Использование дидактического пособия «Речевая дорожка» в развитии речи детей с ОНР

Разделы: Логопедия


“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
 ему пяти словам — он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
 таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

К.Д. Ушинский

Одной из задач совершенствования речевой деятельности дошкольников с ОНР является обучение умению связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Однако имеющиеся у этих детей неустойчивость и истощаемость нервных процессов, снижение внимания, памяти, общей работоспособности, двигательная расторможенность или заторможенность, эмоционально-волевые проблемы, трудности формирования пространственных представлений усложняют процесс обучения.

Дидактическое пособие «Речевая дорожка» разработано с учетом метода мнемотехники и позволяет развивать речевую активность детей через зрительную, двигательную, тактильную, слуховую модальности. Включение в работу максимального количества анализаторных систем позволяет быстрее и эффективнее достичь результата, так как

  • во-первых, осуществляется опора на природный сенсорный канал восприятия у ребенка;
  • во-вторых, создаются обходные новые функциональные системы.

Описание пособия. Речевая дорожка – отрезок ткани, разделенный на две продольные полосы. Каждая полоса разделена на клетки.  Количество клеток может быть разное. У нас на дорожке их шесть.

На левой полосе клетки представляют собой кармашки, в которые вставляются нужные картинные символы. На правой полосе по клеткам шагают дети.

Дорожка используется

  • при обучении составлению описательных рассказов;
  • при работе над грамматическим строем речи и словообразованием;
  • при пересказе художественной литературы.

Работа строится в три этапа.

  • 1 этап – знакомство с картинными символами.
  • 2 этап – образец рассказа дает взрослый.
  • 3 этап – ребенок составляет рассказ самостоятельно.

В процессе обучения используются настоящие предметы, игрушки, картинки.

Сначала дети держат предмет в руках. В дальнейшем предмет размещается в конце дорожки. Ребенок имеет возможность строить рассказ, лишь отслеживая клетки глазами.

Использование речевой дорожки, позволяет достичь следующих результатов:

  • у детей возрастает речевая активность – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • совершенствуется грамматический строй речи;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.