Вид учебного занятия: практическое занятие.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цели урока: практическое освоение силуэтного изображения предметов быта, освоение методов решения выразительного ракурса натюрморта.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие «силуэт» и особенности силуэтного рисунка
- Провести терминологическую работу, определить отличия между краткосрочными графическими рисунками.
- Познакомить с техникой работы графическими материалами.
Развивающие:
- Развивать пространственное мышление, композиционную грамотность, логику.
- Развивать оценочно-аналитические способности учащихся.
- Развивать аккуратность, графическую пластичность.
- Развивать навыки публичных выступлений, пополнять художественный терминологический словарь учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, вдумчивость, внимательность к произведениям графики.
Оборудование для учителя: мольберт, планшет с чистым листом бумаги, карандаши, маркеры, гуашь черного, коричневого, белого цвета, кисти;
Зрительный ряд: репродукции – произведения художников-графиков, образцы работ с применением различных ракурсов в композиции;
Оборудование для учащихся: тонированный лист формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, баночка, палитра, кисть.
План занятия
1. Организационная часть
Приветствие, проверка готовности и организации рабочего места
2. Сообщение темы и целей занятия
Объявление темы урока, постановка достижимых целей перед учениками.
3. Актуализация опорных знаний учащихся
Наглядная демонстрация наглядных пособий, выполнение упражнений, устный опрос, минутка истории (сообщение ученика).
4. Изучение нового материала
Последовательное изложение по принципу «от простого к сложному».
5. Обобщение и систематизация изученного материала
Выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения.
6. Итоговая часть задания
Подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок.
7. Сообщение домашнего задания
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! Сегодня на уроке композиции мы будем выполнять работу на тему «Силуэтное изображение предметов быта в наиболее выразительном ракурсе». Начать урок мне хотелось бы с эпиграфа Льва Николаевича Толстого «Простота – необходимое условие прекрасного». Сегодня мы будем выполнять, казалось бы, очень простую работу – силуэтную композицию. Но эта простота только кажущаяся, ведь для того, чтобы выполнить самую простую картину, художнику необходимо обладать большим багажом знаний, умением. В хорошей работе нельзя ничего прибавить или убавить. Так, что же такое силуэт? Какие его особенности, выразительный ракурс? В течение сегодняшнего урока мы ответим на эти вопросы.
Как вы думаете, к какому виду изобразительного искусства относится это изображение? (Ответы учащихся) Правильно, силуэт – это графическое изображение. Силуэт – это плоскостное однотонное изображение в виде пятна. В таком рисунке невозможно показать материальность предметов или черты лица человека. Все детали находятся внутри, за пятном. Важны внешние очертания фигуры. Они должны быть выразительными и узнаваемыми.
Первые силуэты появились с пещерным человеком: выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (Демонстрация первобытных рисунков. Дети узнают и называют животных).
Также силуэтные изображения использовались и на вазах в Древней Греции. (Демонстрация вазописи). Но откуда появилось само слово «силуэт»?
Выступление ученика с сообщением на тему «Силуэт».
Действительно, очертания фигуры силуэта - выразительны и узнаваемы. Одним из величайших мастеров этого вида искусства был Ф.Н.Толстой. Посмотрим на его работы. Демонстрация слайд-иллюстрации.
Сегодня для работы «Силуэтная композиция» мы выберем несколько предметов. А как наиболее выразительно показать расположение предметов натюрморта? В этом нам поможет правильный выбор ракурса.
Ракурс (в изобразительном искусстве) — перспективное сокращение изображенных предметов. Для того чтобы яснее стало понятие ракурса, приведем несколько примеров.
Ребята, посмотрите, пожалуйста! Здесь 3 вида ракурсов:
- Линия горизонта завышена и мы можем видеть верние части предметов, при этом боковые очертания в перспективе теряют свою четкость.
- Линия горизонта ниже уровня глаз - горизонтальная плоскость практически не видна, профиль предметов также визуализируется не в полной мере.
- Линия горизонта на уровне глаз - силуэт прорисован и занимает оптимальную часть фона.
Мы с вами увидели несколько видов ракурсов и какой вывод можем из этого сделать? Какой ракурс подходит для нашей работы больше всего? Правильно! Силуэтное изображение с линией горизонта, расположенной на уровне глаз, является четко прорисованным и более выразительным.
3. Практическое задание
Итак, предметы натюрморта выбраны, выразительный ракурс определен и следующий этап нашего урока - выполнение рисунка. Перед вами тонированные листы, на них вы будете выполнять работу: сначала карандашом, затем гуашью. Посмотрите, пожалуйста, цветовые варианты выполнения.
Начнем задание с эскиза. Альбомные листы перед вами. Приступайте к рисунку, учитывая пропорции всех предметов по отношению друг к другу.
Хорошего вам настроения и успехов в работе!
Карандашный рисунок завершается переменой, после перерыва ученики завершают работу гуашью.
Выставка работ на доске. Просмотр, оценка, анализ лучших работ.
Рефлексия. Что понравилось в уроке. Что нового узнали? Что было самым трудным?
Домашнее задание. Силуэтное изображение 3 предметов, расположенных на окне (карандаш, гуашь).
Уборка рабочих мест.
Результат работы урока.
Иллюстрации к уроку.