Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация, обобщение и систематизация знаний.
- Объявление краткого плана работы на уроке.
- Разминка.
- «Мозаика «Этапы решения задачи в Excel».
- Тестирование.
- Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы.
- Заполнение опорного конспекта.
- Физкультминутка.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Практическая самостоятельная работа. Приложение1, Приложение2, Приложение3, Приложение4, Тест, Приложение5, Презентация.
Цели урока:
образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой информации».
Задачи:
- закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
- практическое применение изученного материала, приобретение навыков в составлении таблиц разного типа;
- развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и оформить таблицу;
- формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.
развивающие — продолжить развитие логического мышления, глубины и гибкости ума.
Задачи:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие способности логически рассуждать;
- формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
- развитие умения применять полученные знания для решения задач различных предметных областей.
воспитательные — продолжать воспитывать информационную культуру, общечеловеческие качества личности школьника.
Задачи:
- воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
- воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
- продолжить воспитывать культуру общения;
- продолжить формировать чувство долга, настойчивости, дисциплинированность; продолжить формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;
- продолжить воспитывать эстетический вкус.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Предполагаемый результат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный этап. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(3 мин.) - Оргмомент. ‑ Сегодня мы продолжаем изучение темы «Обработка числовой информации». На предыдущих занятиях мы узнали основные информационные единицы электронной таблицы, типы и форматы данных, используемых в Excel, основные функций, используемых при записи формул, общие правила подготовки электронной таблицы, а так же графические возможности табличного процессора, учились решать задачи с использованием ЭТ. |
Учащиеся приветствуют учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегодня цель нашего урока: закрепить и обобщить знания, полученные по этой теме, развивать умение применять полученные знания для решения задач из различных предметных областей, показать, что вы умеете работать и коллективно, помогая при необходимости друг другу, и самостоятельно. Давайте пожелаем, друг другу успешной работы. Я думаю, у нас всё получится. |
|
Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы, доброжелательно настроены по отношению друг к другу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация, обобщение и систематизация знаний. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Объявление краткого плана работы. (3 мин.) ‑ Работу на уроке мы построим следующим образом: сначала мы повторим все полученные ранее знания; и одновременно систематизируем знания по этой теме при заполнении опорного конспекта, который находится у вас на столе. Проведём небольшой тест по основным понятиям «Электронной таблицы», а в конце урока – практическая самостоятельная работа на компьютере. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel? Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS Excel? Таким образом, можно сделать вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. |
Мы научились выполнять вычислительные операции при помощи формул, решали различные задачи различного содержания, составляли много различных таблиц и строили диаграммы. Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Разминка. (4 мин.)
|
Учащиеся отвечают на вопросы: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. «Мозаика этапы решения задачи в Excel»
Примечание. Знак $ обозначает абсолютную адресацию. 2. Попробуйте выполнить самостоятельно. Задание находится в рабочих листах.
В ячейке A4 записали формулу =$E5+B$4. После этого ячейку A4 скопировали в ячейку B1. Какое число будет показано в ячейке B1? |
Проверяются знания и устанавливаются пробелы. Воспитывается самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива. Развитие коммуникативных умений и навыков, умения делать выводы, воспитание умения слушать собеседника. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию. Проверьте правильность. У кого есть уточнения, дополнения? 4. Тестирование по теме "Электронные таблицы" (7 мин.) Учащимся предлагается электронный тест на тему "Электронные таблицы", на выполнение – 5 минут. |
Учащиеся отвечают на вопросы теста. |
Учащиеся вспоминают полученные ранее знания об этапах решения задачи в ЭТ и заполняют опорные конспекты. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Практическая работа (10 мин.) 1. Приём в ВУЗ. 2. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Работа сохраняется в сетевой папке под своей фамилией. Учитель просматривает выполнение работы на своем компьютере. |
Учащиеся по одному представителю от группы объясняют решение задачи. ‑ Можно не использовать функцию автосумма СУММ, но тогда будет больше условий для функции И. Учащиеся используют инструкцию для выполнения практической работы. |
Учащиеся концентрируют свою память и внимание, вспоминают полученные ранее знания по теме «ЭТ Excel» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Физкультминутка (2 мин.) - Отвернитесь от экрана, закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой. - И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови. - С силой разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончики пальцев небольшими круговыми движениями помассируйте виски у края глазниц. Этот комплекс в основном воздействует на мышцы и сосуды, обслуживающие глаза. |
Выполняют упражнения физкультминутки. |
Ученики продемонстрировали полноту выполнения практического задания. Устранены пробелы в знаниях. Актуализированы знания учащихся по пройденной теме, проверено качество усвоения материала.
Сняли напряжение глаз, мышц рук. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Подведение итогов работы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1 мин.) ‑ Целью урока было: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Обработка числовой информации». Что мы повторили на уроке и чего добились? |
Мы повторили и систематизировали в виде опорного конспекта знания по теме «Обработка числовой информации», разобрали решение нескольких задач практического содержания. |
Подведены итоги, и можно сделать вывод, что учащиеся хорошо усвоили тему «Обработка числовой информации». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Определение домашнего задания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1 мин.) Как мы уже выяснили ранее, многие задачи в ЭТ имеют прикладной характер. Поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам решить задачу практического содержания. Задание находится в рабочих листах. (дифференцированное д/з)
В ячейке D3 записали формулу = D$1 + $A3. После этого ячейку D3 скопировали в ячейку E6. Какое число будет показано в ячейке E6? |
Ученики слушают учителя, получают дифференцированные индивидуальные задания (записывают домашнее задание в дневник). |
Учащиеся поняли, как выполнять домашнее задание, а также осознали необходимость его выполнения. |