Предварительная подготовка к уроку.
Учащиеся должны знать следующие темы: «Взаимно обратные числа», «Координатная прямая», «Противоположные числа», «Модуль числа». Учащиеся должны хорошо ориентироваться на координатной прямой и правильно выбирать единичный отрезок.
Цели урока.
- Образовательная: отработка и закрепление умений и навыков работы с координатной прямой; выработка у учащихся умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
- Воспитательная: формирование навыков самоконтроля; воспитание терпеливости при выполнении задания, чувства ответственности за проделанную работу.
- Развивающая: развитие навыков быстрого устного счёта, логического мышления, сообразительности и внимания.
Оборудование. Компьютер, СМАРТ-доска с проектором (файлы для записи темы урока и устной работы), программа «Живая математика», раздаточный материал для индивидуальной работы, листы в клеточку формата А4 для выполнения индивидуального проекта, линейки, цветные карандаши или фломастеры.
Тип урока. Урок обобщающего повторения.
Ход урока
I Организационный момент
II Формулирование темы урока
На СМАРТ-доске высвечивается ряд карточек с целыми числами и буквами.
Первое слово
2 |
-6 |
0 |
-2 |
4 |
1 |
5 |
-3 |
3 |
-1 |
-5 |
-4 |
Т |
К |
Н |
Д |
А |
А |
Я |
Р |
Н |
И |
О |
О |
Второе слово
0 |
-2 |
2 |
1 |
-1 |
3 |
М |
Я |
Р |
Я |
А |
П |
- Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вы должны расположить числа по порядку: в первом ряду по возрастанию, а во втором – по убыванию.
2 ученика по очереди на доске выстраивают числа по порядку и читают тему урока.
- Запишите, пожалуйста, в тетради тему нашего урока.
III Устная работа
1. Устно ответить на вопросы:
- Что такое координатная прямая? Как надо выбирать единичный отрезок?
- Какие числа называются положительными? Отрицательными?
- Каким числом является число ноль?
- Какие числа называются взаимно обратными? Как найти число, обратное данному? Как проверить, что числа взаимно обратные? Где они расположены на координатной прямой?
- Какие числа называются противоположными? Где они расположены на координатной прямой?
- Что такое модуль числа? Сколько чисел имеют модуль, равный данному числу? Какие это числа?
2. На СМАРТ-доске высвечивается ряд карточек разной геометрической формы и цвета с рациональными числами. Их надо разнести по 2 корзинкам: противоположные числа и взаимно обратные числа. 2 ученика по очереди на доске сортируют числа по корзинкам и объясняют свой выбор.
IV Письменное повторение
На экране высвечивается клетчатое поле. На нём надо нарисовать координатную прямую и отметить на ней (для каждого задания – своя прямая):
- заданную пару противоположных чисел (выбрать единичный отрезок);
- заданную пару взаимно обратных чисел (выбрать единичный отрезок, проверить, что числа взаимнообратны);
- решение уравнения |х| = а (решить уравнение, выбрать единичный отрезок).
V Выполнение индивидуального задания
(Использовать цветные карандаши или фломастеры.) Сначала дети записывают на специальных листах в клеточку формата А4 тему проекта.
Далее ученики берут конверты с карточками разной геометрической формы и цвета с рациональными числами и уравнениями. Каждый выбирает себе по 2 карточки с противоположными числами, 2 карточки со взаимно обратными числами и 1 карточку с уравнением.
Потом ребята выполняют самостоятельно те же задания, что и в п. IV. Каждое задание выполняется на отдельной координатной прямой с заголовком и пояснениями.
Если кто-то из сильных учеников досрочно справится с заданием, им можно дать решить более сложное уравнение с модулем и изобразить на координатной прямой его решения.
VI Подведение итогов
- Какие темы мы сегодня повторили?
- Какое задание для вас было сложным? Какое простым?
- Сдавайте ваши работы.