Информационно практико-ориентированный, творческий проект «Лавка кукольного мастера»

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: краткосрочный.

Вид проекта: информационно практико-ориентированный, творческий.

Цель педагогическая: познакомить дошкольников с циклом создания фабрики по изготовлению деревянных театральных кукол - от идеи до ее воплощения. Развитие и формирование познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания постройки (фабрика по изготовлению деревянных театральных кукол и театра матрешек), используя различные виды конструктора и техники рисования.

Цель детская: узнать, как сделать фабрику по обработке древесины и как собрать театральную деревянную куклу и театр матрешек.

Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на развитие конструктивных способностей детей. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.

Место проведения: СП «Детский сад Журавушка» ГБОУ СОШ №1г. Похвистнево.

Срок проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: (взрослые и дети) 7 человек.

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма проведения: фронтальная.

Ожидаемые результаты: Если будет реализовано задуманное, создана фабрика по изготовлению деревянных театральных кукол и театра матрешек, повысится мотивация детей к совместной деятельности. В ходе работы над созданием театра матрешек у детей расширятся представления о профессиях художник-кукольник, гример, актер-кукловод.

Проблема педагогическая: Дети мало владеют информацией, как обрабатывают древесину и как изготавливают деревянные игрушки.

Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать, как самим сделать фабрику по обработке древесины и как сделать деревянных театральных кукол и театр матрешек.

Задачи педагогические:

  1. Увидеть и понять индивидуальность каждого ребенка, развивать его творческое воображение.
  2. Развивать у детей активный интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.
  3. Поупражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу. Научить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения.
  4. Научить детей использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции, как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои.
  5. Научить мастерить игрушки, в основе которых лежат объемные формы. Использовать чертежи, рисунки, фотографии, схемы поделок и игрушек. Создавать свои эскизы (игрушек, костюмов).
  6.  Подбирать материалы по цвету, фактуре, эстетически оформляя сделанные игрушки и поделки.
  7. Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы с различными материалами.
  8. Научить проявлять аккуратность в работе.
  9. Воспитывать коммуникативные качества.
  10. Расширять представления детей о профессиях плотника, столяра, костюмера, швеи, художника-кукольника.

Форма презентации: мультимедийная.

Актуальность: Ребенок – прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество Все дети любят мастерить, изобретать, выступать. Именно поэтому возникла идея создать театр матрешек .Ребята обожают смотреть сценки, которые показывают при помощи кукол. Эти выступления понятны, интересны и вызывают чувство восторга.

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

1. беседы с детьми;

2. наблюдение за детьми во время:

  • совместной непосредственно образовательной деятельности;
  • самостоятельной деятельности;
  • сюжетно-ролевых и дидактических игр.

Гипотеза: Если дошкольники построят из конструктора фабрику по обработке древесины и изготовлению деревянных театральных кукол, то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, разовьются творческие способности и навыки, ведь конструирование является сложным видом деятельности. Нам захотелось подарить окружающим нас сверстникам, младшим друзьям и родителям сказку! И мы решили создать театр матрешек, а именно: изготовить куклы для постановки русской народной сказки. Этот вид творчества привлек наше внимание оригинальной и доступной техникой исполнения Мы предположили, что спектакль будет более выразительным и ярким, если куклы для постановки изготовить собственноручно.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию дошкольника. На занятиях развивается образное мышление, воображение, творческие способности, способности концентрации внимания. Приступая к постройке, ребенок представляет ее (мысленно или на основе схемы, картинки), продумывает общую форму, отдельные части, затем соотносит образ с имеющимися деталями, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к конструированию задуманного. В ходе постройки ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся или включать дополнительные материалы.
Таким образом, достигается высокая результативность конструктивной деятельности.

Цель педагогическая: познакомить дошкольников с циклом создания фабрики мастерской по изготовлению деревянных театральных кукол- от идеи до ее воплощения.

Модель трех вопросов

  1. Что мы знаем о театральных деревянных куклах?
  2. Об истории создания деревянных театральных кукол?
  3. Что мы хотим узнать об изготовление деревянных театральных кукол?
  4. Как самим сделать театр матрешек по сказке «Репка»?
  5. Как на фабрике обрабатывают древесину?
  6. Что нужно сделать, чтобы узнать?
  7. Найти информацию об обработке древесины, чтобы она была пригодна для изготовления кукол?

