«… замечательные, блестящие уроки
есть там, где имеется что-то замечательное,
кроме уроков, где имеются и применяются
самые разнообразные формы развития
учащихся вне уроков.»
В.А.Сухомлинский
Сегодня тема развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка может у кого-то вызвать закономерный упрек: «не до творчества…». Овладеть бы техникой чтения, а там, может быть, появятся со временем интеллектуальные и творческие способности, если они есть в природе ребенка. Однако пусть не покажется парадоксальным – именно в наше время проблема интеллектуальных и творческих способностей, точнее – их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Идя по этому пути, человек уже в детстве приобретает иммунитет от заражения преступной жестокостью, черствостью, разлагающей праздностью, склонностью к лени, пассивности. Обрушившиеся на страну жестокость, бездуховность и насилие снижают нравственный уровень культуры и саму нравственность. «Забугорная» мораль берет в плен наиболее легко именно тех детей, подростков, у которых нет увлечений интересной творческой деятельностью, которая по сути своей многофункциональна.
Организация интеллектуально-познавательной творческой деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе, знаниям через интеграцию урочной и внеурочной деятельности – одно из направлений воспитательной работы.
Развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Ученики проводят в учебном заведении большую часть школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, конкурсах и т.п. – все эти усилия требуют внеурочной разрядки. Огромные возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников заключают в себе предметные кружки. Задача предметных кружков – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка. И сегодня речь пойдет о работе такого кружка, который мы вместе с ребятами назвали «Радуга творчества». На занятиях кружка я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве, не дать угаснуть «Божьему дару», не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского creatio – творчество, сотворение). Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «личность».
Духовный мир человека (в любом возрасте) – это не только интеллект, не только мышление и речь, но и мир эмоций, воображения и мечты, нравственных чувств и совести, мир веры в добро, общение с самим собой, это интуитивное понимание чувств другого человека и такт сопереживания. Дети бывают очень чутки и понимают намного больше, чем мы, взрослые думаем. На занятиях кружка мы много беседуем, рассуждаем, много работаем со словом, излагаем мысли в виде сочинений. Диапазон творческих заданий необычайно широк по сложности. При решении требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет интеллектуальные и творческие способности.
Программа кружка «Радуга творчества» построена на основе учебного пособия по русскому языку для учащихся начальных классов М.Р.Львова «Развитие творческого мышления».
При обучении родному языку следует опираться на возникшую у ребенка потребность и условия, связанные с созданием речевой среды.
Развитие речи – обратная сторона развития мышления, развитие речи совершенствует мышление. Речь шлифует и совершенствует мысль.
Усвоение языка и развитие речи ребенка можно рассматривать только в неразрывном единстве с процессом мышления, который носит творческий характер. Развитие речи и развитие мышления – единый процесс, который связан с познанием окружающего мира и своего внутреннего Я.
Программа кружка составляет 3 цикла занятий:
1. Подготовительный.
Мир, в котором мы живем (мы играем, сочиняем, учимся).
2. Исследовательский.
Мы изобретаем, исследуем, конструируем.
3. Самовыражение через различные виды деятельности, связанные с языком.
Литературное творчество.
Программа кружка построена так, чтобы система занятий предопределяла активное поступательное становление интеллектуальных и творческих способностей ребенка в процессе его творческой деятельности.
Каждый год завершается итоговым занятием. Оно – празднично. Организуется или в форме выставки творческих работ, выполненных детьми в течение года, или в форме спектакля.
Одно из первых занятий кружка я посвящаю знакомству детей друг с другом. Дети читают любимые стихи, показывают рисунки и даже свои фотографии. Сколько интересного они узнают друг о друге, учатся слышать друг друга. На следующем занятии я всегда спрашиваю детей: «Как вы думаете, писать стихи, сказки, рассказы – это легко?»
Многие отвечают, что, наверное, трудно, но интересно, как они получаются. «А вы бы хотели научиться писать стихи, сказки, рассказы?» – продолжаю я. Желающих оказалось много. Вот здесь я и решила воспользоваться желанием детей разгадать «секреты» слова. Элементы этих «секретов» вводятся еще на уроках в период обучения грамоте. Читая слоги-слияния, дети дополняют их до полного слова. А затем пробуют сочинять «чистоговорки»:
чу-чу-чу – в самолете я лечу;
ши-ши-ши – мы уже не малыши.
Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха, а это уже основа стихосложения. На следующих занятиях дети уже сами подбирали рифмы и сочиняли с этими словами четверостишия. Так дети раскрывают один из «секретов» слова – рифму. А на следующих занятиях узнают и другие «секреты»...
Мы с ребятами очень любим экскурсии в лес в разное время года.
Мир природы дает богатый материал для творчества. А если добавить к этому немного детской фантазии, то рождаются стихи.
Я проснулась утром рано,
Глянула в окошко –
Там весна бежит вприпрыжку,
Хлопает в ладошки.
Заходи ты в гости к нам,
Рады мы таким гостям.
Конечно, не все детские тексты можно назвать настоящими стихами, но можно увидеть, что у ребят появляется желание выразить свое отношение к природе, к животным, к школе, к родным людям, к памятным событиям.
Как прадед мой войну прошел
Отец мой рассказал
И боевые ордена его мне показал.
А за окошком месяц май –
Девятое число.
И возложение цветов,
И про войну кино.
О тех, кто жизни не жалел
И шел на смертный бой,
За тем, чтоб счастливо жилось
Сегодня нам с тобой.
Постепенно, от занятия к занятию, дети более эмоционально начинали воспринимать литературное творчество. Высокий эмоциональный тонус помогает «разбудить» самых флегматичных детей. У ребенка возникает творческий порыв и он может «выплеснуть» желаемое, как говорится, на одном дыхании.
В 3 классе мы познакомились с творчеством К.Д.Бальмонта. Детям очень понравилось стихотворение «Золотая рыбка». На занятиях в кружке я попросила сочинить стихотворение о золотой рыбке. Будет ли ваша рыбка скрывать какую-нибудь тайну?
Звезды в небе. Лунный свет.
Золотой песочек.
Как гитарная струна
Звонкий голосочек.
Легкий зонтик. Кружева.
Милая улыбка.
Тихо плещется в воде
Золотая рыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Солнышко проснется.
А в сердцах любовь горит,
И душа смеется.
(Д.Алексеев)В каждом месте, в каждом доме
Драгоценность есть своя.
В море – рыбка золотая,
Дома – бабушка моя.
Словно рыбка золотая
Одарила всех теплом.
Ее натруженные руки
Пахнут хлебом, молоком.
Как у рыбки плавники
Все переливаются,
Так у бабушки моей
Сердце улыбается.
Не хочу я быть царицей,
Не хочу богатства я!
Лишь бы рядом была с нами
Вечно бабушка моя!
(В.Краева)
Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу. Все свои работы дети записывают в специальные тетради, которые оформляют с любовью и выдумкой. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
Все творческие работы рождались в классе или на занятиях кружка. Написанные в черновом варианте, зачастую с ошибками, – они выражали индивидуальность каждого. Ребенок раскрывался в одном слове, необычном образе. Из дома же ребята обычно приносят грамотные, но нередко безликие работы. Родители не видят ту фразу, ту мысль, которую следовало бы называть, а просто навязывают общепринятые высказывания.
Если в обычный урок сложно включить большой объем разных видов интересных, нестандартных заданий, таких как головоломки, шарады, анаграммы, фразеологизмы, обогащение речи пословицами, поговорками, меткими выражениями, использованием омонимов, синонимов, антонимов, то этой работой дети с удовольствием занимаются в кружке.
Занятия в кружке положили начало и нашей театральной деятельности, задачей которой является воспитание у младших школьников способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведения. От игр-драматизаций, составленных по народным сказкам, рассказам, басням, стихам, ребята перешли к театрализации произведений русских и зарубежных авторов.
Помог нам выйти на большую сцену увлеченный театром человек – А.А.Минаев, который стал нашим режиссером-постановщиком.
Со спектаклем по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» дети выступили на школьной сцене, а затем приняли участие в проекте «Театральный четверг» Ногинского муниципального района Московской области и награждены Дипломом за лучший спектакль.
