Сиротство – проблема общества

Разделы: Социальная педагогика


В федеральном банке данных России о детях-сиротах по состоянию на 1сентября 2018 года числится менее 48 тысяч ребят, что является самым низким показателем за всю новейшую историю России. В Минпросвещении рассказали о зафиксированном рекордно низком количестве детей, живущих сейчас в сиротских учреждениях. За последние пять лет количество сирот в России сократилось в полтора раза. Сейчас в банке данных, который ведет Министерство просвещения России, осталось 47,8 тыс. анкет. В 2013 году в банке данных было 68,8 тыс. детей, а в 2008 году – 115,6 тыс. «Первое, что важно уточнить: сократился федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Это официальные цифры, учитывающие число детей, которым присвоен соответствующий статус - прокомментировала АСИ директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова – и совсем другое дело, когда мы говорим о детях, которым еще не присвоен статус, и о детях, которых за руку привели родители в соответствующую организацию. Они написали заявление о том, что находятся в сложных жизненных обстоятельствах, и оставили ребенка, временно, не навсегда».

По словам фонда, к сожалению, заявление можно повторить и ребенка не навещать. В некоторых субъектах говорят о 60–70% так называемых детей по заявлению, которые находятся в государственных организациях. Информация о таких детях не попадает в официальный банк данных, но по факту они остались без попечения и заботы родителей. А число беспризорников, по данным Генеральной прокуратуры, доходит до 2 миллионов.

Сирота – ребенок, у которого нет родителей или близких родственников, которые могли бы о них заботиться. Но ужас современного общества в том, что почти 80% детей в учреждениях социального типа - социальные сироты. У них есть мамы и папы, но либо родители отказались от ребенка, либо лишены родительских прав.
С лишением прав все более или менее понятно, если родители ведут асоциальный образ жизни, не обеспечивают ребенку должный уход, в семье возникают ситуации, угрожающие жизни и здоровью ребенка – его забирают из семьи на попечение государства. Также оказываются в сиротских учреждениях дети, чьи родители сели в тюрьму.

Дети-отказники – от них отказались родители. Часть мам также асоциальные личности, алкоголички, наркоманки, бросают детей в роддомах. Большая часть детей от благополучных родителей, но родившихся с тяжелыми диагнозами. Причем часто на мать оказывают давление, убеждая, что больному ребенку будет лучше в специальном  учреждении. Мама оказывается один на один с проблемой, а родные, врачи, общество заставляют писать отказ. «Зачем тебе такой, родишь здорового» - сколько молодых мам слышали эти слова?

Новой проблемой стали мигранты, особенно это касается крупных городов. Матери-иммигрантки не пьют, не курят, они хотели бы сами воспитывать своего ребенка. Но если они придут с малышом в комнату, где живет 20 таких же мигрантов, ее выгонят на улицу. И домой она вернуться не может, если она не замужем, ее попросту убьют. Вот и вынуждена она со слезами оставлять здорового ребенка государству.

Часть детей, уже взятых в семью, возвращают обратно. Приемные родители оказываются не готовы к долгой адаптации, не знают, как справляться с возрастными кризисами, как воспитывать «чужого» ребенка. Другая причина – изменение состава семьи: родился собственный ребенок, смерть одного из родителей, потеря работы.

«Семейные» дети – большая часть воспитанников государственных учреждений. Это дети, родители которых не лишены родительских прав, но не могут по каким-то причинам находиться рядом с детьми. Детей отдают на время, на государственное обеспечение, их нельзя усыновлять, родители посещают своего ребенка, могут забирать на выходные, во время каникул. Необходимость отдать ребенка в Социальное государственное учреждение возникает, если родители потеряли работу, единственному родителю требуется длительное лечение в больнице и за ребенком некому присмотреть. Также в социальных учреждениях находятся дети с особыми потребностями обучения.

В нашей стране на содержание ребенка в казенном учреждении выделяются достаточно крупные суммы денег, по разным данным, от 45–55 до 500 тысяч рублей в год. Не каждая благополучная семья тратит столько на своего ребенка. То есть дети накормлены, одеты, обуты, обеспечены учебными материалами.

Государство, как может, заботится о сиротах. Но нельзя забывать, государство – это система. Можно дать материальную стабильность, обеспечить физическое здоровье, но психическое в системе невозможно.

Дети, проживающие в условиях ЦССВ, лишены личного пространства, подчинены режиму. Не формируется привязанность. Они привыкают, что все в их жизни временно: взрослые, дети, окружение, обстановка. Отсутствует индивидуальность, нет свободы выбора. В результате во взрослую жизнь они выходят неподготовленными, не умеют дружить, любить, занимать себя, обращаться с деньгами. Эти навыки развиваются только в семье.

По статистике только 10% выпускников интернатов устраивают свою жизнь, остальные – попадают в тюрьмы, спиваются, совершают суицид.

Несмотря на печальную статистику, работа в нашей стране ведется. 28 декабря 2012 года был принят закон Димы Яковлева, запрещающий американским гражданам усыновлять детей из России. Позже была принята Федеральная целевая программа «Россия без сирот», рассчитанная на 2013–2020 годы. Цель программы – профилактика социального сиротства, просветительская деятельность, стимуляция российских семей к усыновлению. 

Педагоги социальных учреждений работают с родителями в двух направлениях:

  • работа с родителями, лишенными родительских прав, по возвращению ребенка в семью; 
  • работа с приемными родителями.

