Литературно-краеведческий вечер для младших школьников «Праздник вятского фольклора»

Разделы: Внеклассная работа


Цели воспитывающие:

  • ввести учащихся в мир литературного творчества вятского народа;
  • создать условия для воспитания у учащихся интереса к фольклору, уважения к культуре вятских людей; чувства патриотизма, любви к малой Родине, бережного отношения к своей истории, к родному городу на краеведческом литературном материале.

Цели развивающие:

  • развивать устную речь, творческие способности учащихся;
  •  обогатить их словарный запас, формировать основы их речевой и коммуникативной культуры.

Цели направлены на достижение следующих результатов курса:

Личностные результаты:

  • осознание своих эмоций и умение чувствовать эмоции других людей; дружба и взаимопомощь; этические чувства как нравственная основа поведения; эмоциональность, сопереживание;
  • восприятие красоты художественного слова, вятской речи; стремление совершенствовать свою речь; эстетичность;
  • любовь к родному Вятскому краю, уважение его народа, языка, культуры, традиций, и творчества вятчан; патриотизм, гражданственность;
  • стремление к познанию окружающей действительности.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
  • знание основных моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД:

  • составление плана выполнения учебно-познавательной задачи вместе с учителем;
  • выполнение его с корректировкой;
  • осуществление оценки и взаимооценки деятельности, взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД:

  • использование монологической и диалогической формы речи с применением языковых средств, адекватных речевой ситуации;
  • воспитание умения сотрудничать и договариваться, уважать мнения других.

Познавательные УУД:

  • умение работать с разными формами информации (текстами, иллюстрациями);
  • построение рассуждений на основе анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей;
  • умение осуществлять творческую деятельность.

Образовательная технология сотрудничества, системно-деятельностного подхода.

Оборудование: слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, декорации для оформления сцены, изделия народных художественных промыслов, русские народные костюмы, костюмы лисы, волка, медведя, зайца, скоморохов.

Ход праздника

Под фонограмму песни о городе Кирове дети поднимаются на сцену.

Ведущий:

Киров наш, Вятка, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.

Исполняется песня «Красивы над Вяткой просторы».

(Дети садятся на скамейки на сцене.)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник Вятского фольклора не начинаем.

Хозяин: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус: кому – загадка, кому - сказка, кому - песенка.

Хозяйка:

Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ну, тогда начнем наш праздник!

Звучит музыка «Светит месяц», выходят скоморохи.

Хозяин: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

1 скоморох: Я – скоморох Прошка.

2 скоморох: А я Федул-скоморошка.

1 скоморох: Федул, Федул, что губы надул?

2 скоморох: Кафтан прожег.

1 скоморох: Починить можно?

2 скоморох: Можно, да иглы нет.

1 скоморох: А велика ли дыра?

2 скоморох: Один ворот остался.

1 скоморох:

У меня, скомороха Прошки,
Игр да забав полное лукошко!

2 скоморох:

Собирайся, народ, становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки.

Два скомороха вместе: Вас сегодня ожидают вятские потешки!

Звучит «Камаринская». Пятеро детей встают в полукруг.

СООБЩЕНИЕ О ПОТЕШКАХ

Потешки – это небольшие забавные стишки. Они каждому знакомы с детства. Наши вятские потешки.

1 потешка.

Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Истопила баньку, выкупала Ваньку,
Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.

2 потешка.

А ту-ту, ту-ту, ту-ту,
Я на елочке расту.
Ветер елку укачал,
Я с елочки упал.
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.

3 потешка.

Скок – поскок! Молодой дроздок
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька-невеличенька,
Сама с вершок, голова с горшок.
Молодичка – молода поехала по дрова,
Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

4 потешка.

А у нас-то в доме кот
Дружбу с мышками ведет.
В кошки-мышки поиграет,
Чаем мышек угощает.

5 потешка.

Рыжий красного спросил:
- Где ты бороду красил?
- Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал!

Звучит музыка «Светит месяц», выходят скоморохи.

1 скоморох:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?

2 скоморох:

Становитесь в ряд, выбирай подряд.
Красиво, приятно! А для всех занятно.

Звучит «Камаринская». Выходят пятеро детей для игры.

1 скоморох:

Кто из вас водить желает,
Пусть «Я» громко отвечает!

2 скоморох: Чтобы не подраться, вам нужно рассчитаться!

СООБЩЕНИЕ О СЧИТАЛКАХ

Считалки ведут начало от определенных видов деятельности взрослых. Большинство считалок – веселые смешные стишки. Малопонятные, часто бессмысленные слова, сложенные в рифму, помогают определить водящего и задают веселый тон игре. Наши вятские считалки.

Играющие считаются:

1)

Ани – бани, трукатани,
Едет баба на баране.
Тпру – ну, не скачи, продаются калачи.
Калачи горячие, три копейки сдачи.

2)

Цынцы – брынцы, балалайка,
Цынцы – брынцы, заиграй-ка,
Цынцы – брынцы, не хочу,
Цынцы – брынцы, спать хочу.
Цынцы – брынцы, куда едешь?
Цынцы – брынцы, в городок.
Цынцы – брынцы, чего купишь?
Цынцы – брынцы, молоток.

