Координатная прямая. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Предварительная подготовка к уроку.

Учащиеся должны знать следующие темы: «Взаимно обратные числа», «Координатная прямая», «Противоположные числа», «Модуль числа». Учащиеся должны хорошо ориентироваться на координатной прямой и правильно выбирать единичный отрезок.

Цели урока.

  • Образовательная: отработка и закрепление умений и навыков работы с координатной прямой; выработка у учащихся умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
  • Воспитательная: формирование навыков самоконтроля; воспитание терпеливости при выполнении задания, чувства ответственности за проделанную работу.
  • Развивающая: развитие навыков быстрого устного счёта, логического мышления, сообразительности и внимания.

Оборудование. Компьютер, СМАРТ-доска с проектором (файлы для записи темы урока и устной работы), программа «Живая математика», раздаточный материал для индивидуальной работы, листы в клеточку формата А4 для выполнения индивидуального проекта, линейки, цветные карандаши или фломастеры.

Тип урока. Урок обобщающего повторения.

Ход урока

I Организационный момент

II Формулирование темы урока

На СМАРТ-доске высвечивается ряд карточек с целыми числами и буквами.

Первое слово

2

-6

0

-2

4

1

5

-3

3

-1

-5

-4

Т

К

Н

Д

А

А

Я

Р

Н

И

О

О

Второе слово

0

-2

2

1

-1

3

М

Я

Р

Я

А

П

- Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вы должны расположить числа по порядку: в первом ряду по возрастанию, а во втором – по убыванию.

2 ученика по очереди на доске выстраивают числа по порядку и читают тему урока.

- Запишите, пожалуйста, в тетради тему нашего урока.

III Устная работа

1. Устно ответить на вопросы:

  1. Что такое координатная прямая? Как надо выбирать единичный отрезок?
  2. Какие числа называются положительными? Отрицательными?
  3. Каким числом является число ноль?
  4. Какие числа называются взаимно обратными? Как найти число, обратное данному? Как проверить, что числа взаимно обратные? Где они расположены на координатной прямой?
  5. Какие числа называются противоположными? Где они расположены на координатной прямой?
  6. Что такое модуль числа? Сколько чисел имеют модуль, равный данному числу? Какие это числа?

2. На СМАРТ-доске высвечивается ряд карточек разной геометрической формы и цвета с рациональными числами. Их надо разнести по 2 корзинкам: противоположные числа и взаимно обратные числа. 2 ученика по очереди на доске сортируют числа по корзинкам и объясняют свой выбор.

IV Письменное повторение

На экране высвечивается клетчатое поле. На нём надо нарисовать координатную прямую и отметить на ней (для каждого задания – своя прямая):

  • заданную пару противоположных чисел (выбрать единичный отрезок);
  • заданную пару взаимно обратных чисел (выбрать единичный отрезок, проверить, что числа взаимнообратны);
  • решение уравнения |х| = а (решить уравнение, выбрать единичный отрезок).

V Выполнение индивидуального задания

(Использовать цветные карандаши или фломастеры.) Сначала дети записывают на специальных листах в клеточку формата А4 тему проекта.

Далее ученики берут конверты с карточками разной геометрической формы и цвета с рациональными числами и уравнениями. Каждый выбирает себе по 2 карточки с противоположными числами, 2 карточки со взаимно обратными числами и 1 карточку с уравнением.

Потом ребята выполняют самостоятельно те же задания, что и в п. IV. Каждое задание выполняется на отдельной координатной прямой с заголовком и пояснениями.

Если кто-то из сильных учеников досрочно справится с заданием, им можно дать решить более сложное уравнение с модулем и изобразить на координатной прямой его решения.

VI Подведение итогов

- Какие темы мы сегодня повторили?

- Какое задание для вас было сложным? Какое простым?

- Сдавайте ваши работы.