Урок окружающего мира по теме "Кто такие насекомые?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, насекомые


Цели:

  • актуализировать знания о видах деревьев;
  • познакомить с насекомыми, научить выделять отличительные признаки этой группы животных, научить определять насекомых;
  • прививать навыки исследовательской деятельности.

Формируемые УУД:

  • познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем исверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
  • регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Учебные материалы: учебники, рабочие тетради, атлас-определитель, карточки с изображением насекомых, аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Повторение изученного на прошлом уроке.

Вопросы учителя:

1. Какие виды деревьев вы знаете?

2. Какие деревья называют лиственными? Приведите примеры.

3. Какие деревья называют хвойными? Приведите примеры.

4. Как можно различить ель и сосну?

5. С каким ещё хвойным деревом вы познакомились?

III. Самоопределение учебной деятельности

Учитель: Очень часто во время прогулок мы видим, как ползёт божья коровка. По тропинке бежит муравей. На цветке сидит красивая бабочка. Как называются эти животные?

Ученики: Это насекомые.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Ученики: Кто такие насекомые?

Учитель: Правильно. Мы будем изучать насекомых.

IV. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику с.32, 33.

Учитель: Во время путешествия Муравьишка встречал много животных. Некоторых из них можно увидеть в верхней части учебника на с.32. Вспомните, каких насекомых вы знаете? Подумайте, какое из этих животных насекомое? (Учащиеся дают ответы).

Мудрая Черепаха решила помочь Муравью. Она показала ему бабочку и сказала, что это – насекомое.

Изучите по рисунку строение тела бабочки.

У всех насекомых тело состоит из трёх частей: головы, груди, брюшка. Что вы видите на голове у бабочки? (Усики, глаза, хоботок).

Что находится на груди бабочки? (Крылья и ноги).

Сколько у бабочки крыльев? А сколько ног?

У всех взрослых насекомых шесть ног, тело состоит из трёх частей. У большинства насекомых в определённые периоды жизни отрастают крылья.

Запомните! Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено.

Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землёй, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи прыгать и бегать.

Учащиеся рассматривают в учебнике, затем на интерактивной доске божью коровку, стрекозу, пчелу, осу, жуков.

2. Работа по рабочей тетради (с.22).

Задание 1.

Какие насекомые изображены на рисунке? Вспомните, как они окрашены. Подумайте и объясните, почему они окрашены по-разному. Докрасьте рисунок.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Загадки о насекомых

Осенью в щель заберётся,
А зимой проснётся. (Муха)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)

Нос долог, голос тонок,
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)

Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскач. (Кузнечик)

Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза)

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравей)

2. Рубрика «Это интересно»

Учитель: Ребята, вы подготовили интересный материал из жизни насекомых. Вы много трудились, занимались исследовательской деятельностью и сегодня поделитесь своими знаниями с одноклассниками.

Первый ученик: Насекомые очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Одно из таких приспособлений – маскировка. Очень много насекомых с яркой окраской. Это пчёлы, осы, божья коровка и другие. Их сразу заметишь.

Много и таких насекомых, которых не сразу увидишь. Сядет бабочка на кору – и исчезнет. Окраска и рисунок её крыльев похожи на кору. Другую бабочку не заметишь на земле: села, сложила крылья, и перед вами – сухой листик. И всегда животные со скрывающей окраской замирают, не шевелятся. Ведь только тогда они будут не заметны. Так они умеют прятаться.

Второй ученик: Насекомые умеют и защищаться. Например, жук-бомбардир при опасности останавливается, поднимает брюшко и опускает голову, а потом раздаётся лёгкий треск, и из кончика жучиного брюшка что-то вылетает, похожее на маленькое облачко. Это он так врагов пугает.

Третий ученик: Чем питаются насекомые? Большинство насекомых питаются растениями. Поэтому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, груш, яблок и свёклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Грозным насекомым является саранча. В древности о её нашествиях писали: «Земля перед ней как цветущий сад, позади неё – дикая пустыня». Саранча полностью уничтожает урожай. Такие насекомые опасны только при массовом размножении.

Четвёртый ученик: Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники! Это самые прожорливые хищники. А их них самый прожорливый – стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Стрекозы питаются комарами и мошками. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Комара стрекоза съедает на лету, а муху – садясь на веточку. Всего известно 4500 видов стрекоз.

Пятый ученик: Одним из самых красивых существ на земле является бабочка. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Рот бабочки – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды растений.

Учитель: Ребята, а бывают ли насекомые детишками? Стрекозы, бабочки, мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Насекомые откладывают яички, а из яичек появляются личинки (у жуков, мух, стрекоз) и гусеницы (у бабочек). Пройдёт немного времени, и гусеница превратится в куколку, а из куколки появится бабочка. А дальше взрослое насекомое отложит яички, и всё начнётся сначала.

VII. Музыкальная минутка

Учащиеся исполняют песню «В траве сидел кузнечик».

VII. Закрепление изученного

Работа с атласом-определителем. Работа в парах.

Учитель: Что будет, если исчезнут насекомые?

Насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их – если исчезнут пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. То начнут исчезать и растения.

Если исчезнут насекомые – санитары, лес будет загрязняться.

Если исчезнут насекомые, вслед за ними начнут исчезать многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими.

Люди должны оберегать насекомых. А вы постарайтесь узнать о них как можно больше и не только из книг и рассказов взрослых, а ещё и из своих собственных наблюдений.

VIII. Рефлексия

Работа с карточками. Обучающие получают карточки и определяют насекомых.

После выполнения работы проводится взаимопроверка.

VIII. Подведение итогов

Вопросы учителя:

1. Кто такие насекомые?

2. Назовите основной признак насекомых.

3. Приведите примеры насекомых.

4. Как мы должны относиться к насекомым?

-  Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся показывают карточки с «смайлами»).

Учитель благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке.