План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе по теме «Весна. Живая неживая природа»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе весной. Закреплять названия весенних месяцев. Расширять рассказывать о приметах наступающей весны (капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе весной. Закреплять названия весенних месяцев. («Познавательное развитие»);
  • Обогащать словарь по теме «Весна». Совершенствовать умение составлять предложения, рассказ о весне на основе картинок, упражнять в подборе прилагательных к существительным. Выслушивать детей, уточняя их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность явления, помогать логично и понятно высказывать суждение. Развивать умение понимать и анализировать содержание загадок («Речевое развитие»);
  • Формировать видение красоты русской природы через художественное слово. Совершенствовать способности детей составлять предложения, рассказ о весне на основе картинок, упражнять в подборе прилагательных к существительным («Речевое развитие»)
  • Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить безопасному поведению в природе («Социально-коммуникативное развитие»);
  • Прививать любовь к классической музыке, посредством музыкального произведения создавать благоприятный эмоциональный фон («Художественно-эстетическое развитие»)
  • Развивать двигательную активность посредством физ. минутки («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

  • наглядные:  рассматривание репродукций картин известных художников о весне.
  • словесные:  беседа, чтение стихотворения, дидактическая игра.
  • практические: слушание музыкальных произведений, выкладывание витража из цветных стеклышек.

Материалы и оборудование: цветные стеклышки на каждого ребенка, компьютер, картины, музыкальный центр, аудиозапись П.И.Чайковского «Апрель».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физ.минутка  «Весенняя».

Изобразительная

Выкладывание витража из цветных стеклышек «Краски весны»

Познавательно-исследовательская

Рассматривание серии картин, сравнение признаков весны и зимы.

Коммуникативная

Беседа по теме «Весна», дидактические игры «Найди следы времен», рассуждения, «Хлопни в ладоши», ответы на вопросы.

Восприятие худ.литературы и фольклора.

Чтение стихотворения А.Барто «Весна»

Музыкальная

Прослушивание музыкального произведения о весне П.И.Чайковского – «Апрель»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Проводит дидактическую игру по цветотерапии «Краски весны». Предлагает выбрать цветные стеклышки, обозначающие на взгляд детей цвет весны, и выложить на них витраж

Выбирают разноцветные стеклышки, смотрят через них на окружающие предметы. Объясняют свой выбор.

Выкладывают цветной витраж «Краски весны»

2.

Проводит дидактическую игру «Найди следы времен года». Вывешивает на мольберте репродукции картин известных художников И.И.Шишкина «Зима», А.Г.Саврасова  «Грачи прилетели». Предлагает детям их рассмотреть.

Рассматривают репродукции картин. Описывают картину в 3-4 предложениях. Отвечают на вопросы

Определяют по цвету, оттенкам, выразительным средствам времена года, изображенные на картинах.

3.

Проводит беседу:
- Какими словами можно сказать о весне?
- Когда наступает весна? Назовите весенние месяцы. Перечислите признаки весны. Что люди делают весной? Какая погода бывает весной? Какие птицы прилетают первыми? Какие цветы зацветают первыми? Что надевают люди весной? Почему? Что такое ледоход, проталина, первоцвет, подснежник?
Воспитатель напоминает, что весна бывает разной, заканчивается только первый месяц весны. Весна будет продолжаться еще долго. Будет становиться все теплее и теплее, потому что солнышко будет греть все сильнее, снег растает, на деревьях вырастут листочки, зазеленеет трава, прилетят птицы.

Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.

Называют весенние месяцы, весенние цветы (подснежник, одуванчик, ландыш, мимоза), называют приметы весны. Составляют предложения с опорой на картинки «Весной ярко светит солнце», «Весной птицы прилетают из теплых стран».

4.

Проводит дидактическую игру «Хлопни в ладоши». Называет слова, а дети хлопают в ладоши, если произнесенное слово относится к весне.

Внимательно слушают слова. Определяют, относятся ли они к весне. Хлопают в ладоши (пригревает, листопад, вьюга, журчит, снежинки, ледоход…)

Замечают и называют сезонные изменения в природе.

5.

Проводит физ. минутку.
«Весенняя»
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг по шире,
А теперь мы ручейки,
А теперь – фонтаны
Побежим вперегонки.
Прямо к парку  мы спешим.

Повторяют движения в соответствии с текстом.

Демонстрируют снижение утомления, повышение работоспособности.

6.

Предлагает прослушать аудиозапись музыкального произведения о весне (Музыка П.Чайковского «Апрель»)

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Проявляют интерес к классической музыке.

7.

Проводит дидактическую игру «Скажи наоборот»

Говорят словосочетания наоборот (ранняя весна – поздняя весна, веселое солнце – грустное солнце,
холодный  день – теплый день, длинная сосулька – короткая сосулька)

Подбирают антонимы

8.

Читает стихотворение А.Барто «Весна идет»
Утром было солнечно и совсем тепло
Озеро широкое    по двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянуло озеро корочкой стекла…

Слушают стихотворение

Воспринимают красоту русской природы через художественное слово.

9.

Проводит дидактическую игру «Исправь ошибки». Рассказывает детям о письме от Незнайки и просит помочь исправить ошибки. Например: Наступила весна. Затрещали сильные морозы. Прилетели грачи. Дети оделись в теплые шубы.

Внимательно слушают.

Исправляют ошибки. Аргументируют свое мнение. Понимают причинно следственные связи явлений природы и особенности жизни людей.