Цель: дифференциация звуков [с]-[с’]-[з]-[з’] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить давать характеристику звукам [с]-[с’]-[з]-[з’] в сравнительном плане;
- тренировать детей в составлении предложений по демонстрации действия, по опорным словам, по картинке;
- тренировать детей в составлении схемы предложения.
Коррекционно-развивающие:
- учить детей дифференцировать звуки [С]-[С’]-[З]-[З’] в слогах, словах, предложениях на слух и артикуляционно;
- закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;
- развивать внимание, память, воображение, мышление;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- развивать координацию движений.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать умение выполнять задания в коллективе и индивидуально;
- воспитывать умение не перебивать друг друга, внимательно слушать ответы товарищей.
Оборудование: наборное полотно, «Домики звуков» (красный, синий, зеленый), схема для характеристики звуков, картинки-символы звуков [С]-[С’]-[З]-[З’], зеркала индивидуальные, индивидуальные карточки синего и зелёного для игры «Сигнальщики», дидактическое пособие «Подарки для Сани и Зои», массажный мячик, индивидуальные наборы карточек-символов для составления схем предложений, серия сюжетных картин «Ваза» (Нищева), наклейки зимней тематики.
Мультимедийная презентация «Игры со Снеговичком».
Технологическая карта
Этапы коррекционно-развивающего занятия |
Виды работы на этапе |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный |
Приветствие. |
Логопед приветствует детей. |
Дети хором проговаривают правило. |
Организационный | Активизация внимания к деятельности |
Ребята, отгадайте, кто пришел на наше занятие: Его слепили дети ловко, |
Отгадывают загадку: Снеговик. |
|
Презентация
Вопросы:
|
Правильно, сегодня к нам гости пришёл Снеговичок, вот он (посмотрите на экран).
|
Ответы детей: |
Объявление темы | Сегодня Снеговик приготовил для вас игры со звуками [С]-[С’]-[З]-[З’] и буквами С и З. | ||
Основной | Актуализация знаний Презентация (слайд 3) |
Вспомним и расскажем Снеговичку, чем звуки отличаются от букв. | Ответы детей: Звуки мы слышим и произносим! Буквы мы видим и учимся писать! |
Акустико-артикуляцион |
Презентация (слайды 4-6) |
Посмотрите на схему и расскажите, как мы произносим звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]. |
Проговаривание звуков [С]-[С’]-[З]-[З’] хором и индивидуально. При произнесении звуков [С]-[С’] горлышко спокойное, «голосок спит». Характеристика звуков: |
Чем отличаются звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]? | Звуки [С]-[С’] – глухие. Звуки [З]-[З’] – звонкие. Звуки [С]-[З] – согласные твердые, а звуки [С’]-[З’] – согласные мягкие. |
||
Развитие фонематического слуха |
Игра «Сигнальщики». Презентация (слайд 7) |
Я буду произносить слоги, а потом слова. Если вы услышите звук [С], поднимите синюю карточку без колокольчика, если вы услышите звук [З], поднимите синюю карточку с колокольчиком. |
Выполняют игровые задания |
Дифференциация |
Игра «Подарки для Сани и Зои» (см. Приложение 1). Игра «Хлопни-топни, раз-два-три, слово на слоги подели». |
Под ёлкой лежит много подарков. Помогите Сане и Зое узнать, какие подарки приготовили для каждого из них. Для Сани – подарки со звуками [С], [С’] в названии, для Зои – со звуками [З], [З’]. |
Выполняют игровые задания, прикрепляя картинки со звуками [С]-[С’]-[З]-[З’] на две рамки на липучки: на первую – слова со звуками [С], [С’], на вторую – слова со звуками [З], [З’]. |
Игра «Превращения»
Презентация (слайды 10-14) |
1. Игра с мячом «Превращения». |
Стоят в круге, выполняют игровые действия.
Проговаривают название картинки, определяю местоположение звука [С] (начало, середина, конец слова), устно заменяют звук [С] на звук [З], повторяют два слова вместе: роса – роза, косы-козы, лиса – Лиза, суп-зуб. |
|
Проговаривание стихотворений с этими словами (см. Приложение 2). | Снеговик придумал с этими словами стихотворения и хочет вам их рассказать (логопед читает рифмовки, меняя местами пары слов). | Слушают, исправляют ошибки Снеговика и повторяют стихотворные строчки правильно индивидуально и хором. | |
Динамическая пауза |
Координация речи с движением (см. Приложение 3). |
Показывает движения, произносит текст динамической паузы. |
Выполняют движения, проговаривают стихотворения. |
Дифференциация |
Игра «Лабиринт».