На XVI Международном молодежном театральном фестивале «Русская классика. Лобня 2012.» участник театрального коллектива Егор Куликов был награжден Дипломом в номинации «Его Величество Актер» за роль Гвидона в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». За этот же спектакль на конкурсе театральных коллективов «Мельпомена» в номинации «Дебют» в рамках областного конкурса детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии», проходившем в г.Долгопрудном в 2012 году, дети были награждены дипломом «Лучший театральный коллектив» и статуэткой «Золотая Мельпомена».
Со спектаклем В.Шекспира «Ромео и Джульетта» ребята выступили на X городском театральном фестивале «Калейдоскоп-2012», где актерский коллектив был награжден подарком и Дипломом «За оригинальный подбор костюмов». А 1 марта 2013 года ребята выступали со спектаклем в г.Долгопрудном на областном конкурсе.
Музы живут среди людей тысячелетия. Античная Мельпомена пришла и к моим ребятам, чтобы прервать обыденность и наполнить их жизнь красотой и поэзией!
Главное – поверить в детей и в силу прекрасного. Поверила и убедилась, что была права: ребенку свойственно стремление к творчеству. Он отзывчив на добро и красоту, на голос профессионала с щедрой душой, стремящегося открыть детям то, что радует, а не пугает. Что пробуждает человеческую потребность соучастия, «сорадости сближения» с теми, кто тебя понимает, кто видит в тебе соратника, друга в дороге к знаниям, а не отчужденный объект воздействия. Приступая к работе с семилетками, я всегда помню о том, что ребенок приходит к нам со своими знаниями о мире, своим человеческим опытом, своими явными или скрытыми способностями, и то, что одному дается безо всяких усилий, для другого становится проблемой. Поэтому в самом начале нашего пути нам очень важно ускорить процесс узнавания каждого ребенка. Учитывая возрастные и психологические особенности ребенка, степень его готовности к общению и творчеству, я «провоцирую» его на деятельность, которая помогает ему раскрыть свою индивидуальность.
Обращаю внимание и на такую особенность взаимодействия педагога и школьника: «каждый ребенок столько впитывает, сколько ему по силам, не испытывая при этом чувства дискомфорта от того, что чего-то не понял». Он спокойно выясняет, а в творчестве «каждый ребенок интересен и неповторим». Ведь он раскрывается в любой своей работе. Замечу: и здесь проявляется отношение к ребенку. Отношение, согретое желанием понять и принять его таким, каков он есть, чтобы затем деликатно стимулировать его раскрытие, его самораскрытие.
И еще одна принципиальная позиция: творческая деятельность детей добровольна. Именно на такой системе вызревает система человеческих ценностей, помогающая педагогу и ученику уважать и понимать друг друга и, конечно, ценить этот человеческий стиль отношений, осваивать его как свою личную норму поведения с детства на всю жизнь.
Главное в любом занятии – творческое общение педагога с каждым ребенком и между детьми. Доминирует именно атмосфера творческого общения. Нужно желать и уметь выслушивать каждого ребенка, учесть его мнение, подбодрить добрым словом и обязательно найти повод, чтобы его похвалить. Это трудно. Но именно такая атмосфера побуждает к творчеству, выпрямляет и «растит» душу ребенка, просветляет и активизирует его мысль и желание действовать ответственно. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:
- замечать любые творческие проявления учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Таким образом, «нестесненное слово» ребенка, открытый диалог на уроке или на занятиях кружка, свободная мысль являются целенаправленными условиями детского творчества.
Очень важно, чтобы подобные формы развития творческих способностей находили продолжение в среднем звене школы. Ведь любое творчество стимулирует нестандартность мышления.
Даже если некоторые из ребят, о которых шла речь, перейдя в среднее звено, перестанут писать стихи, все равно они останутся любознательными, будут учиться с желанием и удовольствием. Это еще раз доказывает, что развитие творческих способностей помогает человеку «быть на высоте», какой бы род деятельности он не избрал в будущем.
Свое выступление я начала словами Василия Александровича Сухомлинского, а заключаю словами Михаила Ростиславовича Львова.
«Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику и учителю...»