Форма проведения урока: деловая игра.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Технология: игровая.
Деятельностная цель: Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: Построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методической линии курса.
Задачи урока:
предметные
- повторить и закрепить знания о видах и назначении словарей;
- формировать стойкий познавательный интерес к предмету
рефлексивные
- формировать умения работать в коллективе, проявлять инициативу, принимать решения;
- формировать способность к волевой регуляции, самокоррекции, рефлексии, личностному самоопределению
коммуникативные
- развивать письменную и устную речь;
- развивать навыки работы со словарями
воспитательные
- формировать культуру речи;
- воспитывать бережное отношение к русскому языку
Оборудование: музыкальное сопровождение, плакаты и рисунки учащихся, распечатанные листы с заданиями для команд, презентация учителя, презентации учащихся, 2 комплекта словарей.
Ход урока
I. Организационный (мотивационный) этап
Слово учителя: Во время изучения темы «Лексика» мы учились работать со словарями. Когда вы были на каникулах, 22 ноября в мире праздновали День словарей и энциклопедий. Сегодня мы проводим интеллектуальный КВН, посвящённый Дню словаря в России.
II. Ориентационно-целевой этап
Слово учителя:
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мелькают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь
III. Содержательно-операционный этап
Слово учителя:
Чтобы спуститься в подвалы слов, мы создали 2 команды: «Словарики», «Букварики». Представляются капитаны команд.
Судить наш интеллектуальный КВН будут наши главные помощники - восьмиклассники.
Представляются члены жюри КВН.
Команда – победитель получает 5 за урок.
Слово учителя: Во время нашего интеллектуального КВН необходимо соблюдать игровые правила.
Они таковы:
- используй свои знания по русскому языку, не заглядывая в учебник и тетрадь;
- внимательно слушай учителя и товарища;
- когда говорит один, все остальные слушают;
- будь доброжелателен.
За нарушение правил команде будут начисляться штрафные очки.
Команды к КВН готовы?
Перед нами разминочное испытание.
Задание 1: Команда, которая выполняет отвечает на один вопрос, получает 1 балл.
Вопрос №1: Чей портрет изображён на слайде?
Ответ: Владимир Иванович Даль.
Вопрос №2: Что сделал этот человек для России?
Ответ: В.И.Даль создал «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.
Подведение итогов 1 задания.
Слово учителя: Продолжаем наш КВН. У каждой команды на столе лежат разнообразные словари:
- Толковый «Словарь русского языка» С.И.Ожегов
- «Этимологический словарь» Н.М.Шанский
- «Словарь иностранных слов» И.А.Акчурин
- «Словообразовательный словарь» А.Н.Тихонов
- «Словарь синонимов» Л.П.Алекторова
- «Словарь антонимов» Л.А.Введенская
Следующие задания КВН команды должны выполнять, используя словари. Ответ должен быть сформулирован устно и письменно.
Капитаны, распределяйте нагрузку, кто записывает ответ, а кто отвечает устно.
Задание 2: Определите лексическое значение двух слов: «дружба», «сочувствие». Какое из этих слов однозначное, какое многозначное, почему?
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка - 4 балла.
Подведение итогов 2 задания.
Задание 3: Определите происхождение слов, известных каждому школьнику: «пенал», «карандаш», «тетрадь»? Какие из этих слов заимствованные?
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка - 4 балла.
Подведение итогов 3 задания.
Задание 4. Что обозначает иностранное слово «пацифизм»? В каком словаре можно найти его лексическое значение?
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка - 2 балла.
Подведение итогов 4 задания.
Физминутка «Если весело живётся, делай так»
Задание 5. Недавно мы изучали с вами словарные слова, которые начинаются на буквосочетания ПРЕ-ПРИ. Какой словарь поможет сделать морфемный разбор слова «приятель»? Разберите слово ПРИЯТЕЛЬ по составу.
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка - 2 балла.
Подведение итогов 5 задания.
Задание 6. Сделать язык разнообразным, богатым позволяют синонимы. Ответьте на вопрос и выполните задание. Что такое синонимы? С помощью словаря подберите синонимы к слову «прекрасный».
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, за правильный ответ на вопрос 1 балл, за каждый синоним - 1 балл.
Подведение итогов 6 задания.
Задание 7. Домашнее задание команд: конкурс презентаций «Зачем нужны словари?»
Оценивается содержание и оформление презентаций по 5-балльной шкале.
Подведение итогов 7 задания.
IV. Оценочный этап
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
V. Самодиагностика, рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов
- Что тебе не понравилось во время игры?
- Что тебе понравилось во время игры?
- Что помогло победить в игре?
- Чему ты научился во время игры?
VI. Проектирование дифференцированного домашнего задания
Задание А: написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны словари?»
Задание Б: выполнить упражнение 230 в учебнике по тренировке орфографического навыка.
Использованная литература
1. Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.
2. Т.П.Лозинская. Русский язык – это интересно! М.: Московский лицей, 2000.
3. Т.Н.Трунцева. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. М.: ВАКО, 2015.