Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Матрешка»

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепить умение синтаксически верно строить предложения.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • учить распространять предложения словами-действиями и словами-признаками;
  • закреплять умения составлять и анализировать предложения;
  • закреплять умения правильно употреблять предлоги;
  • закреплять знаки препинания (!?.) в конце предложе­ния;
  • закреплять согласование числительного с прилагательным и существительным.

коррекционно-развивающие:

  • развивать  мыслительную деятельность;
  • расширять и обогащать словарь по теме.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей наблюдательность;
  • воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

  • игрушки-матрешки, предметные картинки, магнитная доска.
  • Карточки-символы: слова-признаки; слова-действия; слова-предметы; предлоги; знаки препинания.

Ход занятия

1. Организационный момент

Отгадайте загадки.

***
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
(Матрёшка)

***
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -... (Матрешки)

***
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе – сувенир...
(Матрешка)

***
Ростом разные подружки,
но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
но всего одна игрушка. (Матрешка)

***
Я с таинственной игрушкой
заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
то их восемь, то одна”.

2. Упражнение «Признаки предмета». Упражнение «Какой, какая, какое, какие?»

Когда мы смотрим на матрешку, мы видим, что по размеру какая ... (большая). По форме она… (овальная). По цвету она... много цветов (разноцветная). Дать детям потрогать матрешку и, передавая ее друг другу, ответить, какая она на ощупь и из чего сделана (гладкая, жесткая, блестящая, деревянная).

В парке сделана из металла, и, значит, она... (металлическая). Из глины – глиняная.

Слово-признаки как мы обозначаем? (Обозначаем волнистой линией.)

Показываем карточку-символ.

Какие слова-признаки вы знаете о матрешке?

По мере называния слов-признаков выставлять на доску карточки-символы.

Сколько слов-признаков матрешки мы сказали? (7 слов-признаков.)

3. Упражнение «Что можно делать?»

Вспомнить с детьми, что окружающие нас предметы могут совершать разные действия. Логопед разбирает матрешку и спрашивает: «Что можно делать?» (Разбирать.)

Собирает матрешку и спрашивает: «Что можно делать еще?» (Собирать.).

«Деревянную не раскрашенную матрешку, с ней, что можно делать?» (Раскрашивать, расписывать).

И т.д. Дети должны назвать только слова-действия.

Слова-действия как мы обозначаем? (Слова-действия обозначаются двумя линиями)

Сколько слов действий вы произнесли? …

По мере называния слов-действий выставлять на доску карточки-символы.

Показываем карточку-символ действия.

4. Упражнение «Составь предложение»

Попросить детей составить по двум картинкам (девочка играет и матрешка) предложение. Подсчитать количество слов в предложении.

Вывод: в предложении может быть два, три, пять и больше слов. Если слова дружат друг с другом и о чем-то нам сообщают, то получается предложение.

5. Физкультминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели - покажем». Дети встают по кругу. Выбирается водящий, который уходит подальше, чтобы не слышать, о чем договариваются дети с логопедом. Те договариваются, что они будут делать. Например: «мяч будем бросать». Зовут водящего, он становится в центр круга. Дети водят хоровод и под слова «Где мы были, мы не скажем, а что видели - покажем» изображают то, о чем договорились.

Водящий должен ответить предложением «Мяч бросаю». Игра проводится 3-4 раза.

6. Упражнение «Анализ предложения»

Предложить детям разобрать понравившееся предложение.

Задать вопросы:

  1. Что получилось? (Предложение.)
  2. Сколько слов в этом предложении? (Сосчитать - дети загибают пальчики, а логопед произносит предложение. Потом поменяться местами)
  3. Какое первое (второе, третье, четвертое) слово?

Под каждым словом выложить соответствующую карточку-символ.

Вспомнить – начало предложения пишем всегда с большой буквы (соответствующая символ-карточка). Также разобрать каждое слово.

7. Упражнение «Изменить предложение»

Превратить предложение, которое произносят спокойным голосом (повествовательное; пример: Матрешка сделана из дерева.), в вопросительное.

  • Какой знак препинания я должна поставить в конце предложения? Пример: Матрешка сделана из дерева? (Вопросительный знак.)
  • Как называется такое предложение? (Предложение называется вопросительным.)

Какое предложение получится, если мы восклицаем радостно? Пример: Матрешка сделана из дерева! (Восклицательный знак.)

  • Как называется такое предложение? (Предложение называется восклицательным.)

Попросить детей повторить предложение по схеме с правильной  интонацией, произнося четко каждое слово. Обратить внимание детей на знаки препинания в конце предложения.

8. Упражнение «Прятки»

С помощью схем дети прячут матрешку: логопед дает ребенку матрешку, называет предмет мебели и показывает схему. Глядя на нее, ребенок отвечает, где будет спрятана его матрешка.

Например:

  • матрешка - шкаф (матрешка на шкафу);
  • матрешка - шкаф (матрешка в шкафу);
  • матрешка – стол (матрешка под столом).

Вспомнить короткое слово-предлог. Оно помогает словам дружить в предложении. Слова-предлоги обозначаем маленькой полоской.

9. Упражнение «Сосчитай до 5»

Согласование числительного с прилагательным и существительным.

Одна разноцветная матрешка, две разноцветные матрешки, три разноцветные матрешки, четыре разноцветные матрешки, пять разноцветных матрешек.

Одна деревянная матрешка, две … пять … .

10. Итог занятия