В ходе первоначальной беседы воспитателя-тьютора с воспитанниками выясняются предпочтения, которые близки для подростка на данный момент. Обсуждается значимость для воспитанника этих причин, степень понимания их важности или «случайности».
Выявляются уже имеющиеся умения и навыки учитываются личные достижения.
Формулируются ожидания от будущей деятельности, перспективы и лично значимые критерии успешности, продвижения. В процессе индивидуальной беседы тьютор знакомится с воспитанником и запускает совместную работу над формированием образовательного портфолио.
Условия: конфиденциальность, безоценочность и игровой настрой, то есть ощущение и поддерживание атмосферы «сюрпризности», некоторой интриги: педагогу-тьютору самому интересно узнать, что же получится в результате встречи? Какой образовательный маршрут выберет подросток? Основные инструменты: вопросы, создание «насыщенной» истории о том, что уже умеет, знает и чем любит заниматься воспитанник. В начале общения главное учесть два нюанса:
– важно открыто озвучить собственные цели и правила общения на понятном языке, сообразно возрасту сопровождаемого;
– уточнить и зафиксировать, как именно предпочтительнее обращаться к воспитаннику.
В ходе беседы тьютор заинтересованно и внимательно выслушивает всю информацию, которой готов поделиться подросток, одновременно усиливая и выделяя те эпизоды рассказанного, которые свидетельствуют о жизненном опыте, об активности, о проявленных интересах и склонностях.
Инструменты: «переспрашивание-уточнение»: правильно ли я понял…; расскажи подробнее о…; проверь, точно ли я тебя услышал…
Педагог задает вопрос, проверяя собственное понимание мнения тьюторанта. Применяя этот прием, важно не добавлять своих слов и максимально точно, на языке сопровождаемого, повторять сказанное им.
Александр Ш обратился к педагогу наставнику с запросом помочь определится с будущей профессией. Количество проведённых встреч/ тьюториалов 7 индивидуальных 1 групповое. Выездных: 3 (участие в выездном проекте «ЕВРАЗИЯ» совместно с другими воспитанниками разрабатывался дизайнерский проект благоустройства подъезда в жилом дома, посещение дня открытых дверей "Колледжа железнодорожного и городского транспорта", мастер-класс по приготовлению различных блюд под руководством шеф повара ресторана)
Тьюторант Александр Ш. 17 лет, родился в Москве. Увлекается футболом, занимается в тренажерном зале, любит смотреть познавательные каналы, посещает театры и кинотеатры, любит проводить свободное время со сверстниками на улице. Имеет статус, сирота находится на полном государственном обеспечении и проживает в структурном подразделении детской деревни SOS молодежная программа «дом молодежи». Друзей у тьюторанта много, это сверстники мальчики и девочки, которые посещают вместе с ним учебное заведение, проживают в молодежной программе. Причину школьной не успешности тьюторант видит, в отсутствие желания учится, сложности учебного материала.
Первая встреча. Первоначальный запрос со стороны Александра научиться вставать вовремя и не опаздывать на учебные занятия, так как это влияет на успеваемость и посещаемость. Выполнять домашние обязанности.
Вторая встреча На этой встрече Александр сформулировал свой запрос и зафиксировал письменно, что он хотел бы: распланировать самостоятельно и соблюдать четко режим дня, правильно распределить нагрузку и свободное время. Ложиться спать в одно и то же время, заводить будильник для подстраховки, убираться в своей комнате.
Третья встреча.После совместного обсуждения с Александром был сформулирован следующий запрос к педагогу-тьютору:
1. Тьютор будет сопровождать желание Александра в текущей четверти соблюдать режим дня, распределять свободное время и подготовку к учебным занятиям.
2. Поддержит попытки Александра. регулярно выполнять домашние обязанности (выносить мусор и убирать свою комнату);
Совместно с тьюторантом было принято решение попробовать реализовать первый пункт в запросе. Тьютором была определена стратегия сопровождения, которая заключалась в погружении тьюторанта в среду образовательных возможностей, создании условий, для того, чтобы он нашёл свои смыслы жизнедеятельности и учения. Эта стратегия была предложена для обсуждения тьюторанту, получил его одобрение. Предполагалось сопровождать: интерес тьюторанта к будущей профессии, связанной со значимой для него сегодняшней деятельностью (профессиональная служба в армии) и потребность найти единомышленников среди ровесников. Гипотеза состояла в том, что возможно сопровождение этих процессов приведет к реализации всех составляющих запроса.