Звучит «Пляска». Идет музыкальная игра «Кошки – мышки».

Хозяин:

Молодцы, ребятишки!
Присядем, отдохнем. (Слышится стук.)
А это кто стучится в дом?

(Вбегают три соседки.)

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!

Хозяйка: Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все расскажите.

1 соседка:

У Иванова двора загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не затушили.

2 соседка:

Пришел дедушка Фома, расседая борода.
Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

3 соседка:

Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал.
Только слышно стороной, затушил он бородой!

Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком!

Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! Оставайтесь, соседки, тоже гостями будете.

(Слышится стук в дверь.)

Хозяин: Кого еще нелегкая несет? (Входят два соседа.)

1 сосед: Можно, хозяин?

Хозяин:

Гость – не кость, за дверь не выкинешь.
Заходите. Что нового в свете?

1 сосед:

Ехала деревня мимо мужика.
Вдруг из-под собаки лают ворота.

Все вместе: Вот это да!

2 сосед:

Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь погоняет мужика кнутом.

Все вместе: Как кнутом?

1 сосед:

- Тпру, - сказала лошадь,
А мужик заржал.
Лошадь пошла в гости,
А мужик стоял.

Все вместе: Ай – я – яй!

2 сосед:

Лошадь ела шаньги, а мужик овес.
Лошадь села в санки, а мужик повез.

Все вместе: Правда?

Оба соседа:

Правда.
Свиньи вилами хлебали
Из говядины уху.

Хозяин: Не пора ли вам, ребята, бросить эту чепуху?

Хозяйка:

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.

Хозяин:

А ну, хватит вам болтать,
Пора песню начинать.
Выходи, честной народ,
Становись – ка в хоровод!

Исполняется песня - игра «А мы просо сеяли».

Хозяйка:

Что-то мы немножко притомились.
Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим,
Загадаем всем загадки.
Кто смышленей – поглядим!

Звучит «Камаринская».

СООБЩЕНИЕ О ЗАГАДКЕ

Загадки - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадка строится на описании признаков или действий предметов. Наши вятские загадки.

1 загадка.

Кто со мною дружит - никогда не тужит,
Языка хотя и нет, расскажу про белый свет. (Книга)

2 загадка.

Все меня просят и ждут,
А только покажусь – прятаться начнут. (Дождь)

3 загадка.

Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут! (Мяч)

4 загадка.

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

5 загадка.

Рыжая хозяюшка из лесу пришла.
Кур пересчитала, в норку унесла. (Лиса)

6 загадка.

Кто зимой холодной
Бродит в лесу, злой, голодный? (Волк)

7 загадка. Зимой беленький, летом серенький. (Заяц.)

(Выходят дети в костюмах лисы, зайца, медведя, волка.)

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?

Инсценировка старинной народной Вятской сказки «Лиса – кутафья».

Хозяин:

Что-то гости загрустили.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.

Хозяйка:

И мальчишки, не зевайте,
Девам дружно подпевайте.

Хозяин и хозяйка: Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Звучит один куплет частушки, выходят исполнители частушек.

СООБЩЕНИЕ О ЧАСТУШКЕ

Частушка – это произведение устной народной поэзии. В исполнении частушки всегда проявляется характер, темперамент конкретного исполнителя. Наши вятские частушки!

1 частушка.

Начинаю я припевку первую, начальную.
Я хочу развеселить публику печальную!

2 частушка.

Дайте круг, дайте круг, дайте круг пошире.
Нас пойдет не одна, нас пойдет четыре!

3 частушка.

Мой дружочек, ох, хороший,
Да росточком больно мал.
Проводил меня до дому,
Я чихнула – он упал!

4 частушка.

На окошке два цветочка, голубой да аленький.
Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький!

5 частушка.

За деревней я гуляла, там Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал – курица обидела!

6 частушка.

Пошла курица в аптеку, закричала: «Ку-ка-ре-ку!»
Дайте мыло и духи, чтоб любили женихи!

7 частушка.

Боевая, боевая, боевой остануся.
Ох, и горе тому будет, кому я достануся!

8 частушка.

Наши вятские девицы – и плясуньи, и певицы.
Под веселую игру не сидят они в углу!

9 частушка.

Поплясал бы я сильнее – сапоги не гнутся.
Шаровары по колено – девушки смеются.

10 частушка.

Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели подо мной половицы лопнут?

11 частушка.

Я люблю, как дроля пляшет, как поет да топает.
В эту самую минуту сердце не работает.

12 частушка.

Рыболов Семен у ели подремать на час прилег.
Червяка рыбешки съели, доедают поплавок!

13 частушка.

Мы частушки вам пропели хорошо ли, плохо ли.
А сейчас мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Чтец:

И пусть года несутся в пляс,
Мелькая, словно птицы.
Вятский фольклор жив и сейчас,
Мы будем им гордиться!

Хозяйка:

Всем спасибо за вниманье,
Задор, веселье, смех!

Хозяин:

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»