Современное российское образование ставит признание личности ученика как субъекта образования в качестве своей основной цели. Особенно актуально это положение в случае с одаренными детьми.
Можно говорить о том, что особое значение для современной школы приобретают сейчас вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знания и деятельности.
В целом, одаренность можно представить как особое сочетание трех характеристик:
- Интегративных личностных: любопытство; сверхчувствительность.
- Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых; гибкость мышления — способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
- Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи — ведущая характеристика одаренности; лидерство — доминирование в межличностных отношениях.
Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.
В научных трудах часто выделяются следующие одарённых детей в школе:
- Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
- Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
- Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.
Однако, существует круг проблемных моментов, обусловленных общей одаренностью ребенка и являющихся обратной стороной, несомненно присутствующих, позитивных качеств его личности.
Можно выделить актуально существующие проблемы, связанные с негативными личностно-поведенческими аспектами одаренного ребенка:
- эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;
- неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна;
- отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия;
- отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы;
- стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах;
- стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;
- стремление командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними.
Такие малопривлекательные личностные черты одаренного ребенка влекут за собой комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с таким ребенком, приводя нередко к дезадаптивной симптоматике.
Социально-психологические проблемы одаренных детей проявляются очень часто в хорошо известных педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное.
Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одаренного ребенка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах.
Одну из серьезных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация со стороны ближайшего социального окружения ребенка его важных психологических потребностей.
Другая причина социально-психологических проблем — это несформированность у ребенка средств общения. Истоки ее часто лежат в дошкольном прошлом детей.
Исходя из этого противоречия, возникает проблема, заключающаяся в определении психолого-педагогических условий развития и обучения одаренных детей в общеобразовательной школе.
Учитывая все перечисленное, выделяют и наиболее частые особенности дезадаптации одаренных детей. Это:
- трудности в нахождении близких по духу друзей;
- проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
- проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими как все, отказ от своей индивидуальности;
- очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;
- диссинхромия развития как причина потери мотивации к учебе.
Из всего сказанного может создаться впечатление, что детская одаренность — процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Это не так. Одаренный ребенок — ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся.
Особенно трудно своевременно «заметить» такого ребенка. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог должен иметь в виду, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. Так же важно учитывать, что признаки одаренности, проявляющиеся в детстве, даже при самых благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть.
Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится более вероятным, порождая многочисленные проблемы, среди которых можно назвать: неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели, нетерпимость и т.д.
Однако, если по отношению ко всем обычным детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с одаренными детьми.
Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность — это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.
За проблемами в поведении, общении и обучении, сопровождающими феномен детской одаренности, стоят различные факторы. Это может быть следствием нарушений в онтогенетическом развитии — запаздывания или инверсии (нарушения последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций (ВПФ), а также неадекватного проживания возрастных этапов и не сформированности познавательной мотивации.
В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом:
- Неумение диагностировать одаренность.
- Отсутствие методической литературы.
- Нехватка времени для работы с такими детьми.
- Большая загруженность учащихся.
- Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету.
Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися.
В рамках массовой школы обычно предлагается определенная стандартная программа образования. Несмотря на то, что образовательное учреждение может выбрать из нескольких программ обучения, все они предназначены для учения детей со среднестатистическими характеристиками. С одаренными же детьми всегда возникает проблема выхода их способностей за рамки среднестатистической характеристики ученика.
Решение такой ситуации должно быть реализовано с помощью педагогического состава школы, совместно с родителями. Одним из выходов из ситуации может быть:
- обучение в специализированной школе или лицее;
- окончание школы экстерном и переход на следующую ступень образования;
- переход на домашнюю форму обучения;
- построение индивидуального образовательного маршрута дл ребенка с учетом его уровня развития и знаний;
- просветительские беседы с родителями, чтобы убедиться, что они реалистично настроены относительно способностей ребенка понимают не только выгоду, но и риски сложившейся ситуации (в том числе вопрос ожиданий родителей от ребенка);
-составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;
- ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Учитывая все вышеназванные особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.
Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
- с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
- предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
- тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности.
В целом, практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
Список литературы
- Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. [Текст] / «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, - М., 2002.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. [Текст] /Д.Б. Богоявленская. - М., 2002.
- Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие [Электронный ресурс] / Режим доступа: [http://www.den-za-dnem.ru.]/
- Леви В. Нестандартный ребенок [Текст] / 2-е издание., дополнено и переработано - М.: Знание, 1988.
- Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., 1991.
- Молоков Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом [Электронный ресурс] / Режим доступа: [http://www.eaicy-dar.ru/stati/Statya6.html]
- Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 [Электронный ресурс]//. Режим доступа: [http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html]
- Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: [http://www.kursx.ru/psy86.html].
- Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса, - М., 1996.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. [Текст] - М.: «Просвещение», учебная литература, 1996.