Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии в рамках муниципального конкурса «Экологический урок».
2017 год объявлен президентом РФ Годом Экологии. В стране стартовала уникальная акция «Всероссийский экологический урок». Сегодня мы с вами присоединяемся к этой акции и проводим урок, тема которого «Тропой леопарда».
Я надеюсь, что вы прочувствуете важность сегодняшнего мероприятия, запомните его. И пусть запомнится не вся информация, которую вы получите сегодня на уроке, но вы запомните свои ощущения, чувства и эмоции! И я надеюсь, что ни одна тропа леопарда не оборвется по вашей вине!
Итак, начинаем!
Год Экологии, Год особо охраняемых природных территорий.
На первом месте в списке ООПТ стоят заповедники. 11 января – Всемирный день заповедников и национальных парков.
На территории Приморского края существуют 6 заповедников. Один из этих заповедников создан еще в начале прошлого столетия и не так давно отмечал свой вековой юбилей! Он имеет свою историю. Первоначальной задачей заповедника была сохранение нетронутых широколиственных лесов Приморья. В настоящее время природоохранные цели этого заповедника изменились.
Вопрос: О каком заповеднике идет речь? И какой объект охраны вышел на 1-е место?
Ответ на этот вопрос вы найдете, прочитав информацию, которая находится на ваших столах.
Чтобы легче и быстрее вы смогли найти необходимую информацию, распределитесь – 6 заповедников, а вас 6 человек в группе.
Как вы поняли, речь шла о заповеднике Кедровая Падь, созданном в 1916 году (шла 1-я Мировая война). В конце 19 века (1891г.) Приморье с визитом посетил цесаревич Николай, который впоследствии (1894г.) стал Российским императором Николаем II. Он был поражен природой Приморского края. Да и было чем!
«Бог, засеяв весь мир, забыл этот край, и, заметив грех свой, смешал все остатки семян и высыпал их на южно-уссурийскую землю», - эти слова, принадлежащие писателю Михаилу Пришвину, как нельзя образно характеризуют природное многообразие уссурийской тайги.
Вот и Николай II, став императором, через несколько лет подписывает документ и выдает деньги на создание двух заповедников, один из которых Кедровая Падь (а второй - Баргузинский).
Давайте и мы с вами насладимся красотами этого заповедника!
Видеофрагмент «Заповедник Кедровая Падь» (прод. 1:26)
За время своего существования заповедник «Кедровая Падь» претерпевает довольно значительные изменения и в первую очередь в целевом направлении. На 1-е место вышел иной объект охраны – дальневосточный леопард.
Зверь грациозный, с гибкой фигурой,
С легкой походкой и длинным хвостом,
С палево-черной пятнистою шкурой,
Прозван недаром он суперкотом!
Предлагаю узнать о нем немного больше, подробно изучив информацию, лежащую на ваших столах.
На ваших столах также стоят таблички с названиями групп. Каждая группа работает только с информацией определенной тематики, а затем кратко её излагает.
1-я группа «Историки-правоведы» изучает историческое прошлое дальневосточного леопарда, а также освещает современное положение дел в правовом аспекте (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
2-я группа «Биологи» описывает дальневосточного леопарда как биологический вид, не забывая определить место леопарда в системе органического мира (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
3-я группа «Математики» характеризует леопарда в цифрах (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
4-я группа «Экологи» раскрывает вопросы изучения и охраны дальневосточного леопарда, а также причины и угрозы вымирания данного вида (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
5-я группа «Пресс-центр». Если первые 4 группы работают с информацией определенного содержания, то Пресс-центр обобщает информацию и по ходу урока работает над созданием буклета (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
У вас на столах лежат заготовки буклетов. Эти образцы были изготовлены школьным пресс-центром, под руководством Янтудиной Т.А. Вы не только внимательно слушаете выступление каждой группы, но и выполняете задания, которые даны в буклете. В конце урока вы предоставить нам свою работу.
Чтобы работа каждой группы была плодотворной, я напомню вам:
Правила работы в группах:
1. Прежде чем вы начнете работать, распределите обязанности.
2. Обсуждайте вопрос тихо.
3. Если возник спор – спорьте, но не кричите и не оскорбляйте друг друга.
4. Отвечайте громко, внятно, кратко, по делу.
5. Когда один отвечает, остальные слушают и не перебивают.
6. Работает каждый на общий результат.
А чтобы наше уважаемое жюри не скучало, мы им тоже предоставим возможность поработать над буклетом.
Знакомство с материалами и обсуждение 3-5 минут. Выступления каждой группы не более 3-х минут.
Выступление группы «Биологов»
Прежде чем биологи начнут свое выступление, необходимо определить место дальневосточного леопарда в системе органического мира, расположив в правильной последовательности систематические единицы.
Выступление группы «Историков-правоведов»
Выступление группы «Математиков»
Выступление группы «Экологов»
Дальневосточный леопард
Люди, леопарды погибают!
Их осталось мало на земле.
Их немилосердно истребляют,
То от пули гибнут, то в петле.
Человек места их занимает.
Негде леопардам стало жить.
Их земля неумолимо тает –
Негде есть им стало, негде пить.
А потом, хоть локти искусайте,
Не вернется к нам лесов краса.
Всей душой, всем сердцем защищайте
Наши заповедные леса.
О беде пусть нам напоминает
Каждая животного слеза.
Золотыми звездами сияют
Леопарда желтые глаза.
Человек – ты властелин природы,
Строишь ты мосты и города,
Строишь ты огромные заводы,
Но простить не сможешь никогда,
Если по твоей вине исчезнет
Леопард – пятнистый желтый кот.
Все твои творенья бесполезны,
Если леопард от нас уйдет.
Так живи, прекрасное созданье,
Радуй нас своею красотой!
Пусть тебя все беды и страданья
Обойдут отныне стороной
В рассказе о дальневосточном леопарде каждый раз приходится использовать определения «САМЫЙ» и «ЕДИНСТВЕННЫЙ».
Это одна из самых красивых кошек планеты.
Это самый северный подвид леопарда и единственный, научившийся жить и охотиться в снегах.
Это самый миролюбивый подвид леопарда и единственный, кто подписал с человеком пакт о ненападении. Но, к сожалению, этот пакт оказался односторонним. Наш леопард никогда не нападает на человека, а человек остается для него смертельной угрозой.
Это самый малочисленный подвид не только семейства кошачьих, но и во всем мире.
Выступление «Пресс-центра» с отчетом по буклету
Буклет выполняет, прежде всего, творческую и просветительскую функцию.
Рефлексия
Работая в группе мне:
- было легко и все понятно
- возникали трудности, которые мы преодолевали
- работа в группе была эффективной
- каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание
- особенно понравилась работа над буклетом…