С, Д, В, РР, большое количество необходимых организму микроэлементов, прежде всего йода. Но морские продукты никогда не были особенно популярны, главным образом, из-за сложности хранения. При малейшей несвежести они становятся непригодными для еды. Вот почему морепродукты не включают в меню столовых детских учреждений, однако в семейном рационе они могут использоваться довольно часто. (Слайд 2)
  2. Салат из морской капусты – самое доступное по цене лакомство. Ламинарии растут на глубине 15-20 метров. Богаты солями калиями, натрия, фосфора, магния, железа, алюминия, йода, брома, хлора, кобальта, марганца и др. Она содержит витамины А, С, группы В. (Слайд 3)
  3. Мидии богаты полноценным белком, жиром, углеводами и микроэлементами: натрием, калием, кальцием, магнием, йодом, бором, кобальтом, марганцем. Мидии содержат витамины В1, В2, В6, РР. Мясо мидий варят, солят, замораживают. Достаточно два-три раза в неделю съесть немного приготовленных на пару мидий, чтобы обогатить рацион микроэлементами, редкими в земной пище. (Слайд 4)
  4. Кальмары и осьминог – настоящая кладовая белковых веществ. По химическому составу мясо кальмаров и осьминогов отличается большим количеством воды и малым содержанием жира. В нем есть витамины С и группы В. А также микроэлементы. (Слайд 5)
  5. Креветки - кладезь белка и минеральных элементов. В креветках йода почти в сто раз больше, чем в говядине. Мясо креветок богато натрием, калием, кальцием, магнием, серой, фосфором, железом, алюминием, медью, цинком, марганцем, другими микроэлементами. (Слайд 6)

Учитель.

- Сделаем вывод, какой микроэлемент содержится в большинстве морепродуктов?

Йод — микроэлемент, необходимый для работы щитовидной железы, которая, регулирует в организме важнейшие обменные процессы. Если йода в организм посту­пает недостаточно, это приводит к возникновению самых се­рьезных заболеваний. Йод необходим для нормального роста, хорошего самочувствия и успешной работы.

Суточная потребность йода для нормальной деятельности щитовидной железы — 200 мг (две «крупинки»). Естественными источниками йода являются питьевая вода, овощи и, конечно, морепродукты.

Помимо использования морепродуктов, еще одним из вариантов решения проблемы йододефицита может стать включение в рацион питания йодированных продуктов — йодированной соли, хлеба, молока, яиц. В последнее время появилась даже йодированная жевательная резинка. Вкус йодированных продуктов ничем не отличается от традиционных, однако польза их значительно выше.

- А сейчас я проверю ваше внимание, насколько внимательно вы меня слушаете. Учёный от каждой команды получит карточку с заданием. Коллективно, т.е. совещаясь и принимая решения вместе вы постараетесь ответить на вопрос.

Викторина «Дары моря»

Цель: расширить представления детей о пользе съедобных морских растений и животных.

Форма проведения: индивидуальная

  1. Что такое «скрытый голод»?
    • недостаток микроэлементов в питании;
    • недоедание;
    • диета;
    • недостаток пищи в рационе
  2. Назовите продукты питания, содержащие йод в наибольшем количестве
    • рыба и морепродукты;
    • макароны;
    • хлеб;
    • овощи и фрукты
  3. Во время второй мировой войны японские солдаты пользовались высушенными креветками. Для того, чтобы воспользоваться такой креветкой, надо было ее слегка увлажнить. В качестве чего использовались креветки?
    • как антисептик (обеззараживающее средство);
    • как источник света;
    • как талисман;
    • как горючее
  4. Вещество, используемое для приготовления желе, мармелада, суфле. Его получают из морских водорослей.
    • желатин;
    • агар-агар;
    • морская соль;
    • каучук
  5. Какую из рыб, обитающих в Черном море, называют «золотой» за вкусное мясо? 
    • кефаль;
    • барабуля;
    • тунец;
    • бычок

«Проверь себя».

  1. Недостаток микроэлементов в питании.
  2. Рыба и морепродукты.
  3. Антисептик.
  4. Агар-агар.
  5. Тунец.

IV. Физминутка

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

V. Закрепление изученного

1. Работа по тетради.

2. Задание № 1 (стр. 53). Учащиеся дорисовывают и раскрашивают обитателей Японского моря, Чёрного и Азовского, которых можно употреблять в пищу.

3. Кроссворд «Морские обитатели» (Слайд 7)

Цель: закрепить знания учащихся о морских обитателях.

(Криль - это мелкие рачки, не превышающие половины одного сантиметра. А не разновидность креветок, как многие полагают. В отличии от креветок, криль обитает в чистых и не загрязненных водах Антарктического океана, что делает этот продукт уникальным. Мясо криля не накапливает токсины. Кефаль – морская рыба, сжатым с боков телом. Морской гребешок – морской моллюск, похожий внешним видом на мидий. Фукус – это род бурых водорослей, по-другому называют «морской дуб», «царь водоросль», «морской виноград»)

Форма проведения: групповая работа

VI. Рефлексия. Итог занятия

Цель: подвести итог занятия, отрефлексировать свою активность на уроке, определить для себя необходимость воспринятой и полученной информации.

(Учащимся выдаются листки с незавершёнными фразами, ребята за завершают фразы. Таким образом, рефлексируют собственную активность на уроке.)

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
  • сегодня я узнал…
  • я понял, что…
  • я попробую…
  • было трудно…
  • меня удивило…
  • сегодня я узнал…

Использованная литература

  1. Безруких М.М. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь. – М.: Nestle, 2016.
  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2004.