Четвёртая встреча. Для выработки самодисциплины и развития физических возможностей тьюторант выбрал спортивный клуб ЦСКА по армейскому рукопашному бою записался на пробное занятие.
Пятая встреча состоялась после пробного занятия по рукопашному бою Александру понравилось заниматься данным видом спорта, понравился тренер который требовал неукоснительно выполнять упражнения независимо от желания и настроения. Вернувшись к запросу по учебной деятельности тьюторанту было предложено выбрать один из видеороликов, посвящённый современному образованию. Тьюторант с интересом смотрел ролик и после сказал, что понимает, как трудно тому, у кого нет образования, но учиться ему в школе в 9 классе не интересно, скучно, потому, что «информация по некоторым предметам непонятна и трудно усваивается». Тьютор предложил помечтать и представить: где бы он хотел жить? кем бы он хотел быть? каким бы он хотел быть? Тьюторанту было предложено зафиксировать свои мысли в любой форме: написать, нарисовать, создать презентацию. Александр после длительной паузы начал писать. В будущем он увидел себя профессиональным военным. Тьюторанту был задан вопрос: «А что он знает о выбранной профессии военный?». Александр сказал, что хотел бы узнать больше. Ему было предложено найти информацию в сети Интернет по выбранной профессии. Тьюторант решил, что сделает это к следующей встрече.
Шестая встреча. Александр находился под впечатление от занятий в клубе рукопашного боя и своими первыми достижениями начал рассказывать о том, какие бывают виды войск и о том, что на занятиях он разговаривал об этом с тренером который бывший военный, а в классе рассказал об этом сверстникам, которые слушали его с интересом. Тьютор показал продукт предыдущей встречи, предложил тьюторанту рассказать, нарисовать, написать о себе сегодняшнем. Тьюторант ответил, что лучше он нарисует. На вопрос тьютора: узнал ли он что-нибудь новое о себе, Александр отметил, что он систематизировал знания о себе, и ему было интересно.
Тьютор спросила тьюторанта: «Хочет ли он рассказать не только о себе, но и о тех, кто ему дорог?». Тьюторант согласился и сказал, что хочет показать тьютору свою страничку в Интернете. Он с увлечением рассказывал о своих друзьях по переписке, показывал картинки, записи, и фотографии. После сам предложил оформить информацию о себе, друзьях, близких людях в виде презентации. В качестве рефлексии тьюторанту было предложено написать мини-эссе, в котором тьюторант отметил, что «интересно стало жить…». На этой встрече тьютор предложил выбрать из двух вариантов: посещать индивидуальные встречи или встречи в группе подростков. Кратко рассказав о возможностях, которые они дают Александр сказал, что подумает и примет решение. Его выбор был сделан в пользу индивидуальных занятий.
Седьмая встреча. Александр заметил что выполнение распорядка дня облегчает выполнение различных запланированных дел в течении дня. Вставать утром он стал даже до звонка будильника, регулярно стал убирать в своей комнате без напоминания. Тьютор предложила тьюторанту нарисовать карту своего движения. Тьюторант согласился и спросил: «Может ли он взять какой-нибудь образ?». Получив утвердительный ответ, начал рисовать. Ему было предложены разные материалы (краски, карандаши, восковые мелки). Тьюторант выбрал восковые мелки и нарисовал спортивную машину: «я поеду на машине к профессии военный» - сказал он. Карта индивидуального образовательного маршрута была нарисована тьюторантом в виде извилистой дороги с препятствиями и желаемой цели в конце пути. На карте он обозначил этапы своего движения к профессии, рассчитанные на один год.
