Конспект урока русского языка по теме "Словарный урок". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Форма проведения урока: деловая игра.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Технология: игровая.

Деятельностная цель: Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: Построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методической линии курса.

Задачи урока:

предметные

  • повторить и закрепить знания о видах и назначении словарей;
  • формировать стойкий познавательный интерес к предмету

рефлексивные

  • формировать умения работать в коллективе, проявлять инициативу, принимать решения;
  • формировать способность к волевой регуляции, самокоррекции, рефлексии, личностному самоопределению

коммуникативные

  • развивать письменную и устную речь;
  • развивать навыки работы со словарями

воспитательные

  • формировать культуру речи;
  • воспитывать бережное отношение к русскому языку

Оборудование: музыкальное сопровождение, плакаты и рисунки учащихся, распечатанные листы с заданиями для команд, презентация учителя, презентации учащихся, 2 комплекта словарей.

Ход урока

I. Организационный (мотивационный) этап

Слово учителя: Во время изучения темы «Лексика» мы учились работать со словарями. Когда вы были на каникулах, 22 ноября в мире праздновали День словарей и энциклопедий. Сегодня мы проводим интеллектуальный КВН, посвящённый Дню словаря в России.

II. Ориентационно-целевой этап

Слово учителя:

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мелькают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной  фонарь

III. Содержательно-операционный этап

Слово учителя:

Чтобы спуститься в подвалы слов, мы создали 2 команды: «Словарики», «Букварики». Представляются капитаны команд.

Судить наш интеллектуальный КВН будут наши главные помощники - восьмиклассники.

Представляются члены жюри КВН.

Команда – победитель получает 5 за урок.

Слово учителя: Во время нашего интеллектуального КВН необходимо соблюдать игровые правила.

Они таковы:

  • используй свои знания по русскому языку, не заглядывая в учебник и тетрадь;
  • внимательно слушай учителя и товарища;
  • когда говорит один, все остальные слушают;
  • будь доброжелателен.

За нарушение правил команде будут начисляться штрафные очки.

Команды  к КВН готовы?

Перед нами разминочное испытание.

Задание 1: Команда, которая выполняет отвечает на один вопрос, получает 1 балл.

Вопрос №1: Чей портрет изображён на слайде?

Ответ: Владимир Иванович Даль.

Вопрос №2: Что сделал этот человек для России?

Ответ: В.И.Даль создал «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.

Подведение итогов 1 задания.

Слово учителя: Продолжаем наш КВН. У каждой команды на столе лежат разнообразные словари:

  • Толковый «Словарь русского языка» С.И.Ожегов
  • «Этимологический словарь» Н.М.Шанский
  • «Словарь иностранных слов» И.А.Акчурин
  • «Словообразовательный словарь» А.Н.Тихонов
  • «Словарь синонимов» Л.П.Алекторова
  • «Словарь антонимов» Л.А.Введенская

Следующие задания КВН команды должны выполнять, используя словари. Ответ должен быть сформулирован устно и письменно.

Капитаны, распределяйте нагрузку, кто записывает ответ, а кто отвечает устно.

Задание 2: Определите лексическое значение двух слов: «дружба», «сочувствие». Какое из этих слов однозначное, какое многозначное, почему?

Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка - 4 балла.

Подведение итогов 2 задания.

Задание 3: Определите происхождение слов, известных каждому школьнику: «пенал», «карандаш», «тетрадь»? Какие из этих слов заимствованные?

Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка - 4 балла.

Подведение итогов 3 задания.

Задание 4. Что обозначает иностранное слово «пацифизм»? В каком словаре можно найти его лексическое значение?

Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка - 2 балла.

Подведение итогов 4 задания.

Физминутка «Если весело живётся, делай так»

Задание 5. Недавно мы изучали с вами словарные слова, которые начинаются на буквосочетания ПРЕ-ПРИ. Какой словарь поможет сделать морфемный разбор слова «приятель»? Разберите слово ПРИЯТЕЛЬ по составу.

Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка - 2 балла.

Подведение итогов 5 задания.

Задание 6. Сделать язык разнообразным, богатым позволяют синонимы. Ответьте на вопрос и выполните задание. Что такое синонимы? С помощью словаря подберите синонимы к слову «прекрасный».

Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, за правильный ответ на вопрос 1 балл, за каждый синоним - 1 балл.

Подведение итогов 6 задания.

Задание 7. Домашнее задание команд: конкурс презентаций «Зачем нужны словари?»

Оценивается содержание и оформление презентаций по 5-балльной шкале.

Подведение итогов 7 задания.

IV. Оценочный этап

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

V. Самодиагностика, рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов

  • Что тебе не понравилось во время игры?
  • Что тебе понравилось во время игры?
  • Что помогло победить в игре?
  • Чему ты научился во время игры?

VI. Проектирование дифференцированного домашнего задания

Задание А: написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны словари?»

Задание Б: выполнить упражнение 230 в учебнике по тренировке орфографического навыка.

Использованная литература

1. Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

2. Т.П.Лозинская. Русский язык – это интересно! М.: Московский лицей, 2000.

3. Т.Н.Трунцева. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. М.: ВАКО, 2015.