Программа формирования психологического здоровья старшего дошкольника (старшая группа)

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».

Обобщенный портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А так же гармония между человеком и окружающими людьми.

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т.д.).

Предлагаемая система занятий направлена на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника, которая является первоосновой его психологического здоровья.

Цель: психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей;
  • обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;
  • развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
  • обучать детей рефлексивным умениям;
  • формировать потребность в саморазвитии;
  • способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.

Программа развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех разделов.
Первый раздел – «Какой Я?» — предусматривает осознание ребенком своей уникальности, развитие навыков самообладания и самоанализа, воспитание уверенности в себе.

Второй раздел «Мои эмоции и чувства» — направлен на знакомство с эмоциями человека, обучение опознаванию своих эмоций и эмоциональных реакций окружающих, а также конструктивным способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями.

Третий раздел – «Я и мои друзья» — направлен на формирование навыков совместной деятельности, умений устанавливать и поддерживать контакты, обучение навыкам бесконфликтного поведения.

Программа рассчитана на два учебных года и включает 60 занятий: 30 занятий в старшей группе и 30 занятий в подготовительной. Занятия проводятся в форме тренинга по 25–30 минут.

Тематический план  занятий. Старшая группа

Раздел

Тема

Задачи

Время проведения

Какой Я?

1. «Знакомство»

Формировать позитивное отношение детей к своему «Я». Способствовать позитивному взаимодействию детей друг с другом. Снять мышечное напряжение.

1 неделя октября

2. «Кто Я?»

Дать возможность детям почувствовать свою значимость. Помочь увидеть отличие от других. Поддержать положительную самооценку каждого ребенка.

2 неделя октября

3. «Каким я себя вижу?»

Помочь осознать собственную индивидуальность. Развивать умение познавать собственное тело. Воспитывать положительный образ своего «Я».

3 неделя октября

4. «Меня зовут…»

 

Способствовать осознанию ребенком своего имени. Развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени. Способствовать повышению у детей уровня самопринятия.

4 неделя октября

5. «Я – мальчик, я — девочка»

Помочь детям осознать себя как представителя определенного пола. Дать детям представление о внешности и манере поведения у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.

1 неделя ноября

6. «Что мне нравится?»

Помочь осознать детям свои предпочтения и вкусы, сравнить с предпочтениями других детей. Развивать интерес к себе и другим.

2 неделя ноября

7. «Страна цвета»

Помочь осознать детям собственные цветовые пристрастия. Развивать воображение.

3 неделя ноября

8. «Воспитай в себе уверенность»

Способствовать осознанию детьми собственных возможностей. Формировать чувство доверия к окружающим.

4 неделя ноября

9. «Обыкновенное чудо»

Способствовать развитию навыков взаимодействия. Снять напряжение, тревожность. Развивать интерес к себе.

1 неделя декабря

10. «Я и ты такие разные»

Учить различать индивидуальные особенности детей в группе. Развивать интерес к себе и другим.

2 неделя декабря

Мои эмоции и чувства

11. «Мое настроение»

Познакомить с понятием «настроение».Показать в доступной форме изменчивость настроения. Учить понимать настроение другого. Учить передавать свое эмоциональное состояние в рисунке.

3 неделя   декабря

12. «Радость»

Знакомство с эмоцией радости. Упражнять в выражении эмоции радости доступными средствами (мимика, пластика). Развивать способность делиться своими переживаниями. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.

4 неделя декабря

13. «Печаль»

Учить распознавать настроение по мимике. Развивать слуховое восприятие, умение отличать на слух оттенки музыкальных произведений. Развивать способность с помощью жестов передавать внутренние переживания.

3 неделя января

14. «Мне грустно»

Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения.

4 неделя января

15. «Радуюсь, злюсь»

Учить различать эмоции радости и гнева. Познакомить с адекватными способами выражения гнева. Тренировать детей в изменении эмоциональных состояний радости и гнева.

1 неделя февраля

16. «Гнев»

Продолжать знакомство с эмоцией гнева. Учить выделять эмоции гнева при чтении литературных произведений. Обучать детей вживаться в образ, овладеть  мимикой лица. Упражнять в выражении эмоций гнева с помощью цвета.

 2 неделя февраля

17. «Мне страшно»

Учить отличать эмоцию страха на пиктограммах. Упражнять в выражении эмоции страха средствами эмоциональной экспрессии. Развивать способность делиться своими переживаниями. Помочь справиться со своими страхами.

3 неделя февраля

18. «Удивление»

Знакомство с эмоцией удивления. Учить различать эмоции страха и удивления на пиктограммах и в сюжетных картинках.

4 неделя февраля

19.«Положительные эмоции»

Ввести понятия положительной и отрицательной эмоции.
Способствовать осознанию положительного эмоционального опыта. Развивать эмоциональную экспрессию. Закреплять умение с помощью изобразительных средств передавать свое настроение.

1 неделя марта

20. «Отрицательные эмоции»

Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения. Закреплять способы управления отрицательными эмоциям.

2 неделя марта

Я и мои друзья

21. «Что такое дружба?»

Познакомить с понятием «дружба». Стимулировать творческое самовыражение. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками.

3 неделя марта

22. «С кем я хочу дружить»

Раскрыть сущность понятия «дружба». Показать, какую роль играют друзья в нашей жизни. Воспитывать стремление дружить с окружающими.

4 неделя марта

23. «Ссора»

Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций.

1 неделя апреля

24. «Ребята, давайте жить дружно»

Способствовать развитию у детей навыков бесконфликтного поведения.

2 неделя апреля

25. «Дразнить, обижать»

Продолжать развивать добрые отношения между детьми. Развивать умение снижать эмоциональное напряжение.

3 неделя апреля

26. «Учимся видеть в друге хорошее»

Учить замечать положительное в окружающих. Развивать у детей позицию безусловного принятия себя и других.

4 неделя апреля

27. «Друг заболел»

Учить понимать эмоциональное и физическое состояние сверстника. Формировать у детей осознание значимости проявления сочувствия к заболевшему другу.

1 неделя мая

28. «Доброта»

Дать представления о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Актуализировать стремление совершать добрые поступки.

2 неделя мая

29. «Дерево дружбы»

Формировать ценностное отношение к себе и окружающим. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

3 неделя мая

30. «Вместе с друзьями

Способствовать формированию положительных отношений между детьми.

4 неделя мая

Литература

  1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
  4. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. - СПб.: Речь, 2006.
  5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М: Просвещение, 2005.
  6. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М: ТЦ Сфера, 2007.
  7. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир. М: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  9. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под редакцией А.В.Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2009.
  10. Романюта В.М. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М: АРКТИ, 2007.
  11. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Д: Феникс, 2007.
  12. Семенака С.И. Уроки добра. М: АРКТИ, 2002.
  13. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.