Цели урока:
- Сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере тепловых двигателей.
- Ознакомить учащихся с видами тепловых двигателей.
Задачи:
Обучающая
- рассмотреть работу газа и пара при расширении на опыте;
- изучить понятие тепловых двигателей;
Воспитательная
- стимулирование познавательной активности при обсуждении работы двигателя, используя компьютер;
- содействовать патриотическому воспитанию, напомнив о роли русских изобретателей в истории;
- формировать интерес учащихся к изучению физики;
- умение работать в группе.
Развивающая
- развивать умения выделять главное, анализировать, делать выводы;
- развивать внимание, память, творческие способности учащихся;
- развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции;
- систематизировать знания учащихся по изученному материалу темы “Изменение агрегатных состояний вещества”;
- анализ экологической опасности ДВС.
Оборудование
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация,
- модель ДВС,
- модель турбины.
Ход урока
1 стадия – «Вызов» |
2 стадия – |
3 стадия – |
|
|
|
1 стадия - «Вызов»
Приём верных или неверных утверждений «Верите ли Вы?»
Этот прием включается в любую стадию урока. Учитель предлагает провокационные вопросы (утверждения), а учащиеся, выбирая верные утверждения, описывают заданную им тему, ситуацию, правила и т.д.
Верите ли вы что….?
- … освобождающаяся при конденсации пара энергия не может быть использована? (-)
- … количество теплоты, которое выделяет пар массой m, конденсируясь, определяется по формуле Q = cm(t2 - t1)? (-)
- … количество теплоты, которое выделяется при сгорании mкг топлива, вычисляется по формуле Q = λm? (-)
- … изменить внутреннюю энергию можно совершив работу над телом или самим телом? (+)
- … использовать внутреннюю энергию – это значит совершать за счет неё полезную работу? (+)
- … развитие техники зависит от умения использовать громадную внутреннюю энергию топлива? (+)
- …внутреннюю энергию нельзя превратить в механическую? (-)
2 стадия - «Осмысление материала»
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально, в парах и в группах.
Прием «Фишбоун».
Закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.
На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. На этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Сегодня мы уже сказали, что развитие техники зависит от умения использовать громадную внутреннюю энергию топлива.
Использовать внутреннюю энергию – это значит совершать за счет неё полезную работу, например, поднять груз, перевезти людей и товары и т.п.
А значит, внутреннюю энергию нужно превратить в механическую! Как это сделать?
В пробирку нальем немного воды, плотно закроем её пробкой и нагреем воду до кипения. Под давлением пара пробка выскочит и поднимется вверх. Это энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара, пар при этом расширился и совершил работу, подняв пробку. Т.о. внутренняя энергия пара перешла в кинетическую энергию пробки.
Если мы заменим пробирку прочным металлическим цилиндром, а пробку – плотно прилегающим поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, то получим простейший тепловой двигатель. Такой двигатель был изобретён в 17 веке, а затем был усовершенствован Джеймсом Уаттом.
Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
Виды тепловых двигателей:
Паровая машина | |
Двигатель внутреннего сгорания | |
Газовая турбина | |
Реактивный двигатель |
Во всех этих двигателях энергия топлива сначала переходит в энергию газа (или пара), газ, расширяясь, совершает работу и при этом охлаждается, часть его внутренней энергии превращается в механическую энергию.
Сегодня на уроке мы познакомимся с двигателем внутреннего сгорания.
ДВС – двигатель внутреннего сгорания – вид теплового двигателя, в котором топливо сгорает внутри самого двигателя.
ДВС работает на жидком топливе (бензин, керосин, нефть) или на горючем газе.
Применение ДВС очень разнообразно. Они приводят в движение самолеты, теплоходы, автомобили, тракторы, тепловозы, речные и морские суда.
Однако широкое применение ДВС оказывает негативное воздействие на окружающую среду. При работе тепловых двигателей сжигается кислород, выбрасывается в окружающую среду углекислый и угарный газ, соединения тяжелых металлов.
3 стадия - «Рефлексия»
- На этой стадии решаются следующие задачи:
- корректировка и систематизация знаний;
- помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
- помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
«Ромашка Блума»
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа - парная.
Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации.
При отработке приёма я указываю учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Домашнее задание
§ 21 на стр. 64, § 22 №1 на стр. 68.