Программа курса внеурочной деятельности "Радуга" для обучающихся 1–4-х классов общеобразовательной школы

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Введение

Программа курса внеурочной деятельности «Радуга» для учащихся 1-4-х классов общего образования (далее – программа) составлена на основе ФГОС НОО и ООП НОО муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ошлань Богородского района Кировской области. Направлена на развитие детей с разным уровнем развития и подготовки к школе; выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности, что особенно важно, если школа является единственным институтом развития ребенка.

Актуальность данной программы обусловлена противоречием между требованиями ФГОС НОО учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), создавать условия, обеспечивающие возможность работать с одаренными детьми, и недостаточностью программно-методического обеспечения данной работы. Программа может быть реализована в условиях сельской, в том числе малокомплектной, школы.

Цель программы – создание условий для развития разных категорий учащихся, выявления и развития одаренных детей младшего школьного возраста в условиях сельской школы.

Задачи программы:

  • диагностика способностей обучающихся;
  • выявление одаренных детей;
  •  развитие универсальных учебных действий обучающихся как способов деятельности;
  • создание условий для проявления способностей разных категорий детей;
  • создание условий для развития детской одаренности.

Результаты освоения курса

В результате реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

  • cоздание условий для развития и проявления способностей разных категорий обучающихся, выявление одаренных детей;
  • cоздание условий для развития детской одаренности;
  • cохранение стабильности результатов диагностики обучаемости и обученности обучающихся, в том числе и по результатам внешней оценки;
  • увеличение количества обучающихся, принимающих участие в олимпиадах на школьном и муниципальном уровне, в конкурсах различной направленности и разного уровня;
  • наличие публикаций работ одаренных детей;
  • cохранение или повышение уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся в соответствии требованиями основной образовательной программы начального общего образования:

1 класс

Личностные результаты

  • Положительное отношение к школе
  • Осознание необходимости учения

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
  • Умение принять учебную цель
  • Умение сохранять («удерживать») учебную цель, заданную учителем, в ходе решения учебной задачи
  • Умение различать способ и результат действия
  • Умение принимать и понимать план (алгоритм) выполнения заданий
  • Умение действовать по плану (алгоритму)
  • Умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем
  • Умение осуществлять итоговый контроль деятельности по указанному критерию
  • Умение сопоставлять достигнутый результат с заранее поставленной целью
  • Умение констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней
  • Умение оценивать правильность выполнения действия на основе соответствия результатов требованиям задачи
  • Умение оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

Познавательные универсальные учебные действия

  • Находить нужную информацию в тексте
  • Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • Умение выполнять синтез как составление целого из частей
  • Умение проводить сравнение по заданным критериям
  • Умение осуществлять классификацию по одному заданному основанию
  • Умение обобщать на основе выделения существенных связей
  • Уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений под руководством учителя

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Слушать собеседника
  • Формулировать собственное мнение
  • Обосновывать собственное мнение
  • Участвовать в диалоге во фронтальной и парной работе

2 класс

Личностные результаты

  • Потребность в учебной деятельности
  • Осознание ответственности за свои поступки

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение удерживать цель деятельности до получения ее результата
  • Умение выбирать и использовать целесообразные способы действий
  • Умение определять рациональность (нерациональность) способа действия
  • Умение описывать последовательность учебных действий, представленных поэтапно
  • Умение восстанавливать нарушенную последовательность учебных действий
  • Умение выбирать этапы алгоритма решения учебной задачи, их упорядочивать
  • Умение осуществлять итоговый контроль деятельности на материале работы другого ученика (взаимоконтроль)
  • Умение осуществлять итоговый самоконтроль – нахождение ошибок в результатах собственной работы
  • Умение сопоставлять выполненные действия с достигнутым результатом, обнаруживать ошибки
  • Умение намечать способы устранения ошибок
  • Умение выполнять адекватную самооценку выполненной работы по данным критериям

