Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Авторы УМК |
М.М. Разумовская, С.И. Львова |
Цели урока |
Создание условий для понимания сущности понятия «фразеологизм» и цели использования фразеологизмов речи, развивать умение объяснять смысл фразеологизмов. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность в сохранение чистоты русского языка как явления национальной культуры. Предметные:
Метапредметные: использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, проектор. |
Образовательные ресурсы |
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. |
Технологическая карта урока открытия новых знаний
Цель |
Создание условий для понимания сущности понятия «фразеологизм» и цели использования фразеологизмов речи, развивать умение объяснять скрытый смысл фразеологизмов. |
Задачи |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
УУД
|
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и исследовательские формы работы). |
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества. |
|
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения. |
|
Планируемые результаты
|
Личностные: формирование осознания эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность в сохранение чистоты русского языка как явления национальной культуры. |
Предметные:
|
|
Метапредметные: использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. |
|
Основные понятия |
Лексика, прямое и переносное значение слов, фразеология, фразеологизмы, синонимы, антонимы. |
Межпредметные связи |
Русский язык, литература, предметы естественно-научного цикла. |
Ресурсы |
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. |
Форма урока |
Урок с элементами исследования. |
Технология |
Исследование. |
Этапы урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формируемые |
||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка, мы продолжаем говорить о лексике |
Учащиеся проверяют готовность к уроку, организацию своего рабочего места, настраиваются на работу. |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Итак, ребята, представьте себе, что вы не пятиклассники, а уже девятиклассники. Волею судеб вы оказались на экзамене по русскому языку, который называется ОГЭ, и вам надо решить задание. 1. Эту растяпу в розовом днем с огнем не сыщешь! 2. Оксану как ветром сдуло вместе с ее неудовольствием. 3. В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом. Назовите слова в этих предложениях, которые употребляются в переносном значении. А что именно употребляется в переносном значении: отдельные слова или группа слов? (Группа слов, фраза) |
Учащиеся находят слова в переносном значении, дают им толкования, делают выводы. |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. |
Итак, тема нашего урока «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ». |
Записывают тему урока, формулируют цель. |
(П) - Ориентироваться на позицию партнеров в общении, учитывать их осведомленность, допускать разные точки зрения; |
||||||||||||||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний |
Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение понятия ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ответив на следующие вопросы и обозначив существенные признаки (понятия, необходимые для определения термина записываются на доске): 1. Какое значение имеют фразеологизмы? (ПЕРЕНОСНОЕ) 2. Фразеологизмы – это отдельные слова или устойчивое сочетание слов? (УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, НЕДЕЛИМОЕ) Собираем определение, сшиваем слова. 4 года назад мы (теперь уже с нынешними десятиклассниками) анкетировали учащихся нашей школы и сделали неутешительный вывод о том, что фразеологизмы, редко стали употребляться в речи, многие не знают, что означает тот или иной фразеологизм, не могут определить его по рисунку, исправить ошибки во фразеологизмах. Посмотрите на экран, перед вами зашифрованный фразеологизм. А вы узнали этот фразеологизм? Учащиеся нашей школы ответили на это задание следующим образом: Видите, как важно знать фразеологизмы, понимать их, а то можно попасть впросак, то есть попасть в неловкое положение! |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают выводы, дают определение терминам ФРАЗЕОЛОГИЗМ И ФРАЗЕОЛОГИЯ, записывают теоретический материал в тетради-справочнике, угадывают фразеологизм по картинке. |
УУД (К) - Ориентироваться на позицию партнеров в общении, учитывать их осведомленность, допускать разные точки зрения; |
||||||||||||||||||||||||
Отработка на практике |
Откройте учебник на стр. 94, прочитайте лингвистический текст. Скажите, какая информация вам уже известна, а какая информация оказалась новой для вас? Перед вами фразеологизмы. Попробуйте заменить их одним словом: Ребята, а какая фраза звучит ярче: у него много денег или у него денег куры не клюют? (вторая звучит ярче, красочнее), следовательно, фразеологизмы украшают нашу речь. Обратите внимание, что два фразеологизма из предложенного списка заменены одним и тем же словом (опытный), а еще два – разными, но какие они? (противоположные по значению) Как называются слова со схожим значением? – СИНОНИМЫ, а с противоположным – АНТОНИМЫ. Как можно назвать фразеологизмы, которые обозначают одно и то же? – фразеологические синонимы ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А сейчас вы будете работать в группах. Вспомните основные правила работы в группах: Работа в группах: найти фразеологизмы - синонимы и антонимы и расшифруйте их смысл. 1 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:
2 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:
3 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:
Заслушать выступление групп. Введите любой фразеологизм в предложение. Каждая группа составляет 1 предложение. Давайте запишем их. Сделать вывод о функциональных особенностях фразеологизмов в речи. Эти лексические единицы помогают сделать нашу речь образной, яркой, лаконичной и эмоциональной, насытить ее красотой слова и удивительно точно отразить все сферы человеческой жизни и деятельности. Итогом нашего школьного проекта по фразеологизмам стала разработка сборника занимательных упражнений, некоторые из которых мы с вами сейчас попробуем выполнить. В рисунках зашифрованы фразеологизмы. А вы сможете их отгадать? (кстати, эти рисунки были выполнены учащимися нашей школы Ларичевой А., Алексеевой Е.) Фразеологизмы не появляются в речи спонтанно, у каждого есть своя история. Существует рассказ о воре, который, украв, сумел «спрятать концы в воду». А теперь я зачитаю вам несколько четверостиший, которые тоже сочинили учащиеся нашей школы. Стихотворные строки содержат фразеологизмы, но с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова. Бедный Витя Сыроежкин! *** *** *** *** Ребята, фразеологизмы – явление международное. Я вам предлагаю прочитать фразеологизмы из других языков и найти фразеологизм, близкий по значению, в русском языке: НЕМЕЦКИЙ – спать как камень (рус. – спать как убитый) |
Учащиеся читают лингвистический, делают выводы, заменяют фразеологизмы одним словом, делают выводы о синонимичности и антонимичности фразеологизмов. Работают в группах. |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Итак, ребята, давайте подведем итог нашей работе на уроке. Вспомните, какова была цель нашего урока? Сегодня на уроке я… - работал спустя рукава Вы прекрасно работали, с огоньком! Мы продолжим говорить о фразеологизмах на следующем уроке, обратимся к их строению, будем определять синтаксическую позицию этих замечательных лексических единиц. |
Учащиеся формулируют вывод на основе полученных знаний, строят речевое высказывание, выбирают фразеологизм, озвучивая целое предложение, осуществляя тем самым рефлексию |
УУД (Р) (К) |
||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Общее задание: Упр. 264, знать термины: фразеологизм, фразеология, переносное значение слова. На выбор: |
Учащиеся записывают домашнее задание, внимательно слушают инструкцию к его выполнению. |
|