В качестве рефлексивного задания тьюторанту было предложено вспомнить прошедшие встречи, и отметить какую деятельность он осуществлял, с какой информацией он познакомился, и отразилось ли это на его жизни? Тьюторант отметил, что чувствует изменения в своей жизни: ему интересно стало учиться, одноклассники слушая его рассказы стали в месте с ним посещать занятия по армейскому рукопашному бою, появилось чувство уверенности в себе. Тьютор предложил тьюторанту перечень ссылок на сайты военных учебных заведений разных городов, в которых можно получить профессию «военный». Тьюторант с удовольствием стал открывать эти сайты и знакомиться с их содержимым. На следующий день Александр сообщил, что хочет учиться после окончания школы в московском высшем военно-командном училище. В сопровождении данного тьюторанта были использованы следующие виды деятельности (см. таблица 1).
Таблица 1
Виды деятельности |
Содержание |
Проектная, рефлексивная, творческая |
Составление плана индивидуального развития и образовательного маршрута |
Рефлексивная (просмотр и обсуждение видеороликов) |
Видеоролики «Армейский рукопашный бой», «Учеба в военном училище», «Что должен знать военный». |
Рефлексивная, творческая (заполнение бланков методик) |
Ресурсная карта, карта по самоменеджменту, методика «Моя Вселенная», карта «Я»… |
Общение, обсуждение достижений |
Трудности и достижения в выполнении поставленных задач |
Общение (переписка с тьютором, тьюторантами) |
Электронные письма |
Сопровождение тьюторанта. Сформулированная нами стратегия сопровождения Александра оказалась эффективной. Погрузив его в открытую, избыточную и вариативную образовательную среду, проявился интерес тьюторанта к себе, к своей жизни, к учебной деятельности. Педагоги отметили, что Александр стал более организованным, настойчивым, ответственным. Сам тьюторант говорил о том, что ему удалось найти занятие по интересам определиться с дальнейшей профессией, эффективно вести себя в ситуации конфликта, он стал лучше учиться. Более подробно итоги тьюторского сопровождения изложены в таблице (см. таблицу 2).
Таблица 2
Запрос |
Результат |
5 определится с будущей профессией. |
Выбрано учебное заведение согласно запросу занимается Армейским рукопашным боем |
6 Научиться вставать вовремя и не опаздывать на учебные занятия, |
Составлен распорядок дня распределены занятия и свободное время в течение дня |
Регулярно выполнять домашние обязанности (выносить мусор и убирать свою комнату). |
Стал делать регулярно и без напоминания |
При осуществлении любой деятельности возникают риски. Какими риски при организации тьюторского сопровождения подростка?
- Во-первых, это несовпадение желаний подростка с собственными ожиданиями. На выяснение запроса подростка и согласование его с тьюторантом порой уходит до четырёх встреч. Иногда запрос подростка возникает на встрече, иногда нет. Он придти на вторую встречу с запросом, который самостоятельно сформулировал по пришествию некоторого времени.
- Во-вторых, подростки часто жалуются на своё эмоциональное состояние. Возникает необходимость психологического сопровождения или консультирования. В данном случае тьютор координирует свою работу с работой психолога.
- В-третьих, может произойти вскрытие комплекса проблем, связанных с низкой школьной мотивацией, пробелами в знаниях, несформированностью учебных действий. Тогда тьютору необходимо подключить к работе школьных учителей классного руководителя. Как показывает практика, они идут на контакт с тьютором не очень охотно.
- В-четвёртых, действия, осуществляемые подростком, могут быть незавершёнными. Он может не прийти на встречу, не выполнить задание, вдруг остановиться, составить карту маршрута, положить её на полку и забыть. Тьютор принимает незавершённое действие, давая возможность подростку двигать в собственном темпе.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что:
- на помощь подросткам, испытывающим трудности, может прийти тьютор, который сопровождает их, помогая определять приоритеты и выстраивать план индивидуального развития с образовательным маршрутом;
- взаимодействуя с психологом, педагогами, мастера производственного обучения тьютор выступает координатором образовательной инфраструктуры, погружаясь в которую, подросток обретает возможность преодоления кризисной ситуации и обретения позитивного жизненного опыта;
- организуя сопровождение подростков, тьютор должен быть готов к рискам и предусмотреть их минимизацию.