Вид урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Опорные понятия, термины: чередующиеся гласные в корне -раст-ращ-рос-; лаг-лож-.
Новые понятия: чередование.
Цели урока:
Образовательные:
- формировать навык правописания А–О в корнях –лаг – лож-; -раст (ращ)-рос;
- научить владению способом выбора А–О в корнях –лаг – лож-; -раст (ращ)-рос;
- научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
Развивающие:
- развивать память, воображение, речь.
- развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Личностные: осознание важности учения, знаний по русскому языку, правильности написания слов.
Метапредметные: поиск средств осуществления решения учебной задачи.
Предметные: проведение орфографического разбора слов.
УУД:
- познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
- коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
- регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)
Формы контроля: диктант с заменой; учебный диалог; самоконтроль; рефлексия.
Ход урока
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что этот позитив мы с вами сохраним на протяжении всего урока. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа.
2. Мотивация учебной деятельности
- Посмотрите на слайд, здесь записаны слова, ваша задача заключается в следующем: прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, из вставленных букв составьте слово, дайте лексическое значение получившемуся слову.
Зар…сли, тер…аса, суф..икс, пол..жение, мя…кий, тер…итория, к…саться, килогра…, изл…гать.
- ОРФОГРАММА -
- Что такое орфограмма?
Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных.
- Какие орфограммы вы знаете?
- Встретились ли вам незнакомые орфограммы при выполнении данного задания?
3. Актуализация знаний. Постановка целей и задач
- Все вы помните персонажей знаменитого мультфильма «Трое из Простоквашино». Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование … Письмо с ошибками! Давайте попытаемся найти эти ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет. Сможем?
Сможем! Приступаем!
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
- Итак, ребята, прежде чем помочь Печкину, мы должны выяснить, как ему помочь, как объяснить его ошибки. Давайте попробуем разобраться! Как вы думаете, какие ошибки допустил Печкин в своем письме? В каких словах он неверно вставил буквы?
Вырасли, позаростали, предлогал, водорасли, вырасли, предлогает, слогать, прилажить, услажняют, вырощенный.
- А как нужно правильно писать?
Выросли, позарастали, предлагал, водоросли, выросли, предлагает, слагать, приложить, усложняют, выращенный.
- А в какой морфеме допустил он ошибку? (В корне слова).
- Правильно, ребята, а кто мне скажет, какова будет тема нашего урока?
- Тема урока: Чередование гласных О-А в корнях -лаг-лож-; -раст(ращ)-рос-
- Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: мы должны будем познакомиться с чередующимися гласными О–А в корне слова и научиться рассуждать при выборе чередующейся гласной.
- Можно ли к данным словам подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.
- Подумайте, когда нужно писать букву О, а когда А в корнях -ЛАГ-ЛОЖ; -РАСТ- (-РАЩ-) -РОС-
1. Излагать | 2. Заросли |
Изложить |
Растение |
Предлагать |
Вырастить |
Предложить |
Выращенный |
Слагаемое |
Возраст |
Изложение |
Водоросли |
Безотлагательный |
Отрасль |
Сложение |
Подрастать |
Предполагать |
Наращивание |
Полог |
Росток |
Положение |
Поросль |
- Сделайте вывод — сформулируйте правило самостоятельно.
- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Страница 188-189.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз. И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
(читают учебник, делают вывод о том, что корни -ЛАГ-ЛОЖ- являются вариантами одного и того же чередующегося корня, буква О пишется в корне – -ЛОЖ-, а буква А в корне –ЛАГ-. Если в корне есть буква Т или Щ, то пишется буква А, а если только буква С, то пишется буква О).
- Запомните! Корни -ЛАГ-ЛОЖ-; -РАСТ-РОС- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные.
4. Лингво-физкультминутка
Грамматическая зарядка!
Задание: Если в корне “А” - хлопаем в ладоши, если в корне “О” - встаем.
- Прил…гать усилия
- Сл…жить вещи +
- Р…сти крепким
- Отл…жить празднование +
- Возл…гать надежды
- Предл…жить блины +
- Выр…щенный ребятами
- Безотл…гательное дело
- Зар…сли сирени +
- Р…стительное масло
- Радостное предпол…жение +
- Красивое растение
5. Выявление цели урока
- С правилом мы ознакомились. Какая проблема стоит перед нами теперь?
Какой цели мы должны достичь на уроке?
- Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.
6. Первичное усвоение новых знаний
- Упр. 97 (упражнение выполняем, слушая аудиоприложение к учебнику).
- Лингвистический футбол.
От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». У меня в арсенале 5 слов на нужную орфограмму, «забьем» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отобьет вратарь, такую оценку и получит.
1. Расположение лагеря |
1. Прилагать усилия |
2. Слагать песни |
2. Отложить празднование |
3. Предложить кофе |
3. Возлагать надежды |
4. Сложить вещи |
4. Предложить блины |
5. Излагать мысли вслух |
5. Расположиться у костра |
7. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление
Распределительный диктант (класс делится на две команды. Первая команда выписывает слова с корнем -лож-, вторая – с корнем лаг)Записать слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически.
Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное, предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать.
Восстановление текста.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ МАЛЬЧИК
Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил его в маленького человечка. Нильс очень хотел____________и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные _________________, подняться в звездное небо, потеряться в густых _________________. И только когда в душе мальчика появились ______________добра, он________ и стал таким, как прежде. Расскажи, что случилось с Нильсом, и ответь на вопрос: «Могут ли _____________ или рост быть помехой для добрых дел?»
(Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Сельма Лагерлёф).
Слова для справок: выр…сти, р…стениях , зар…сли, р…стки, возр…ст, выр…с.
Работа в парах.
- Лингвистическая кладовая.
Загадки. Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень.
Подчеркнуть буквы О-А.
- Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке).
- В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (Печь).
- Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (Подъемный кран).
- Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (Письмо).
8. Итог урока
- Чему научились на уроке?
- От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-лож-; -раст-рос-?
9. Домашнее задание
1. Сочинение с использованием слов на данную орфограмму.
2. Составить диктант на правописание корней с чередованием А – О (20 слов).
3. Выполните упражнение № 101, стр. 189.
10. Рефлексивно-оценочный этап
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
- Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ________________________________
- Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) _________________________
- Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать (что?) ________________
- Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) ________________
- Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) __________
- Осталось непонятным (что?) ____________________________________
- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?
- Мою работу?
- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".
- Давайте улыбнёмся друг другу! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!
СПАСИБО ЗА УРОК!