Цель: Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.
Задачи:
- Научить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.
- Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, сравнение, классификация), наблюдательность.
- Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы.
Средства обучения: учебник, презентация.
Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, лист самооценки, карточки с алгоритмом.
Формирование УУД:
Личностных УУД:
а) Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)
б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
Регулятивных УУД:
а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)
б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)
в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)
г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)
Познавательных УУД:
Общеучебных УД:
а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания.
Логических УД:
Развитие логического мышления при обработке логических операций:
а) Анализа объектов с целью выделения признаков
б) Синтеза как составления целого из частей
в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)
г) Выбор оснований и критериев сравнения
д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки
е) Выдвижение гипотез и их обоснование
ж) Доказательство
Постановка и решение проблемы:
а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи
б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.
Коммуникативных УУД:
а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)
б) Постановка вопросов (сотрудничество в поиске и сборе информации)
в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий
г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
1. Оргмомент. Мотивация
- Здравствуйте, ребята! Доброе утро вам, всем людям, солнышку, всем хорошего настроения!
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …
- Уши внимательно слушают и всё …
- Голова ясно и хорошо …
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Ребята, начать наш сегодняшний урок я хочу с пословицы. Прочитайте её про себя.
СЛАЙД
«Хорошо учиться всегда пригодится.»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Чтобы хорошо учиться, нужны знания. Много знаний мы уже имеем за плечами. Достаточно ли их для движения вперёд? Да, нам нужны новые знания.
А каким будет на сегодняшний урок: уроком-повторением, закреплением, открытием нового, исследованием? Я очень надеюсь, что это вы позже скажете сами.
- Итак, начнём наш урок, как всегда, с минутки чистописания. Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня писать и почему?
Букву Зз (знания)
Зз зз зы зу зи Зи За зка
2. Актуализация
- Прежде чем продолжить работу, мы должны повторить то, что мы уже знаем.
- Запишите словарные слова с буквой «з» (под диктовку)
Магазин, мороз, вокзал, арбуз, здравствуй, завод, заяц, язык, берёза.
- Проверьте по образцу.
СЛАЙД
магазин мороз вокзал арбуз здравствуй завод заяц язык берёза
- Какой частью речи являются эти слова? (Существительные)
- Как вы это определили? (Все эти слова отвечают на вопросы кто? что? обозначают предметы)
- Что такое падеж?
- Как определить падеж существительного? (По вопросу и предлогу)
- У какого падежа не бывает предлогов? (У Именительного)
- Форма какого падежа является начальной? (Именительного)
- Каким членом предложения всегда является существительное в форме Именит. пад.? (подлежащее)
3. Создание проблемной ситуации
- Ребята, за окном уже мороз, часто бывает вьюга, метели.
- Прочитайте предложение.
СЛАЙД
По улице, по площади гуляет вьюга белая.
- Определите род и падеж выделенных слов.
(улица – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по улице. Д.п.
площадь – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по площади. Д.п.)
4. Формулирование проблемы
- Ребята, обратите внимание: у существительных «улица» и « площадь» одинаковый род, одинаковый падеж, одинаковые предлоги, а окончания - разные.
- Как вы думаете почему? (Ответы детей)
- Какой возникает вопрос?
(Почему у существительных разные окончания в одинаковых падежах?)
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём исследование.
5. Открытие нового знания
- На прошлых уроках мы изменяли существительные по команде вопросов. Положите перед собой листы с этой работой.
- Начнём наше исследование с существительных верхнего ряда.
- Прочитайте первые два существительных. (Скала, земля)
- Определите род этих существительных и окончание в И.п. (Почему в И.п.?)
- Итак, скала– ж. р. окончание – а, земля– ж.р. окончание – я.
(Учитель прикрепляет карточки «женский род» и «-а», «-я» к доске)
Сравните падежные окончания этих существительных.
ВЫВОД: у существительных женского рода с окончанием -а, -я в начальной форме падежные окончания одинаковые.
- Прочитайте следующие два существительных. (Слуга, Илья)
- Определите род этих существительных и окончание в И.п.
- Итак, «слуга» – м. р., окончание – а, «Илья» – м.р., окончание – я.
(Учитель прикрепляет карточки «мужской род» и «-а», «-я» к доске)
Сравните падежные окончания этих существительных.
ВЫВОД: у существительных мужского рода с окончанием - а, -я в начальной форме, падежные окончания одинаковые.
Сравниваем: скала – слуга, земля – Илья
ВЫВОД: у существительных мужского и женского рода на -а, я в нач. форме , падежные окончания одинаковые.
(Учитель объединяет карточки в одну группу. Аналогично сравниваются остальные группы слов).
- Сколько получилось групп существительных с одинаковыми падежными окончаниями? (Три)
- Какие существительные вы отнесете в первую группу? (Существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, -я).