Этапы реализации проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию и по замыслу.

2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).

3. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.

Описание реализации проекта

I этап. Проблема, выбор темы

II этап. Подготовительный

На первом этапе реализации проекта была обозначена проблема, которая заключалась в том, что как-то во время проведения «Утреннего сбора» дети попросили прочитать сказку А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» .Во время чтения ребят заинтересовал отрывок ,где папа Карло вырезает из полена деревянную куклу. Ведь Буратино это персонаж сказки и он сделан из дерева. Также Никита М., Линар С. обменивались с друзьями в группе впечатлениями от просмотра театрального представления с участием ярких, интересных кукол-актёров. Воспитанники были восхищены их красотой и с интересом смотрели представление. Но каково же было их удивление и восторг, когда они узнали, что куклы из дерева! Я спросила у детей, а знают ли они, как в мастерских делают деревянные куклы?

Оказалось, что дети затрудняются ответить на поставленные вопросы. И вместе с детьми мы решили построить фабрику по изготовлению деревянной театральной куклы, также собрать материал по данной теме, создать и оформить театр матрешек.

Результат: Совместно с детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности – фабрика по обработке древесины и изготовлению деревянных театральных кукол и даже театра матрешек.

П этап. Аналитический

У детей возникли вопросы: «А как это сделать? Из чего это состоит? Как это построить из деталей конструктора? Узнать, как называются профессии людей, которые работают на фабрике по переработке древесины и кто занимается созданием деревянной куклы? Затем вместе с детьми обсудили, где будем брать материал для нашей фабрики для изготовления театральной деревянной куклы и театра матрешек. Вечером дети получили домашнее задание: рассмотреть иллюстрации, фотографии об обработке древесины, вместе с родителями узнать историю возникновения театральной деревянной куклы, сходить в мастерскую детского сада, понаблюдать за работой плотника, узнать о правилах техники безопасности при работе на станках по обработке древесины.

Результат: Проведенные с детьми цикл бесед, знакомство с этапами обработки древесины, различными профессиями необходимыми для работы в мастерской, а также поисково-исследовательская совместная работа с родителями и педагогами помогли сформировать представления о создании фабрики для изготовления деревянных театральных кукол и театра матрешек.

IV этап. Практический

Для осуществления задуманного мы с детьми решили использовать набор конструктора «Техник». После знакомства с деталями конструктора дети приступили к сборке цехов по обработке древесины. В процессе выполнения домашнего задания и экскурсии в мастерскую ребята узнали на каких станках обрабатывают древесину, чтобы она была пригодна для изготовления деревянной куклы. И мы приступили к сборке цехов. Вначале мы собрали конвейер для транспортировки древесины. Получилось здорово, так как по ленте передвигалось бревно. Далее собрали цех по распиловке дерева. Затем собрали цех по сушке древесины. Хорошо просушенная древесина перед обработкой измеряется и размечается. Для этого мы использовали с конструкцию из деталей конструктора «Октопус». Также собрали электрический вентилятор из деталей электронного конструктора «Знаток». С помощью батареи вентилятор вращается. Дальше приступили к сборке точильного цеха или строгального – эта операция, предназначенная для удаления неровностей с поверхности древесины, достижения заданного размера и удаления верхнего слоя или коры с поверхности.

Готовые и обработанные детали древесины отправили для сборки деревянной куклы в сборочный цех, и оснастили его оборудованием: швейной машинкой, гримерной, сверлильным станком. Ведь сверление древесины – пожалуй, одна из самых распространенных операций в столярных и плотницких работах. Сверление отверстий необходимо для соединений деталей. На заключительном этапе дети с большим интересом превратились в швею, гримера. На каждом этапе дети проговаривали правила техники безопасности, которые отражены в инженерной книге. Готовых деревянных кукол превратили в героев сказки «Колобок» и обыграли сказку.

Результат: На данном этапе работы над проектом дети научились договариваться, планировать свою деятельность по созданию постройки; действовать сообща для достижения общего результата.

IV этап. Презентационный

1. Приготовить продукт деятельности к презентации.

2. Презентация проекта.

Список литературы

1. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Старшая группа».

2. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников.

3. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду».

4. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. - 321 с.

5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера, 2005. - 341 с.

6. Парамонова Л., Урадовских Г. «Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)»// Дошкольное воспитание. - 1985 - № 7 - С.46-49.