Тактильное ощущение музыки

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Презентация.

Исторически так сложилось, что мы наслаждаемся звуками музыки, прикасаясь к ней только душой - сердцем. Нас пронизывает словно током: тело, наш разум. Доставляя наслаждение слуху.

Работая в сфере преподавания много лет, изучая историю, инструменты, характер и стили музыки. Влияние на людей, время и эпохи. Я с удивлением обнаружила, что современное обучение музыке (вокалу) требует нового подхода.

Дети пропевая мелодию В.А.Моцарта не могли долго передать характер музыки, оттенки настроения. Не получалось спеть мягким «темно фиолетовым звуком с блестящим крапинками звезд». Звук должен быть и мягким и эластичным и упругим. Напевным и не резким. Тогда я стала просить детей потрогать, едва касаясь рукой ткань.

Музыканты часто употребляют этот термин «музыкальная ткань».

Какой же бывает музыка?

Вивальди: по ощущениям гладкая с определенной жесткостью, легкая больше похожа на летние ткани, например шелк.

Бах: это кружево, сложное, красивое хитро сплетенное, но если прислушаться и проследить виден затейливый узор, рисунок. Структура ткани разная в зависимости от произведения: плотная либо воздушная.

Моцарт: легкий полет, ткань воздушная, это струя воздуха органза или шелк, блестящая невесомая!

Таким образом, пришла идея научить детей работать с музыкой тактильно. Перелистав литературу, поняла, нет такой темы. Нет таких уроков. К уроку были изготовлены несколько табличек с различной фактурой. Фактура была колючей, пузырьками, жесткой, гибкой, гладкой - в общем разной. Разложив таблички в произвольном порядке на столе, дети слушали музыку. Задание, было понять: какое ощущение несет музыка. Какая табличка больше подходит для той или иной ее части.

Отрабатывая вокальные номера, там, где мне не хватало мастерства или опыта донести до детей словами, как спеть правильно звук, я просто просила: «потрогай мех», или коснись «велюра, бархата». Спой вот так мягко - «пушисто». Или так: мягко, но погружаясь в тепло. Дети как мы знаем, мыслят образами. Представить было уже проще: ведь определенный век требовал определенной одежды. Но музыка это мода - она практически всегда соответствует времени. Темпу, ритму жизни. Понять, ощутить красоту стиля музыки теперь можно прикоснувшись тактильно.

Пояснение к уроку

На уроке дети знакомятся с классической музыкой и ее звучанием, а также закрепляют знания, полученные на уроках музыки о классической музыке, через тактильные прикосновения пытаются понять, какие чувства, эмоции вызывает музыка.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – игра, урок лекция (с применением мультимедийных технологий).

Цель - самая сложная музыка становится доступной, если слушатели подготовлены. Подготовить детей к восприятию классической музыки.

Задачи:

  • Образовательная: научить чувственному (тактильному) восприятию музыки, дать определение понятиям «интонация», «тактильность», «чувства» «эмоции»;
  • Развивающая: развивать память, чувствительность, слух, внимание;
  • Воспитательная: заинтересовать слушателей музыкой, увлечь эмоционально. Осуществить эстетическое воспитание учащихся, формировать чувство прекрасного. Расширить музыкальный кругозор.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр или магнитофон, мультимедийная презентация, DVD-проигрыватель, диски с произведениями И.С.Баха. Инструмент (синтезатор, пианино), карточки.

Ход урока

Музыкальное приветствие с классом. Звучит легкая музыка И.С.Баха «Менуэт»

Учитель: Дорогие ребята! Урок наш необычный. Эта встреча будет посвящена музыке и погружению в мир чувств:

(Идут слайды до 7 включительно на 7-м мы останавливаемся)

Учитель: Как вы думаете: из чего состоит музыка?

(ответы детей) Из звуков, нот, инструментов и их звучания, из шумов.

Учитель: Скажите, как отличаются звуки?(можно проиграть на фортепиано, или изобразить голосом: мышка пи-пи-пи mf pp, слон уф уф ff, гудок машины пип пип - коротко, теплоход - туууууууууу - долго. Мышка - пищит высокий звук, а медведь? - низкий)

(ответы детей) - звуки бывают короткие, длинные, тихие и громкие. Высокие и низкие.

Учитель: Конечно, ребята, звуки бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком.

Через музыку и ее выразительные средства (звуки), композиторы передают красоту природы, пение птиц и шум ветра. А также красоту человеческих чувств, эмоций.

Учитель: Какая окружает нас музыка?

Дети: Разная: веселая, яркая, нежная грустная, праздничная.

