Конспект урока по шахматам по теме "Мат"

Разделы: Начальная школа


Первый год обучения.

Класс: 2 В.

Цель: узнать, что такое мат и какими фигурами его можно поставить.

Задачи

Предметные:

  • закрепить изученные темы: названия всех фигур, их ходы, как ставить шах;
  • научить ставить мат, используя пять способов (мат слоном, ферзем, ладьей, конем, пешкой);
  • научить определять «мат или не мат» при выполнении дидактических заданий.

Метапредметные:

  • развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы, память, логическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решение;
  • воспитывать интерес к игре, формировать у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

  • Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать; умение думать, составлять план действий «в уме»;
  • Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в шахматной партии; расширение кругозора, внимательности и наблюдательности;
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, учиться слушать и понимать речь других;

Тип занятия: урок постановки и решения учебной задачи.

Методы и технологии обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа;
  • здоровьесберегающая, технологии системно-деятельностного подхода.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа
  • парная работа.

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

  • Демонстрационная доска;
  • Наборы шахматных фигур;
  • Ноутбук;
  • Комплекты учебников для 1-го года обучения;
  • Загадки, задачи на шахматную тему;

Этапы урока:

I. Вводно-мотивационный этап.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  1. Шахматные загадки
  2. «Волшебный мешочек».
  3. Чтение шахматных терминов, повторение фигур и шаха.

II. Операционно-содержательный этап.

1. Изучение нового материала. Объяснение учителя на шахматной демонстрационной доске.

2. Закрепление изученного материала.

III. Рефлексия.

Технологическая карта урока