Вечные темы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Разделы: Литература


Класс: 10.

Учебник: Литература, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профил. уровни. / Ю.В.Лебедев. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г.

Название раздела, темы: Иван Сергеевич Тургенев роман «Отцы и дети».

Цель: выяснение и понимание учащимися сущности идейных расхождений между взглядами героев романа И.С.Тургенева.

Задачи:

обучающие:

  • проанализировать образы-персонажи романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» посредством сопоставления высказываний Е.В.Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству;
  • провести наблюдение над умением данных героев вести спор.

развивающие:

  • способствовать развитию речи учащихся; умению обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • способствовать развитию мышления и познавательной активности;
  • способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работ;
  • развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения аргументированными примерами;

воспитательные:

  • воспитывать почтительное отношение к родителям;
  • формировать деловую культуру общения.

Методы работы: проблемный метод обучения, метод активного диалога.

Формы работы: фронтальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Вечные темы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Тип урока: обобщение изученного материала.

Технология: проблемно-диалогового обучения.

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание урока.
Деятельность учителя

1. Организация начала урока

Оценивание готовности к уроку, психологический настрой на работу.

Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем гостей и одноклассников.

Внимание на экран – фрагмент «отец и сын» ЧТО ЭТО?

2. Мотивация урока

 

Активизировать мыслительную деятельность учащихся

- Прочитайте эпиграф нашего урока. Сформулируйте тему, обозначьте проблему сегодняшнего урока СЛАЙД 1.
Эпиграф к уроку:

Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши.
Она отличается дурными манерами,
презирает авторитеты, не уважает старших.
Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и 
изводят учителя.
                             Сократ (470-399гг. до н.э.)

Сегодня мы с вами собрались поговорить о проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? СЛАЙД 2
- Как по-вашему, актуален ли сегодня роман И.Тургенева “Отцы и дети”? Почему? Можете ли подтвердить это мнение? СЛАЙД 3

3. Актуализация знаний

 

Создать внутреннюю заинтересованность

Конфликты возникают почти во всех семьях СЛАЙД 4 Что такое конфликт?
Тренинг “Семейные трудности”. Класс условно разделен на 2 группы
(Обсуждение в группе)
В течение 2 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Гр. 1 – позиция– родители, гр.2 – позиция – дети.
В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в наших семьях.
- Отчего возникают конфликты? Можно ли решить проблему поколений?
Давайте подумаем и поразмышляем над этими вопросами.СЛАЙД 5

4.  Обобщение изученного материала.

Cистематизировать знания

 

 

 

Яркий пример непонимания, разногласий, конфликта поколений мы можем увидеть в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Сегодня мы рассмотрим более подробно взаимоотношения между взрослым поколением – “отцами” и молодым поколением – “детьми”. Представитель “отцов”– Павел Петрович Кирсанов, а “детей” – Евгений Базаров. СЛАЙД 6
Обратимся к тексту произведения
1. Вы уже знакомы с текстом II и IV главы. Определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей».
(У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)

2. Посмотрите фрагмент телепрограммы «Игра в бисер», автор и ведущий И.Волгин.
О ком идет речь? (Фрагмент 1: время12.45.- 13.35
Как поняли значение слова антогонизм?
Антагони́зм — соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия.)

Продолжая работу над характеристикой героев, докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы?
(Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.)
Итоги спора (СЛАЙД 7)

Базаров

Павел Петрович

прав:
Надо делать дело. Надо проверять любую истину

прав:
Нужна связь во времени, т.е. преемственность

не прав:
В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь – физиология, природа – мастерская, красота – польза, мечта – гниль)

не прав:
В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла

3.  Поняли ли герои друг друга, старались ли понять? Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения?  Анализ по группам
(Позиции Базарова – 1 гр. и Кирсанова – 2 гр. — крайности. Им не хватило: одному — чувства почтения «сына», другому — любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети)

6. Самостоятельная работа

Выявить уровень усвоения знаний

- Как вы думаете, почему Кирсанов и Базаров разные люди?
Да действительно, это люди из разных семей. Проанализируем взаимоотношения в семьях героев.
Работа в группах СЛАЙД 8
Гр. 2. Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
Гр.1. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны

Посмотрите еще один видеофрагмент: время 20.10–20.41

Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом.
Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)

7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

Подвести под анализ и дать оценку успешности достижения цели

Зачитайте эссе (домашнее задание) на тему “Что для меня значат мои родители?” СЛАЙД 9
- Что вам лично позволил понять сегоднящний разговор? Продолжите фразу СЛАЙД 10
СЕГОДНЯ Я ИМЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ…
Домашнее задание СЛАЙД 11
Опираясь на знание текста и личный опыт, поразмышляйте над вопросом «Существует ли конфликт поколений?
Внимание на экран Фрагмент «отец и сын» ЧТО ЭТО? Продолжение

Приложение