Чередование гласных О–А в корнях ЛАГ–ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)–РОС. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Опорные понятия, термины: чередующиеся гласные в корне -раст-ращ-рос-; лаг-лож-.

Новые понятия: чередование.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать навык правописания А–О в корнях –лаг – лож-; -раст (ращ)-рос;
  • научить владению способом выбора А–О в корнях –лаг – лож-; -раст (ращ)-рос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Личностные: осознание важности учения, знаний по русскому языку, правильности написания слов.

Метапредметные: поиск средств осуществления решения учебной задачи.

Предметные: проведение орфографического разбора слов.

УУД:

  • познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
  • коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
  • регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

Формы контроля: диктант с заменой; учебный диалог; самоконтроль; рефлексия.

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

- Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что этот позитив мы с вами сохраним на протяжении всего урока. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа.

2. Мотивация учебной деятельности

- Посмотрите на слайд, здесь записаны слова, ваша задача заключается в следующем: прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, из вставленных букв составьте слово, дайте лексическое значение получившемуся слову.

Зар…сли, тер…аса, суф..икс, пол..жение, мя…кий, тер…итория, к…саться, килогра…, изл…гать.

- ОРФОГРАММА -

- Что такое орфограмма?

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных.

- Какие орфограммы вы знаете?

- Встретились ли вам незнакомые орфограммы при выполнении данного задания?

3. Актуализация знаний. Постановка целей и задач

- Все вы помните персонажей знаменитого мультфильма «Трое из Простоквашино». Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование … Письмо с ошибками! Давайте попытаемся найти эти ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет. Сможем?

Сможем! Приступаем!

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

- Итак, ребята, прежде чем помочь Печкину, мы должны выяснить, как ему помочь, как объяснить его ошибки. Давайте попробуем разобраться! Как вы думаете, какие ошибки допустил Печкин в своем письме? В каких словах он неверно вставил буквы?

Вырасли, позаростали, предлогал, водорасли, вырасли, предлогает, слогать, прилажить, услажняют, вырощенный.

- А как нужно правильно писать?

Выросли, позарастали, предлагал, водоросли, выросли, предлагает, слагать, приложить, усложняют, выращенный.

- А в какой морфеме допустил он ошибку? (В корне слова).

- Правильно, ребята, а кто мне скажет, какова будет тема нашего урока?

- Тема урока: Чередование гласных О-А в корнях -лаг-лож-; -раст(ращ)-рос-

- Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: мы должны будем познакомиться с чередующимися гласными О–А в корне слова и научиться рассуждать при выборе чередующейся гласной.

- Можно ли к данным словам подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.

- Подумайте, когда нужно писать букву О, а когда А в корнях -ЛАГ-ЛОЖ; -РАСТ- (-РАЩ-) -РОС-

1. Излагать

 2. Заросли

Изложить

 Растение

Предлагать

 Вырастить

Предложить

 Выращенный

Слагаемое

 Возраст

Изложение

 Водоросли

Безотлагательный

 Отрасль

Сложение

 Подрастать

Предполагать

 Наращивание

Полог

 Росток

Положение

 Поросль

- Сделайте вывод — сформулируйте правило самостоятельно.

- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Страница 188-189.

Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз. И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.

(читают учебник, делают вывод о том, что корни -ЛАГ-ЛОЖ- являются вариантами одного и того же чередующегося корня, буква О пишется в корне – -ЛОЖ-, а буква А в корне –ЛАГ-. Если в корне есть буква Т или Щ, то пишется буква А, а если только буква С, то пишется буква О).

- Запомните! Корни -ЛАГ-ЛОЖ-; -РАСТ-РОС- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные.

4. Лингво-физкультминутка

Грамматическая зарядка!

Задание: Если в корне “А” - хлопаем в ладоши, если в корне “О” - встаем.

  • Прил…гать усилия
  • Сл…жить вещи +
  • Р…сти крепким
  • Отл…жить празднование +
  • Возл…гать надежды
  • Предл…жить блины +
  • Выр…щенный ребятами
  • Безотл…гательное дело
  • Зар…сли сирени +
  • Р…стительное масло
  • Радостное предпол…жение +
  • Красивое растение

5. Выявление цели урока

- С правилом мы ознакомились. Какая проблема стоит перед нами теперь?

Какой цели мы должны достичь на уроке?

- Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

6. Первичное усвоение новых знаний

- Упр. 97 (упражнение выполняем, слушая аудиоприложение к учебнику).

- Лингвистический футбол.

От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». У меня в арсенале 5 слов на нужную орфограмму, «забьем» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отобьет вратарь, такую оценку и получит.

1. Расположение лагеря

1. Прилагать усилия

2. Слагать песни

2. Отложить празднование

3. Предложить кофе

3. Возлагать надежды

4. Сложить вещи

4. Предложить блины

5. Излагать мысли вслух

5. Расположиться у костра

7. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление

Распределительный диктант (класс делится на две команды. Первая команда выписывает слова с корнем -лож-, вторая – с корнем лаг)

Записать слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически.

Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное, предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать.

Восстановление текста.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ МАЛЬЧИК

Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил его в маленького человечка. Нильс очень хотел____________и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные _________________, подняться в звездное небо, потеряться в густых _________________. И только когда в душе мальчика появились ______________добра, он________ и стал таким, как прежде. Расскажи, что случилось с Нильсом, и ответь на вопрос: «Могут ли _____________ или рост быть помехой для добрых дел?»

(Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Сельма Лагерлёф).

Слова для справок: выр…сти, р…стениях , зар…сли, р…стки, возр…ст, выр…с.

Работа в парах.

- Лингвистическая кладовая.

Загадки. Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень.

Подчеркнуть буквы О-А.

  • Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке). 
  • В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (Печь).
  • Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (Подъемный кран).
  • Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (Письмо).

8. Итог урока

- Чему научились на уроке?

- От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-лож-; -раст-рос-?

9. Домашнее задание

1. Сочинение с использованием слов на данную орфограмму.

2. Составить диктант на правописание корней с чередованием А – О (20 слов).

3. Выполните упражнение № 101, стр. 189.

10. Рефлексивно-оценочный этап

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  • Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ________________________________
  • Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) _________________________
  • Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать (что?) ________________
  • Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) ________________
  • Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) __________
  • Осталось непонятным (что?) ____________________________________

- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?

- Мою работу?

- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".

- Давайте улыбнёмся друг другу! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!

СПАСИБО ЗА УРОК!