Цель: продемонстрировать, через шахматные задачи и разнообразные упражнения, как влияет игра в шахматы на психическое развитие детей.
1. Организационный момент
Приветствую всех любителей и будущих мастеров шахмат.
«Игра в шахматы дисциплинирует мышление,
воспитывает сосредоточенность,
но самое главное - это развитие памяти.»
В.Сухомлинский
2. Самоопределение к деятельности
Игра в шахматы - полезная и необходимая тренировка для развития ума и памяти. А решение шахматных задачек не просто стимулирует интерес к шахматам и обучает этой увлекательной игре, но и развивает логическое и творческое мышление, концентрирует внимание.
3. Практическая работа
Предлагаю вашему вниманию задачки, упражнения, которые научат видеть доску и поле боя, умению маневрировать шахматными фигурами, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.
Все задания в порядке возрастания сложности, будут снабжены иллюстрациями, способствующими углублённому пониманию их условий. Примеры задач разного уровня сложности, начнём с самых элементарных. Работа будет идти в смешанных группах.
- Ребята, попробуем преодолеть все трудности.
1. Найди по порядку «шахматные» буквы A, B, C, D, E, F, G, H (2 человека указкой показывают последовательность букв)
2. У нас есть план движения по шахматной доске. Какая фигура пройдёт по заданному маршруту? Соотнеси фигуру с планом.
Ответ: 1-король, 2-ладья, 3-слон, 4-пешка
3. Если вы так хорошо знаем, как ходит ладья. Посчитай, сколько на шахматном поле клеток, на которых может «спрятаться» Заяц (на демонстрационной доске)
Условие: ладья не может перепрыгивать через занятые клетки - деревья.
Ответ: 9.
4. Путешествие по шахматной доске продолжается.
1 группа: найти три дороги к замку, набрав ровно 5 очков (нарисованное шахматное поле)
5. Путешествие по шахматной доске продолжается.
1 группа: найти три дороги к замку, набрав ровно 5 очков (нарисованное шахматное поле)
Решение:
1 дорога: 9-1-3=5 (очков);
2 дорога: 1+3+1=5 (очков);
3 дорога: 1+4+6-4-2=5 (очков)
2 группа: за сколько ходов шахматная фигура попадёт в замок? Найдите зашифрованное слово. На клеточки с нарисованными на них елями становиться нельзя.
6. Теперь, когда выполнили простые задачи, вам наверняка будет интересно перейти к решению более сложных заданий.
Задача для 1 группы.
Нападение на все отмеченные клетки
Задание: Расставь на поле некоторые шахматные фигуры так, чтобы все отмеченные клетки (и только они!), оказались под боем этих фигур.
Клетка, на которой установлена фигура, также считается находящейся под боем.
Ответ: ферзя - на C5, слона - на F5, коня - на E3.
Комментарий: При такой расстановке фигур: ферзь перекроет все нужные клетки по вертикали, горизонтали и по диагоналям; еще две диагонали держит слон; оставшиеся 3 клетки (D1, F1 и G2) окажутся под боем у коня.
Задача для 2 группы. Мат в 2 хода (на демонстрационной доске)
Задание: Поставь мат черному Королю в 2 хода: первый ход делает белая фигура, ответный ход - чёрная, и вторым своим ходом белая фигура ставит мат.
Условия: Ни одна из фигур не может наступить на дерево, сбить его или перепрыгнуть через него.
Фигуры (Ладья, Король) ходят и сбивают противника по правилам игры в шахматы. Показать решение.
Подсказка: Мат - ситуация в шахматах, когда королю объявлен шах (на короля совершено нападение) и нет ни одного способа защиты.
Решение
Ход 1: Ладья G2 - G7. Таким образом, мы не даём чёрному королю возможности шагнуть на 7-ю горизонталь. Ответный ход чёрного короля только по 8-й горизонтали.
Ход 2: Ладья E1 - E8. Мат.
4. Три упражнения, которые улучшат Вашу шахматную концентрацию
Многие шахматисты имеют проблемы с концентрацией внимания во время партии. Есть много отвлекающих факторов, которые негативно влияют на способность игрока полностью сосредоточиться.
Если игрок не может полностью сосредоточиться на позиции, то, скорее всего, он просчитывается, сделает ошибку и проигрывает партию.
Три простых, но очень эффективных упражнения, которые помогут улучшить способность к концентрации.
1. Следить за часами
Следуйте глазами за секундной стрелкой. Думайте только об этой секундной стрелкой. Цель упражнения заключается в том, чтобы научиться поддерживать концентрацию в течении 2-3 минут. Если какая-нибудь случайная мысль «влетела» в вашу голову, то начните отсчёт времени заново. Повторяйте это упражнение каждый в течение не менее одной недели.
2. Крестики-нолики
Это упражнение помогает улучшить навык концентрации внимания, а так же улучшает общую способность к визуализации (создания в воображении образов), что не хватает многим шахматистам.
Двум игрокам играть «вслепую» (с завязанными глазами), визуализируя доску в голове. Третье лицо действует, как судья, который делает записи ходов на бумаги.
Можно использовать определённую систему координат, чтобы называть ходы. После того, как игра 3х3 станет слишком простой, можно её усложнить, увеличив поле до 4х4 или 5х5.
3. Прогулка Королём
Ещё один вариант игры с завязанными глазами. Король располагается в центре доски. Два игра должны визуализировать положение короля и «ходить» им, указывая направление.
5. Заключение
Что даёт решение шахматных задач детям? Казалось бы, простые элементарные задачи, но на начальном уровне развития формируется интерес к самой игре, дети чувствуют успех решая правильно задачи. Сама по себе игра в шахматы не может обеспечить мотивацию 100% детей. Далеко не все дети способны оценить красоту игры в шахматы, так как эта красота носит скрытый характер. Поэтому важно опираться в мир шахматных загадок, сказок, шахматные задания.
Головоломки, шарады, ребусы, задачи, упражнения позволяют проводить занятия в увлекательной игровой форме, постепенно раскрывая перед учениками всю красоту и глубину шахмат. Они не только знакомят с основными правилами игры в шахматы, но и способствуют развитию важных качеств, как восприятие, память, логику, внимание и мышление.
В чудесной шахматной стране
Всё, что приключилось,
Ребята помогали мне.
У нас всё получилось.
Благодарю всех ребят за помощь, желаю успехов и побед в игре шахматы.
Всем благодарю за внимание.