Учитель: правильно!Музыка выражает разные эмоции, чувства. А еще может изобразить характер человека, его настроение, или по- другому «Эмоции Чувства.»

(высвечиваются слайды «Эмоции»)

Учитель: Как выражаются эмоции? мимикой лица, жестами и словами. Мимика – очень важный, выразительный фактор. На лице мы показываем свои чувства, состояние души, эмоции.

Музыка это прежде всего чувства . Передача эмоций! Вы сидите в кино. Как вы догадаетесь, что герою страшно? …. Музыка подсказывает вам.

Сегодня, мы попробуем угадать какие, эмоции испытывают дети и звери.

Учитель: какие эмоции, чувства показаны на фотографиях? (Плач, радость, смех, нежность, любовь)

Учитель: Спасибо, ребята.

Учитель: А скажите, пожалуйста, как мы передаем свои чувства, эмоции.

Дети: словами, жестами.

Игра «Молодец»

  • мама хвалит ребенка «молодЕц!» (накормил кошку, помыл посуду, сделал все уроки) звук ласковый, эмоции приятные.
  • ругает «Хм, молодЕц!» (сломал вазочку, уроки не сделал, получил «2») звук раздраженный резкий, режущий по слуху. Эмоции неприятные.
  • с огорчением (опоздал, больше нету….ай ай ай молоде-ец) звук сожалеющий, извиняющийся. С укором. Эмоции обида, досада, огорчение.
  • гордится силой, ловкостью, умением. «. Ух, ты! мОлодец». Звук яркий, блестящий восхищенный. Звонкий, Приятный.

Еще раз смотрим на слайды «Эмоции».

Учитель:

Игра «Какой он музыкант»

  • сказать слова «какой он музыкант» - восхищенно, радостно.
  • с сожалением, грустно, как будь-то человек ушел
  • гневно, яростно, злорадно, ненавидя
  • равнодушно

Учитель: Итак мы передаем эмоции словами, звуками, а еще можно передать свои чувства, эмоции - прикосновением!

Игра «прикосновение» (тактильность)

Что вы испытаете, если вас погладили по плечу,:

  • Папа (приятно, нежность ,забота, любовь)
  • Учитель (приятно, похвалили. спокойствие, радость)
  • Неизвестная женщина (тревога, неизвестность)
  • Незнакомый мужчина (страх, неизвестность.)

В средние века композитор Иоганн Себастьян Бах написал много красивой музыки… (прослушивание произведения И.С.Бах «Шутка») какие эмоции вызывает эта музыка? Какие чувства?

Есть такое понятие у музыкантов «музыкальная ткань». Давайте возьмем наши карточки. И попробуем ощутить музыкальную ткань этого произведения, какая она на ощупь эта музыка? Угловатая, острая, мягкая, гладкая?

Учитель: задание определить характер звука звучания, путем прикосновения к карточке. Пальчиками легонько касаемся всех карточек закрыв глазки «опускаемся вниз» - в глубину души, своего сердца… слушая музыку

Учитель: А теперь сравним следующее произведение. Какая музыка по характеру, ощущениям? Какая карточка больше подходит для этой музыки? И.С.Бах Шутка.

Второе произведение Сюита №2 си бемоль минор.

Учитель: Запишите свои исследования, свои чувства в тетрадку.

Рефлексия

Понравился ли вам урок? Что нового вы на уроке узнали? Что больше всего вам понравилось? С каким настроением вы уходите с урока?

Осяза́ние (кинесте́тика, такти́льное чувство) — один из пяти основных видов чувств, к которым способен человек, заключающийся в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности.

Обусловлены работой двух видов рецепторов кожи: нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул.

Хорошо, если все дети работают в группе, но бывают исключения. Ребёнок по той или иной причине не хочет работать со всеми вместе (нет настроения, не нравится работать в группе и т.д разные дети воспитывались в разной среде. У многих детей «трудновоспитуемых» нет понятия слов нежность, любовь, ласка... Дети порой не владеют элементарными эмоциями Многие сверхчувствительные дети очень любят "сильные" тактильные ощущения.

Кстати, тактильная сверхчувствительность часто встречается у детей-аутистов, она объясняет часть их поведенческих стереотипов - чтобы определенная вещь всегда была на определенном месте, определенные ритуалы поведения - в знакомой среде они чувствуют себя комфортнее, незнакомая же полна угроз, непонятных тем, кто не чувствует дискомфорта от случайного прикосновения. Таких детей лучше обнимать очень сильно, они могут не любить нежных прикосновений.