Выбор профессии – важнейший этап в жизни!

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать в сознательном профессиональном определении как важнейшем этапе жизненного самоопределения.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
  • корректировать и развивать личностные качества воспитанников, эмоционально волевой сферы (навык самоконтроля, усидчивость и выдержку, умение выражать свои мысли).

Оборудование: проектор, презентации, оформление стенда, памятка, доклады.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель:

Берись за то, к чему ты годен,
Коль хочешь, чтоб в делах
Успешный был конец.
И.А.Крылов

– Как вы понимаете смысл данного высказывания? (ответы детей)

II. Вводная часть

Воспитатель: «Человек рождается дважды», – говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс очень сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в его новое качество – работника, специалиста – уходит корнями в его детство и юность.

В голландских семьях, существует легенда. Когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них 2 извилины. Буква М по-голландски означает «мнение» – «человек», а если перевернуть – латинская W, что означает «верх» – 2 работа». Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, своё призвание.

Вы – перед выбором будущей профессии. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она вам или нет. Не нарисовав ни одной картины, ни разу не взяв в руки кисть, вряд ли можно понять, есть ли у вас талант художника. Правда, все виды труда испробовать невозможно. Поэтому выбор карьеры – это не только поиск, но одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих профессий. Коротко формулу «хорошего выбора» можно выразить тремя словами:

«Хочу. Могу. Нужно.»

  • «хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
  • «могу» - это человеческие возможности
  • «нужно» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьей и так далее.

III. Основная часть

Воспитатель: Осталось совсем мало времени и у вас начнётся дальнейший этап вашей жизни. Вы пойдёте учиться на профессию которую вы уже выбрали. Давайте вспомним. Что такое профессия? (Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства существования и развития). Специальность? (Специальность - вид занятий в рамках одной профессии). Квалификация? (Квалификация - это уровень профессионального мастерства). Должность? (Должность - это место, занимаемое человеком в организации). Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Уже несколько последних лет мы с вами обсуждали различные виды деятельности различных профессий. Вы немало времени провели в кругу семьи, где наверно общим решением пришли к определённому мнению, какая профессия вам наиболее подходит. И сегодня вы со всеми, одноклассниками, гостями, поделитесь своей мечтой, а ребята, которым ещё предстоит выбрать дальнейшую судьбу, может заинтересуются профессиями, которые вы выбрали.

Воспитатель: Первым поделится с вами своими планами Степан. Степан заполнил анкету и с его разрешения, вот, что он ответил: (ответы)

Степан: Сейчас, я хочу рассказать вам о профессии, которая мне близка. Это Логист - специалист, который координирует движение товаров на пути от производства до точек реализации. Название профессии происходит от английского слова logistics - снабжение, материально-техническое обеспечение.

Транспортный логист, кем хочу работать я, взаимодействует с транспортно-экспедиторскими компаниями, соблюдая рентабельность перевозок (автомобильными, авиа-, железнодорожными, морскими путями и т.д.). Транспортный логист занимается поиском перевозчиков, удовлетворяющих компанию в соотношении цена/качество, ведет переговоры, работу по претензиям, согласовывает и отслеживает сроки выполнения перевозки, оформляет необходимую документацию для транспортировки. Если у фирмы есть собственный транспорт, логист контролирует его рациональное использование в соответствии с установленными нормами, руководит работниками отдела

Первоначально профессию логиста мне предложила мама. Мы с ней подумали, так я очень увлекаюсь машинами, грузовиками. На ферме дедушка доверяет мне вождение легковым автомобилем и даже большим трактором. К сожалению из-за моих проблем со здоровьем мне не разрешат сдавать на водительские права, тем более на категорию С (вождение тяжеловесных грузовиков, фур и т.д.) хотя мне бы очень этого хотелось, скажу честно. Мы подумали – логисты работают совсем рядом со всем этим. Я вполне бы мог предположим, сидеть в офисе за компьютером, просматривать, допустим, карту Европы. Я и сейчас в Интернете люблю рассматривать google Карты. Ну так вот, я бы мог составлять маршруты нескольким дальнобойщикам. Как я понимаю, нужно смотреть, чтоб расход топлива был по возможности минимальный, чтоб на дороге были места, где можно заправиться, отдохнуть. Надо наверно будет рассчитывать для дальнобойщиков план, куда, в какое время им нужно приехать, смотреть, если маршрут с паромной переправой, на каком корабле она будет наиболее выгодней. Может быть буду наблюдать по интернету за местом нахождения грузовиков. Я очень люблю так всё рассчитывать.