Познавательные универсальные учебные действия

  • Умение самостоятельно анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
  • Уметь самостоятельно осуществлять синтез
  • Уметь делать выводы в результате операции сравнения
  • Умение осуществлять классификацию по самостоятельно выбранному основанию
  • Уметь самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
  • Умение выдвигать гипотезы и их обосновывать

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формулировать и обосновывать собственное мнение
  • Участвовать в диалоге во фронтальной и парной работе
  • Выполнять функции в рамках определенной роли в групповой работе
  • Признавать возможность существования различных точек зрения

3 класс

Личностные результаты

  • Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки
  • Ориентиры и смысл учебной деятельности на основе мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности
  • Осознание оценки как ориентира на то, что еще что-то не усвоил
  • Готовность к сотрудничеству, оказание помощи тем, кто в ней нуждается

 Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения
  • Умение выделить и сохранить цель, заданную в виде образца – продукта действия
  • Умение планировать способы выполнения учебной задачи
  • Умение восстанавливать необходимые действия в представленной последовательности учебных действий
  • Умение осуществлять пошаговый контроль деятельности по указанному критерию
  • Умение осуществлять пошаговый контроль деятельности на материале работы другого ученика (взаимоконтроль)
  • Умение осуществлять пошаговый самоконтроль – нахождение в собственной работе ошибок в операциях, входящих в состав учебного действия
  • Умение использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
  • Умение использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке
  • Умение оценивать выполненные учебные действия, применяя различные критерии оценки

Познавательные универсальные учебные действия

  • Уметь осуществлять умозаключение по аналогии
  • Умение делать выводы на основе индуктивного и дедуктивного умозаключения под руководством учителя
  • Уметь проводить классификацию по нескольким заданным основаниям
  • Уметь относить объекты к известным понятиям
  • Умение осуществлять умозаключение по аналогии
  • Обобщать на основе выделения существенных связей

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Строить понятное монологическое высказывание в устной и письменной форме
  • Участвовать в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы
  • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • Контролировать действия партнеров
  • Стремиться положительно разрешать конфликты
  • Задавать вопросы

4 класс

Личностные результаты

  • Умение давать осознанную самооценку и оценку поступкам других людей
  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
  • Сформированность познавательных учебных мотивов
  • Осознание необходимости оказывать помощь другу; эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание
  • Адекватность оценки действий с точки зрения нарушения / соблюдения моральных норм
  • Умение аргументировать свои (чужие) действия и поступки
  • Сформированность умения оценивать ситуации и поступки людей, объяснять свою оценку неоднозначных поступков: положительную и отрицательную
  • Способность адекватно оценивать действия с точки зрения нарушения или соблюдения моральных норм

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение выделить и сохранить цель
  • Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи
  • Умение планировать последовательность учебных действий по аналогии в соответствии с поставленной задачей
  • Умение составлять алгоритм учебных действий по данному началу
  • Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
  • Умение контролировать процесс и результат деятельности с установкой на число допущенных ошибок
  • Умение контролировать процесс и результат деятельности на основе предвосхищающего контроля
  • Умение самостоятельно осуществлять контроль процесса и результата учебной деятельности
  • Умение вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • Умение вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие по ходу его реализации с учетом возникших трудностей и ошибок
  • Умение самостоятельно определять критерии оценивания

Познавательные универсальные учебные действия

  • Уметь систематизировать и обобщать понятия
  • Умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
  • Уметь проводить сравнение, сериацию, классификацию по самостоятельно выбранным основаниям
  • Уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

 Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Слушать собеседника
  • Формулировать и обосновывать собственное мнение
  • Участвовать в диалоге
  • Участвовать в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы
  • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • Контролировать действия партнеров
  • Стремиться положительно разрешать конфликты
  • Строить понятное монологическое высказывание в устной и письменной форме
  • Задавать вопросы
  • Оценивать поведение партнеров по совместной деятельности на основе выделенных критериев
  • Оценивать собственное поведение на основе выделенных критериев
  • Осуществлять рефлексию своих действий (отображение предметного содержания и условий осуществления действий)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4