Пояснительная записка
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».
Обобщенный портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А так же гармония между человеком и окружающими людьми.
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т.д.).
Предлагаемая система занятий направлена на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника, которая является первоосновой его психологического здоровья.
Цель: психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей;
- обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;
- развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- обучать детей рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии;
- способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.
Программа развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех разделов.
Первый раздел – «Какой Я?» — предусматривает осознание ребенком своей уникальности, развитие навыков самообладания и самоанализа, воспитание уверенности в себе.
Второй раздел — «Мои эмоции и чувства» — направлен на знакомство с эмоциями человека, обучение опознаванию своих эмоций и эмоциональных реакций окружающих, а также конструктивным способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями.
Третий раздел – «Я и мои друзья» — направлен на формирование навыков совместной деятельности, умений устанавливать и поддерживать контакты, обучение навыкам бесконфликтного поведения.
Программа рассчитана на два учебных года и включает 60 занятий: 30 занятий в старшей группе и 30 занятий в подготовительной. Занятия проводятся в форме тренинга по 25–30 минут.
Тематический план занятий. Старшая группа
Раздел |
Тема |
Задачи |
Время проведения |
Какой Я? |
1. «Знакомство» |
Формировать позитивное отношение детей к своему «Я». Способствовать позитивному взаимодействию детей друг с другом. Снять мышечное напряжение. |
1 неделя октября |
2. «Кто Я?» |
Дать возможность детям почувствовать свою значимость. Помочь увидеть отличие от других. Поддержать положительную самооценку каждого ребенка. |
2 неделя октября |
|
3. «Каким я себя вижу?» |
Помочь осознать собственную индивидуальность. Развивать умение познавать собственное тело. Воспитывать положительный образ своего «Я». |
3 неделя октября |
|
4. «Меня зовут…»
|
Способствовать осознанию ребенком своего имени. Развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени. Способствовать повышению у детей уровня самопринятия. |
4 неделя октября |
|
5. «Я – мальчик, я — девочка» |
Помочь детям осознать себя как представителя определенного пола. Дать детям представление о внешности и манере поведения у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности. |
1 неделя ноября |
|
6. «Что мне нравится?» |
Помочь осознать детям свои предпочтения и вкусы, сравнить с предпочтениями других детей. Развивать интерес к себе и другим. |
2 неделя ноября |
|
7. «Страна цвета» |
Помочь осознать детям собственные цветовые пристрастия. Развивать воображение. |
3 неделя ноября |
|
8. «Воспитай в себе уверенность» |
Способствовать осознанию детьми собственных возможностей. Формировать чувство доверия к окружающим. |
4 неделя ноября |
|
9. «Обыкновенное чудо» |
Способствовать развитию навыков взаимодействия. Снять напряжение, тревожность. Развивать интерес к себе. |
1 неделя декабря |
|
10. «Я и ты такие разные» |
Учить различать индивидуальные особенности детей в группе. Развивать интерес к себе и другим. |
2 неделя декабря |
|
Мои эмоции и чувства |
11. «Мое настроение» |
Познакомить с понятием «настроение».Показать в доступной форме изменчивость настроения. Учить понимать настроение другого. Учить передавать свое эмоциональное состояние в рисунке. |
3 неделя декабря |
12. «Радость» |
Знакомство с эмоцией радости. Упражнять в выражении эмоции радости доступными средствами (мимика, пластика). Развивать способность делиться своими переживаниями. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса. |
4 неделя декабря |
|
13. «Печаль» |
Учить распознавать настроение по мимике. Развивать слуховое восприятие, умение отличать на слух оттенки музыкальных произведений. Развивать способность с помощью жестов передавать внутренние переживания. |
3 неделя января |
|
14. «Мне грустно» |
Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения. |
4 неделя января |
|
15. «Радуюсь, злюсь» |
Учить различать эмоции радости и гнева. Познакомить с адекватными способами выражения гнева. Тренировать детей в изменении эмоциональных состояний радости и гнева. |
1 неделя февраля |
|
16. «Гнев» |
Продолжать знакомство с эмоцией гнева. Учить выделять эмоции гнева при чтении литературных произведений. Обучать детей вживаться в образ, овладеть мимикой лица. Упражнять в выражении эмоций гнева с помощью цвета. |
2 неделя февраля |
|
17. «Мне страшно» |
Учить отличать эмоцию страха на пиктограммах. Упражнять в выражении эмоции страха средствами эмоциональной экспрессии. Развивать способность делиться своими переживаниями. Помочь справиться со своими страхами. |
3 неделя февраля |
|
18. «Удивление» |
Знакомство с эмоцией удивления. Учить различать эмоции страха и удивления на пиктограммах и в сюжетных картинках. |
4 неделя февраля |
|
19.«Положительные эмоции» |
Ввести понятия положительной и отрицательной эмоции. |
1 неделя марта |
|
20. «Отрицательные эмоции» |
Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения. Закреплять способы управления отрицательными эмоциям. |
2 неделя марта |
|
Я и мои друзья |
21. «Что такое дружба?» |
Познакомить с понятием «дружба». Стимулировать творческое самовыражение. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками. |
3 неделя марта |
22. «С кем я хочу дружить» |
Раскрыть сущность понятия «дружба». Показать, какую роль играют друзья в нашей жизни. Воспитывать стремление дружить с окружающими. |
4 неделя марта |
|
23. «Ссора» |
Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций. |
1 неделя апреля |
|
24. «Ребята, давайте жить дружно» |
Способствовать развитию у детей навыков бесконфликтного поведения. |
2 неделя апреля |
|
25. «Дразнить, обижать» |
Продолжать развивать добрые отношения между детьми. Развивать умение снижать эмоциональное напряжение. |
3 неделя апреля |
|
26. «Учимся видеть в друге хорошее» |
Учить замечать положительное в окружающих. Развивать у детей позицию безусловного принятия себя и других. |
4 неделя апреля |
|
27. «Друг заболел» |
Учить понимать эмоциональное и физическое состояние сверстника. Формировать у детей осознание значимости проявления сочувствия к заболевшему другу. |
1 неделя мая |
|
28. «Доброта» |
Дать представления о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Актуализировать стремление совершать добрые поступки. |
2 неделя мая |
|
29. «Дерево дружбы» |
Формировать ценностное отношение к себе и окружающим. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. |
3 неделя мая |
|
30. «Вместе с друзьями |
Способствовать формированию положительных отношений между детьми. |
4 неделя мая |
Литература
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. - СПб.: Речь, 2006.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М: Просвещение, 2005.
- Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М: ТЦ Сфера, 2007.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир. М: ТЦ Сфера, 2007.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под редакцией А.В.Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2009.
- Романюта В.М. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М: АРКТИ, 2007.
- Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Д: Феникс, 2007.
- Семенака С.И. Уроки добра. М: АРКТИ, 2002.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.