Возрастная группа: старшая группа.
Задачи:
- развивающие: развивать у детей мышление, память, внимание, воображение, пространственное восприятие, а также творческие и интеллектуальные способности детей;
- воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе, к животным, отзывчивость и взаимопомощь;
- обучающие: упражнять в образовании относительных прилагательных; углублять и систематизировать представления детей о названии разных видов деревьев, их характерных признаков; упражнять в классификации овощей и фруктов.
Предполагаемый результат: обобщение и закрепление полученных знаний.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, конструирование из фрагментов.
Словарная работа: муляж, листопад, урожай, вороний глаз (ядовитая ягода).
Предварительная работа: знакомство с отдельными темами: «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные», заучивание физкультминутки «Листопад».
Оборудование: корзина с муляжами фруктов и овощей: огурец, помидор, морковь, яблоко, груша, баклажан, апельсин, загадки про осень, магнитофон, музыка «Шум леса», плакат «Золотая осень», фланелеграф, герои: осень, картинка ежик, мягкая игрушка медведь, лиса, белка, кукольный театр – заяц, предметные картинки грибы, ягоды, листья: березовый, кленовый, дубовый, рябиновый, осиновый, липовый, герой Золотая осень, корзинка с грибами.
ХОД ООД
1. Организационный момент. (Хоровое проговаривание с детьми)
Мы будем разговаривать
Мы будем проговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
2. Психосоматика
- Ребята, вы сегодня славные, красивые, а давайте улыбнемся, покажем всем хорошее осеннее настроение. Потянем руки вверх, словно лучики осеннего солнца. Прикоснемся лучиками друг к другу, погладим, улыбнемся. От прикосновения нам станет теплее, уютнее, веселее, добрее.
3. Знакомство с новой темой
- Вот с таким настроением мы сегодня отправимся с вами в осеннее путешествие. Мы будем встречать зверей, будем с ними играть, веселится, помогать, если нужно и получать сюрпризы. А в конце нашего пути к нам еще придет гость. Поиграем, ребята?
Игра «Сбор урожая». (Заяц-рукавичка у логопеда на руке, заранее приготовлены корзины и разбросаны овощи и фрукты)
- Друзья, мы не заметили как попали в наш сад-огород, а там заяц уже нас ждет. Он предлагает нам собрать урожай овощей и фруктов, но не просто собрать, а правильно разложить по корзинам, назвав овощ это или фрукт.
+ Это огурец, он овощ; это яблоко, он фрукт; это помидор, он овощ; это кабачок, он овощ; это груша, она фрукт; это капуста, она овощ; это персик, он фрукт; это морковь, она овощ и т.д.
- А за вашу помощь заяц приготовил нам сюрприз. (Логопед показывает фрагмент и пожимает плечами). Странный сюрприз, но не будем мы гадать, время зря терять, лучше дальше мы пойдем и к медведю попадем.
4. Отгадай загадки
(Дети располагаются на ковре полукругом, рядом присаживается взрослый. Медведь сидит на диване с конвертом в лапах)
- А медведь нас встречает не с пустыми лапами, а с загадками.
1.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» (Осень)
2.
Листья в воздухе кружатся.
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад - это просто … (Листопад)
3.
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет,
И по верх садов и рощ
Моросит холодный… (Дождь)
4.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
5.
Что весною мы сажаем,
Потом летом поливаем,
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний … (Урожай)
- Отгадали все загадки. Молодцы. Медведь вас благодарит и дает вам сюрприз. (Логопед пожимает плечами). Странно, снова какой-то фрагмент. Долго думать мы не станем, лучше к белке в гости мы заглянем.
5. Игра «Назови лист»
(В выбранном месте стоит дерево с дуплом, в дупле белка и разбросанные листья с разных деревьев.)
- Посмотрите, ребята, белка дупло утепляет листьями, но вот беда ветер дунул и все листья разлетелись, нужно ей помочь. Поможем, ребята? (+Да)
- Каждый листик подберем и к нему пару найдем. Назовем дерево лесное, сделаем осенний букет и подарим белке.
* На березе растут листья (березовые).
* На рябине растут листья (рябиновые).
* На клене растут листья (кленовые).
* На дубе растут листья (дубовые).
* На липе растут листья (липовые).
* На осине растут листья (осиновые).
- Вот и славно, белке помогли, и тоже сюрприз получили. Мне кажется, я начинаю догадываться, что это за сюрпризы. Ребята, вы любите собирать пазлы? (+Да)
- Вот звери и приготовили для вас пазлы, когда мы все их соберем, у нас что-то должно получится.
6. Физкультминутка «Листопад»
- Ой, а нас уже встречает лиса и предлагает нам отдохнуть и сделать физминутку.
Листопад, листопад (поочередно взмах руками)
Листья кружатся, летят.
Мы за ними побежали, (бег на месте)
Но ни как их не догнали.
В парке будем мы гулять (ходьба на месте)
В букеты листья собирать. (Имитация листья собирают)
- Вот и славно отдохнули.
7. Игра «Четвертый лишний»
(Фыркает еж, и показывается из- за угла)
- Фр, фр, фр. Ой, ребята, вы слышите кто-то фыркает. Поглядите, это еж. Он хочет похвастаться своими запасами. Но мне кажется, что-то лишнее собрал и даже вредное. Посмотрите, ребята, все ли правильно?
* Мухомор, сыроежки, подберезовик, боровик
*Красная смородина, клубника, черная смородина, земляника
*Вишня, волчья ягода, крыжовник, черника
*Вишня, лисичка, черника, смородина
- Еж вам спасибо говорит, а за вашу внимательность дарит вам сюрприз.
8. Игра «Собери пазл». (На фланелеграфе дети собирают пазл).
- Больше никто нас не встречает, может уже все фрагменты мы собрали. Попробуем собрать, друзья?! (Дети совместно с логопедом собирают пазл)
- Ух, ты! Здорово получилось! А вы узнали, кто это? (+Да) Кто это? (+Осень)
- А теперь закроем все глаза и представим нашу осень. (Дети закрывают глаза, включается музыка и тихонько заходит настоящая осень. Дети открывают глаза)
- Ребята, откройте все глаза и посмотрите, к нам пришла настоящая осень.
9. Сюрпризный момент
- Здравствуйте, друзья!
Вот как быстро время пролетело.
Расставаться уж пора
Ждут меня еще заботы
А ведь скоро уж зима.
- А за вашу доброту лесным зверям, я дарю осеннюю корзину с грибами. Будете есть, меня вспоминать.
- До свидания, ребята!
- До свидания!
(Осень уходит)
Используемая литература
- https://nsportal.ru/ Квест игра «Краски Осени»;
- https://урок.рф/ Квест-игра «Причуды осени».
- portal2011.com › ... › Конспекты занятий, НОД https://www.maam.ru/detskijsad/ Квест-игра «Подарок от осени»
- О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»