“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам — он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Одной из задач совершенствования речевой деятельности дошкольников с ОНР является обучение умению связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Однако имеющиеся у этих детей неустойчивость и истощаемость нервных процессов, снижение внимания, памяти, общей работоспособности, двигательная расторможенность или заторможенность, эмоционально-волевые проблемы, трудности формирования пространственных представлений усложняют процесс обучения.
Дидактическое пособие «Речевая дорожка» разработано с учетом метода мнемотехники и позволяет развивать речевую активность детей через зрительную, двигательную, тактильную, слуховую модальности. Включение в работу максимального количества анализаторных систем позволяет быстрее и эффективнее достичь результата, так как
- во-первых, осуществляется опора на природный сенсорный канал восприятия у ребенка;
- во-вторых, создаются обходные новые функциональные системы.
Описание пособия. Речевая дорожка – отрезок ткани, разделенный на две продольные полосы. Каждая полоса разделена на клетки. Количество клеток может быть разное. У нас на дорожке их шесть.
На левой полосе клетки представляют собой кармашки, в которые вставляются нужные картинные символы. На правой полосе по клеткам шагают дети.
Дорожка используется
- при обучении составлению описательных рассказов;
- при работе над грамматическим строем речи и словообразованием;
- при пересказе художественной литературы.
Работа строится в три этапа.
- 1 этап – знакомство с картинными символами.
- 2 этап – образец рассказа дает взрослый.
- 3 этап – ребенок составляет рассказ самостоятельно.
В процессе обучения используются настоящие предметы, игрушки, картинки.
Сначала дети держат предмет в руках. В дальнейшем предмет размещается в конце дорожки. Ребенок имеет возможность строить рассказ, лишь отслеживая клетки глазами.
Использование речевой дорожки, позволяет достичь следующих результатов:
- у детей возрастает речевая активность – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- совершенствуется грамматический строй речи;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.