Класс: 10.
Учебник: Литература, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профил. уровни. / Ю.В.Лебедев. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г.
Название раздела, темы: Иван Сергеевич Тургенев роман «Отцы и дети».
Цель: выяснение и понимание учащимися сущности идейных расхождений между взглядами героев романа И.С.Тургенева.
Задачи:
обучающие:
- проанализировать образы-персонажи романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» посредством сопоставления высказываний Е.В.Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству;
- провести наблюдение над умением данных героев вести спор.
развивающие:
- способствовать развитию речи учащихся; умению обобщать, логически верно излагать свои мысли;
- способствовать развитию мышления и познавательной активности;
- способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работ;
- развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения аргументированными примерами;
воспитательные:
- воспитывать почтительное отношение к родителям;
- формировать деловую культуру общения.
Методы работы: проблемный метод обучения, метод активного диалога.
Формы работы: фронтальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Вечные темы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Тип урока: обобщение изученного материала.
Технология: проблемно-диалогового обучения.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание урока. |
||||||
1. Организация начала урока |
Оценивание готовности к уроку, психологический настрой на работу. |
Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем гостей и одноклассников. Внимание на экран – фрагмент «отец и сын» ЧТО ЭТО? |
||||||
2. Мотивация урока
|
Активизировать мыслительную деятельность учащихся |
- Прочитайте эпиграф нашего урока. Сформулируйте тему, обозначьте проблему сегодняшнего урока СЛАЙД 1. Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Сегодня мы с вами собрались поговорить о проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? СЛАЙД 2 |
||||||
3. Актуализация знаний
|
Создать внутреннюю заинтересованность |
Конфликты возникают почти во всех семьях СЛАЙД 4 Что такое конфликт? |
||||||
4. Обобщение изученного материала. |
Cистематизировать знания
|
Яркий пример непонимания, разногласий, конфликта поколений мы можем увидеть в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Сегодня мы рассмотрим более подробно взаимоотношения между взрослым поколением – “отцами” и молодым поколением – “детьми”. Представитель “отцов”– Павел Петрович Кирсанов, а “детей” – Евгений Базаров. СЛАЙД 6 2. Посмотрите фрагмент телепрограммы «Игра в бисер», автор и ведущий И.Волгин. Продолжая работу над характеристикой героев, докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы?
3. Поняли ли герои друг друга, старались ли понять? Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Анализ по группам |
||||||
6. Самостоятельная работа |
Выявить уровень усвоения знаний |
- Как вы думаете, почему Кирсанов и Базаров разные люди? Посмотрите еще один видеофрагмент: время 20.10–20.41 Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. |
||||||
7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание |
Подвести под анализ и дать оценку успешности достижения цели |
Зачитайте эссе (домашнее задание) на тему “Что для меня значат мои родители?” СЛАЙД 9 |