С математикой я вроде дружу. Ещё вариант, с таким образованием я могу работать оператором в фирме такси. Смотреть по карте, какую машину лучше отправить на заказ, который я получаю, и распределять такси между заказами, которые поступили заранее. Это мне тоже очень интересно. Я из тех людей, которые считают, что работа обязательно должна быть интересной. И каждый раз, чтоб туда ходить с удовольствием, а не как на каторгу.

После окончания школы я скорей всего поеду к бабушке в Швецию. Там наверно я годок поживу, подучу шведский язык, который сейчас на половину примерно знаю, побольше освоюсь там. И очень надеюсь поступить на экономический факультет в шведском институте. У него есть филиал в 50-и километрах от нашей фермы. Меня бабушка сможет туда возить. После института, я планирую пойти на логистические курсы, а потом посмотрим, что с работой.

(презентация Степана)

Воспитатель: Спасибо Степан за твою информацию. Надеемся, что у тебя в жизни вcё сложится хорошо. Мы знаем, что у бабушки, у тебя много помощников и друзей которые помогут и советом и делом. Хочется добавить к информации о логистике, несколько интересных фактов. Даже в таком важном процессе, как логистика, встречается очень много интересных фактов. Например в Японии для транспортировки хрупких предметов используется рисовая шелуха. Если соединить в одну цепочку все колбасы, которые поставляются логистической отраслью за год, то её длина будет превышать расстояние от Земли до Луны. В перевозке всех замороженных продуктов из США первое место занимает перевозка замороженного картофеля, он занимает 95 % от общего объёма перевозок продуктов питания. В Северной Америке (Канада, США и Мексика) используются для доставки грузов 600 грузовых железных дорог, а это более чем 173 000 миль пути. Вместе, они зарабатывают $ 42 млрд. годового дохода. Уголь является наиболее часто перевозимым товаром, а 70 % всех автомобилей, произведённых в США, отправлено по железной дороге. Один миллион тонн грузов проходят через международный аэропорт имени Теда Стивенса в Анкоридже на Аляске каждый год, что делает его третьим по загруженности грузовым аэропортом в мире. Мемфис, Теннеси и Гонконг являются первыми по величине грузовыми аэропортами мира.

IV. Физкультминутка

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнём. Давайте вспомним знакомые игры. Предлагаю поиграть в игру «Человек - профессия». Предлагаем гостям присоединится к нам (выбираем ведущего)

Инструкция

Сейчас мы выберем водящего. Он постарается отгадать, о ком из участников игры идет речь. Отгадывать водящий будет с помощью только одной подсказки: все участники назовут профессию, с которой «загаданный» человек ассоциируется. Профессии могут повторяться.

Воспитатель: Сейчас мы послушаем Анастасию, кем видит себя она в будущем. А перед этим Настя вот так ответила на вопросы анкеты: (ответы)

Настя: Я в этом году заканчиваю школу и собираюсь учиться на юриста. Я долго думала, с какой профессией хочу связать жизнь, и остановила свой выбор на этой профессии. Условия современной жизни требуют от человека юридической грамотности, умения разбираться в законах и нормативно- правовой документации. Эти знания нужны человеку не только для работы, но и для жизни. Каждый день мы заполняем квитанции, оплачиваем счета, пишем заявления и т.д. И от того, как правильно мы это делаем, зависит конечный результат. Я хочу быть грамотной сама и помогать и помогать другим людям в сложных житейских ситуациях. Мне кажется, что у меня это получится. Ведь главные черты настоящего юриста – это честность, справедливость, умение общаться с людьми, знание законов. Я думаю, что три первые черты мне присуще, как бы это нескромно звучало. А то, что касается законов их можно изучить – это, на мой взгляд, очень интересно. Я уверена, что эта профессия не только одна из самых престижных в мире, но и одна из самых трудных, а значит и важных. В обязанности юриста, работающего в какой то организации, входит составление договоров, юридическая экспертиза документов, консультирование сотрудников по правовым вопросам. Также возможны выезды на переговоры и заключение договоров. При возникновении спорных ситуаций, юристы ведут досудебную (претензионную) работу, а если понадобится – защищают интересы своей организации в арбитражном суде и судах общей юрисдикции. Я рада, что решила заниматься этой профессией! Также можно сказать, что я решила воплотить юношескую мечту моего папы. Он тоже после школы думал учиться на юриста, но стал военным. В заключении мне хотелось прочесть стихотворение о юристе:

У юристов у серьёзных
Не бывает дел несложных,
Аккуратным надо быть,
Ничего не упустить,
Ведь ответственность большая,
И в руках судьба чужая.
(Презентация Насти)

