«Нет ничего гармоничнее играющего ребёнка…
Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые,
наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются,
переживая радость и восторг».
С.Я.Надсон
Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Она является средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Дошкольное детство – короткий, но важнейший период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. В условиях жизни современного общества явно обозначилась тенденция резкого снижения двигательной активности детей. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии дошкольников. Не может быт быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную жизнь ребёнок ведёт в игре.
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Особое внимание следует уделять использованию русских народных подвижных игр. Испокон веков в них ярко отражался жизни людей, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять волю и стремление к победе. Ведь игры особенно близки ребёнку, и на Руси всегда к ним было особенное отношение. Игру считали не пустой забавой. Народные игры очень разнообразны, требуют много движений. Находчивости, смекалки, дают множество физических навыков и умений. Не зря народ придумал так много игр, связанных с движением: они развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренируют и к тому же заставляют работать головой – ведь в каждой игре есть цель, к которой стремятся играющие. И ещё одна радость есть в таких играх – радость общения, единения.
Существует великое множество народных подвижных игр: с мячом и шарами, с палками и верёвочками, с фантами и камешками, со словами и загадками, домашние и хороводные, зимние и летние… Русские народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, многие забыли, что народные игры, как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, поэтому необходимо повседневную жизнь людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание проявлять выдержку, творческую инициативу. Передовые представители культуры: К.Д.Ушинский, У.А.Покровский, Г.А.Виноградов, заботясь о воспитании и образовании, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный калорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Русские народные игры являются неотъемлемой частью патриотического и физического воспитания дошкольников. Радость в движении сочетается с духовным обогащением детей. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении русских народных подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями, возникающими в процессе игровой деятельности. С раннего детства прививается духовный творческий патриотизм. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Поскольку игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, считаем, целесообразным использование народных игр для приобщения детей к здоровому образу жизни и патриотическому воспитанию дошкольников.
Для осуществления поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:
- укреплять здоровье детей, способствовать правильному физическому развитию;
- формировать необходимые навыки движений;
- формировать уважительное отношение к культуре родной страны;
- учить самостоятельно мыслить и действовать, ощущать красоту и прелесть игрового фольклора;
- воспитывать необходимые морально-волевые качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение действовать в коллективе сверстников;
- развивать речь, обогащать словарь.
В своей работе используем следующую структуру разработок:
- перспективное планирование по приобщению дошкольников к народной игровой культуре для детей младшего дошкольного возраста;
- конспекты занятий;
- русские народные игры согласно возрасту.
Для того, чтобы достичь максимальных результатов, работа должна проводиться последовательно и систематически.
Рекомендуем широко использовать народные подвижные игры, как на занятиях, так и в повседневной жизни детей: на прогулке, праздниках, развлечениях.
Структура занятий:
- словесные, дидактические игры;
- загадывание загадок;
- заучивание потешек, закличек, колыбельных;
- народные подвижные игры.
Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы решаем развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа мы проводили беседы об играх детей в далеком прошлом, активно использовали в работе с детьми забытые народные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.
Наиболее эффективным считаем проведение игр на свежем воздухе. При бурной двигательной активности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма и различным заболеваниям.
Насколько эффективны игры, можно судить по следующим показателям: дети с желанием играют, проявляют эмоции, и, конечно, ищут возможность, чтобы перенести игровые умения в самостоятельную деятельность.
Используемая литература
1. Литвинова М.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.
2. Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.
3. Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.
4. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
5. Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.