Какой бы ни был замечательный, только семья может обеспечить комфортное, гармоничное развитие. Родная семья – это привязанность, генетическое сходство, знакомые традиции. Полноценную замену семье найти невозможно. Не секрет, что ребенок любит свою мать любой, даже пьяной и дерущейся. Задача педагогов помочь родителям наладить контакт с ребенком, вовлекать родителей в жизнь ребенка, способствовать восстановлению родительских прав и возвращению ребенка в семью. Это возможно только при желании и заинтересованности родных не разлучаться с ребенком. С такими семьями можно успешно работать.

Работа проводится в индивидуальных и групповых формах. При поступлении ребенка в учреждение заводится социальная карта воспитанника. В ней отражаются особенности личности, причины, приведшие к попаданию ребенка в данные о близких родственниках, заполняется медицинская карта. Далее педагоги знакомятся с родителями и родственниками, посещают квартиру, выясняют бытовые условия. Такое подробное обследование помогает составить индивидуальный план работы развития и жизнеустройства с конкретным ребенком.

Индивидуальная работа включает проведение дней открытых дверей, родительских собраний, совместных праздников, бесед с родителями учителей, психологов, воспитателей. При желании родителей дети могут проводить выходные и каникулы дома. Связь с семьей поддерживается ведением семейных альбомов. Укреплению родственных отношений помогает совместный труд на территории учреждения, посещение семей во время праздников.

Групповая работа – вовлечение родителей в жизнь группы по их инициативе. Это сбор макулатуры, выращивание комнатных растений, проведение совместных праздников, спортивных мероприятий, материальная помощь группе.

По результатам работы заполняется карта наблюдений динамики развития родительского сознания. В ней отражаются изменения в жизни семьи и роль родных в воспитании ребенка: улучшение жилищных условий, трудоустройство, посещение детей, взаимоотношения с ребенком, активность в группе и в воспитании.

К сожалению, не все родители хотят воспитывать своего ребенка. Задача педагогов в этом случае способствовать как можно более ранней передачи ребенка в замещающую семью. Любая форма замещения (приемная семья, опекунство, патронаж, гостевая семья) – лучше казенного воспитания. Одного желания мало, чтобы стать приемным родителем.

Педагоги помогают наладить контакт с ребенком, обучают потенциальных родителей методам воспитания, особенностям психологии ребенка в зависимости от возраста, рассказывают о возрастных кризисах и путях их преодоления, раскрывают медицинские и юридические вопросы. Обсуждаются сложные темы: тайна усыновления, жестокое обращение, половое воспитание. Данная работа направлена на обеспечение комфортной адаптации ребенка в приемной семье, является профилактикой возвращения детей в социальные дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа с будущими и существующими приемными семьями – одна из основных задач органов опеки и попечительства. Эта работа начинается задолго до передачи ребенка в семью. Потенциальные приемные родители собирают пакет документов, при анализе которых оценивают материальные, физические, психологические возможности для воспитания ребенка. После получения заключения о возможности быть приемными родителями, претенденты должны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку. Это требование закреплено в Семейном кодексе РФ. Исключения составляют близкие родственники ребенка и лица, уже усыновившие детей раньше. В ноябре 2016 года депутаты Воронежской областной Думы выступили с инициативой о необходимости проходить подготовку всем приемным родителям и опекунам. По их мнению, это позволит снизить количество возвратов и повысить качество подготовки родственников ребенка. Подготовка проходит в школах приемных родителей. Они могут быть организованы на базе ЦССВ или органов опеки и попечительства.

После усыновления ребенка, приемная семья не остается одна. В органах опеки на каждую приемную семью заводят карту, в которой отражены индивидуальные физические и психологические особенности ребенка, родителей, характеристика жилищных условий. Также в карте отражаются в хронологическом порядке все мероприятия и виды помощи, оказанные семье. Специалисты органов опеки и попечительства разрабатывают программу индивидуальной адаптации для приемной семьи. Контроль осуществляется путем наблюдения за поведением ребенка, в беседах с учителями, воспитателями, родителями, ребенком.

Каждые полгода проводятся плановые посещения приемной семьи. Если требуется более частая помощь, план посещений корректируется, что отражается в карте. Социальный работник записывает краткое содержание беседы и результаты посещения для анализа и контроля.

Индивидуальная помощь носит консультативный характер. Если специалисты органов опеки не справляются с проблемами, возникшими в семье, они привлекают детских психологов или психологов, работающих с усыновителями.

Сами приемные родители также ищут пути преодоления проблем адаптации. Создаются благотворительные фонды и некоммерческие организации, помогающие и поддерживающие приемные семьи. Часто в них работают квалифицированные юристы и психологи на добровольных началах. Финансовая форма поддержки приемных семей – это решение государства, а не семей.

В вопросах сиротства в России еще остается много проблем: недостаточная правовая база, низкий материальный уровень населения, отношение в обществе к детям-сиротам и усыновлению. Педагоги и социальные работники на местах по мере сил стараются помочь семьям. Государство также предпринимает адекватные меры –создаются семейные центры, реабилитационные центры, приюты и центры временного содержания. Но обществу еще предстоит приложить усилия для принятия и понимания проблемы сиротства. Тогда мы реально сможем снизить количество брошенных детей, воспитать достойное поколение, называться цивилизованным обществом.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в России проводится необходимо построить систему сопровождения опекунов и усыновителей.

Помимо этого, родители просят получать психологическую помощь для себя и своих детей. Это действительно очень большой труд - растить детей, особенно таких, кто так много прожил.

Литература

1. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. Педагогика. 2005.

2. Федеральный закон РФ " О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996).

3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о приемной семье" (1996). 

4. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Е.Волкова, Л.Грибанова. Под редакцией Е.Крючковой, М.Люсиной. М. 2001.