Воспитатель: Спасибо Анастасия, что ты поделилась, своими мыслями. Пусть у тебя все будет хорошо, а ты своим трудолюбием всего добьешься. Хочу добавить один интересный факт из истории юриста. Бывают странные иски, к примеру, в 1995 г. Роберт Ли Брок предъявил саму себе иск на 5 млн. долларов. Он обвинял себя в том, что нарушил свои религиозные принципы и гражданские права, из-за того, что напился и совершил кражу, после чего он был приговорён к 23 годам заключения. Зачем же он выдвигал этот иск? Брок хотел таким образом подзаработать, так как тюремный срок лишал его права на работу, он думал, что государство покроет сумму иска, но суд отказал ему в рассмотрении дела. Талантливые юристы часто добиваются больших высот. К примеру, 27 из 43 американских президентов были юристами. Известно также, что и В.В.Путин и Д.А.Медведев тоже юристы.

Воспитатель: И последней мы выслушаем Киру. Кира на вопросы анкеты, ответила так: (ответы)

Кира:

Гимн логопедов

Возможно, у ребенка есть проблемы с речью,
Тогда могу вам дать практический совет:
Решение вопроса обеспечит
Лишь только профессиональный ЛОГОПЕД.
Он учит речи: чистой, плавной, внятной.
Он знает красноречия секрет:
Как говорить и ясно и понятно, -
Квалифицированный мастер - ЛОГОПЕД.
Он учит речевой коммуникации,
Грамматика и лексика его предмет.
Дыханию, фонации, артикуляции
Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.
Он педагог, учитель и психолог,
Филолог он и он языковед,
Он воспитатель, доктор, дефектолог,
Актер, оратор - это ЛОГОПЕД.
Исследователь, методист, новатор,
Он диагност, корректор и эксперт,
И консультант, и наблюдатель -
Специалист разносторонний - ЛОГОПЕД.
Он мыслящий, серьезный, дальновидный
И на любой вопрос сумеет дать ответ,
Он увлеченный, ищущий, активный,
Он творческая личность - ЛОГОПЕД.
Он разъяснит, нацелит, обоснует,
Расскажет и покажет тет-а-тет,
Запишет, уточнит, рекомендует
Внимательный, тактичный ЛОГОПЕД.
Работает он тонко, терпеливо,
Слагая результат из маленьких побед,
Работает умело, эффективно
Интеллигентный, деликатный ЛОГОПЕД.
Он любит свое дело беззаветно,
И для него работы лучше нет.
Свои стремленья посвящает детям,
Достоин уваженья ЛОГОПЕД!
Теперь знакомы вы с профессией прекрасной,
Вам лишь осталось постучаться в кабинет
(В больнице, школе или детском садике)
С табличкой скромной «ЛОГОПЕД».

В этих словах отображается суть моей будущей профессии. Выбрала, я её не случайно. В моей семье есть династия педагогов и мне хотелось бы её продолжить. Моя бабушка – учитель начальных классов, 43 года посвятила детям. Совсем маленькой, я ходила с бабушкой на работу и уже тогда, поняла, что хочу стать педагогом. Мама у меня тоже педагог. Сейчас работает в детском саду методистом. Я вижу, что профессия педагога, очень нелёгкая, но интересная.

В моей жизни, мне встречались только очень добрые, умные педагоги с которых я всегда беру пример. После школы планирую поступить в педагогический институт. Для этого я стараюсь хорошо учиться, дополнительно занимаюсь с репетиторами. Надеюсь, что когда закончу институт, смогу стать хорошим специалистом.

И чтобы на позитивной ноте закончить своё сообщение, предлагаю посмотреть отрывок из фильма.

(Показ фильма)

Воспитатель: Кира на оптимистической, весёлой ноте закончила свой рассказ. Очень хочется, что бы вы все реализовали свои мечты.

V. Подведение итогов

Воспитатель: Мы выслушали сегодня ваши сообщения, где вы поделились своими мыслями о дальнейшей судьбе, мы рады что вы осознанно сделали свой выбор, выбор профессии.

Скажите, что для вас было самым интересным на занятии?

Воспитатель: Сегодняшнее занятие мы закончим стихотворением: (читает Настя)

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

V. Итог занятия

Воспитатель: Хочется вам всем пожелать, что бы вы были самодостаточными, полностью реализовавшими свои возможности людьми, профессионалами, получающими удовлетворение от своей работы и приносящими пользу не только себе, но и нашей великой Родине!

Анкета

Спасибо всем за внимание!

Литература

  1. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
  2. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк: БАО, 2006. - 798 с.
  3. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. С. 207-213.
  4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.