Составление предложений по демонстрации действия. |
Следующая игра, которую для вас приготовил Снеговичок, это «Лабиринт». Составьте предложение, ответив на вопросы: Куда идет Сеня? Куда идет Лиза? |
Выполняют игровое упражнение, выбирают дорожки, по которым пойдут Сена и Лиза. Сеня идет к автобусу. |
Составление схем предложений с предлогом. Презентация (слайды 16-17) |
На столах перед вами контейнеры с карточками для составления схем предложения. Вспомните, как обозначается первое слово в предложении. А как обозначаем последнее слово? Каким символом мы обозначаем «маленькие» слова (предлоги)? | Линией с уголком мы обозначаем первое слово. В конце предложения – точка. Маленький прямоугольник обозначает на схеме «маленькое» слово. |
|
Составьте схему предложения Сеня идет к автобусу. Сколько всего слов в этом предложении? Какое слово первое (второе, третье, четвертое)? Аналогично проводится работа со вторым предложением. Молодцы, вы справились. Правильно определили дорожки для Лизы и Сени, составили предложения и выложили их схемы. |
Составляют схемы предложений на столе с помощью карточек-символов. Отвечают на вопросы: в предложении 4 слова. Первое слово – Сеня и т.д. |
||
Дифференциация |
Развитие речевого дыхания. |
А теперь посмотрим, что же было дальше. |
Дети дуют на блестящий новогодний дождик. |
Составление предложений по серии сюжетных картин «Ваза» по опорным словам. Презентация (слайды 17-18). Презентация (слайды 19-22). |
Рассмотрите картинки и помогите Снеговичку расставить их по порядку, а потом составьте по каждой картинке предложение с нужными словами. Спасибо, вы составили очень хорошие предложения. |
Дети рассматривают картинки и на наборном полотне расставляют картинки в нужной последовательности. Составляют предложения по опорным словам. |
|
Рефлексия | Вопросы. Презентация (слайд 23) |
Чем отличаются звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]? А чем они похожи? |
Звуки [С]-[С’] – согласные, глухие, а звуки [З]-[З’] – согласные звонкие. Звуки [С]-[З] – согласные, твердые, а звуки [С’]-[З’] – согласные мягкие. Все эти звуки согласные. |
|
Итог занятия, поощрение детей за активную деятельность. |
Попрощаемся со Снеговичком. Вы все хорошо играли со Снеговичком. |
До свиданья, Снеговичок! Приходи к нам еще в гости и приноси новые игры. |
Приложение 1
Авторское дидактическое пособие «Подарки для Сани и Зои».
Описание: дидактическое пособие представляет собой две рамы для картин размером 40Х50 см. К пластику приклеены небольшие кусочки липучки на клеевом слое.
Также небольшие кусочки липучки приклеены к картинкам. Картинки выполнены в виде подарочных коробочек, с обратной стороны – картинка, в названии которой есть звуки [С]-[С'] или [З]-[З’].
Приложение 2
На лугу пасутся козы, |
Ах, какая лисонька! |
Роса на розе словно слезы, |
Зоя есть не стала суп: |
Приложение 3
Вот Снеговичка зарядка! |
Хлопки в ладоши |
Быстро встаньте, улыбнитесь, |
Выполнение движений в соответствии с текстом |
Рук коленями коснитесь! |
Руки согнуты в локтях, вытянуты перед собой, поднимаем ноги, касаясь коленями ладоней |
Сели-встали, сели-встали |
Выполнение движений в соответствии с текстом |
Мы зимой в снежки играем, мы играем! |
имитация лепки снежков |
По сугробам мы шагаем, мы шагаем! |
шагаем, высоко поднимая колени |
И на лыжах мы бежим, мы бежим! |
пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях |
На коньках по льду скользим, мы скользим! |
плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях |
Использованная литература
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 147 c.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно.конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М: Изд-во ГНОМ и Д. 2007.
- Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [с]-[с’]-[з]-[з’]. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.
- Синицына И.Ю. Буду чисто говорить. – М: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.