- Во вторую? (Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е)
- В третью? (Существительные женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце)
- Давайте сверим свой результат с правилом в учебнике, и узнаем научное название этих групп. Учебник стр. 118
- Итак, как называются группы существительных с одинаковыми падежными окончаниями. (Склонение)
(Учитель прикрепляет к доске карточки с названием групп существительных: «1 склонение», «2 склонение», «3 склонение»).
- Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имён существительных»)
СЛАЙД
Тема: «Склонение имён существительных»
- Цель нашего урока? (Научиться определять склонение существительных)
- Итак, теперь вы сможете сказать, какой получился у нас урок? (урок открытия новых знаний, урок-исследование).
Молодца, ребята!
По каким же признакам определяют склонение существительного? (По роду и окончанию в И.п.)
Физминутка.
6. Проверка степени первичного восприятия. Составление алгоритма определения склонения имени существительного
- Вернёмся к предложению, с которого мы начали урок. Теперь вы можете объяснить, почему у слов улица и площадь в одинаковых падежах разные окончания?
(Эти существительные относятся к разным склонениям: улица – 1 скл., площадь – 3 скл).
- Как вы определили склонение имени существительного?
- Давайте составим алгоритм. Что мы должны определить в первую очередь? (Определить род существительного).
(Учитель на доске выставляет части алгоритма).
- Дальше? (Выделим окончание).
- Что останется определить? (По роду и окончанию определить склонение).
7. Первичное закрепление
Работа в группах.
А сейчас, пользуясь алгоритмом, распределим слова в три столбика по склонениям. (У каждой группы листок со списком слов)
СЛАЙД
Тень, картина, дядя, утро, ночь, конь.
Ответственные от каждой группы выходят к доске и обосновывают правильность распределения слов.
СЛАЙД (проверка)
- 1 скл. картина - дядя
- 2 скл. утро - конь
- 3 скл. тень - ночь
Молодцы, ребята!
8. Закрепление
СЛАЙД
В печи стоит картошка
С топлёным молоком.
- Мне нужно определить склонение слова «в печи». Но существительных с окончанием -и нет ни в одном склонении.
- Что надо сделать? (Поставить в начальную форму)
- Итак, какой пункт мы не включили в алгоритм? (Поставить существительное в начальную форму)
(Учитель на доске выставляет недостающий пункт алгоритма).
- Как вы думаете, каким по счёту он должен стоять?
(На доске появляется последовательность пунктов алгоритма).
1. Поставить сущ.-ое в нач.форму.
2. Определить род сущ.-го.
3. Выделить окончание.
4. По роду и окончанию определить склонение
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- А сейчас поработаем самостоятельно.
Карточки.
Спишите. В скобках укажи склонение существительных.
Ночь (__). Вокруг тишина (___).
Ручеёк (__) лишь журчит.
Своим блеском (__) луна (___).
Всё вокруг серебрит.
Проверка по образцу.
СЛАЙД
Ночь (3скл.). Вокруг тишина (1 скл.).
Ручеёк (2 скл.) лишь журчит.
Своим блеском (2 скл.) луна (1 скл.)
Всё вокруг серебрит.
10. Включение в систему знаний
- А сейчас и я, и вы увидим, как вы поняли новый материал, как вы умеете применять свои новые знания в работе.
Карточки
1. Подберите к словам антонимы и определите их склонение.
- Какие слова называются антонимами? (Слова одинаковой части речи с противоположным значением)
Ночь - ____, лето - ____, радость - ______, добро - ____.
2. Подберите к словам синонимы и определите их склонение.
- Какие слова называют синонимами?
Путь - _____, зной - ______, суша - ______, азбука - ________, собака - _______.
3. Подберите однокоренное слово другого склонения.
Мышь - ______, ёлка -_______, отец - ________
4. Найдите лишнее слово в строке и подчеркните его.
Бабушка, брат, мама.
Ночь, конь, боль.
Плащ, село, мышь.
11. Рефлексия учебной деятельности
- Подведём итоги нашего урока.
- Какова была тема нашего урока? (Склонение имён существительных)
- Какую задачу мы ставили перед собой? (Научиться определять склонение существительных)
- Справились мы с задачей урока? (Да)
- Сможете ли вы применять знания с сегодняшнего урока в работе с другими упражнениями самостоятельно? (Да, но не все)
Ничего страшного, сегодня был только первый урок по этой теме. В процессе работы на других уроках мы лучше поймём и усвоим этот материал.
- Заполните листы самооценки, поставьте знак + или –.
(Ученики заполняют листы самооценки)
12. Домашнее задание
Выучить правило на стр. 118, составить и записать 3 предложения с существительными разных склонений.
Список использованной литературы
- Набойщикова Н.В. Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1-4 классы. Волгоград: Учитель, 2003 г.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие по русскому языку. – М.: Детская литература, 2008.
- Рик, Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 101с.