В нашей Боградской санаторной школе-интернате по субботам и воскресеньям работает кружок выходного дня «Алгоритм» с основой фотографии для групп детей с ограниченными возможностями в возрасте от 13–17 лет, с недостаточным уровнем материального обеспечения, так как стоимость зеркальной камеры достаточно высокая. Адаптированная направленность воспитания предполагает учет индивидуально-типологических особенностей ребенка: выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Организация воспитательной работы, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы ведет к развитию личности ребенка, ведь хорошие фото получаются не у всех.
Фотография в нашей жизни стала уже привычным явлением, и для одних она будет помогать в профессии, для других просто помогает заполнить семейный альбом разных событий жизни. В данный момент для наших детей - это увлечение и способ самовыражении и самоутверждения. Фотография не простое зеркало увиденного ребенком мира, в фотоискусстве они выражают свое отношение к запечатленному моменту на снимке через ракурс съемки, распределение света, светотени, передачу своеобразия, умение выбрать момент съемки. Именно в фотографии отражается детский духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы, с ней они познают жизнь. Увеличивается скорость научно-технического прогресса, а дети обучающиеся по адаптированным программам часто просто не знают выход из многочисленных сложных ситуаций, часто не умеют управлять собой. Начинать воспитание творческой личности нужно как можно раньше и первый шаг у нас – фотография. Занятия помогут повысить уровень социального развития, способность принимать нестандартные решения, умения творчески мыслить, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира.
Актуальность программы: фотография развивается очень интенсивно и входит в каждый дом, ведется летопись семьи, населенного пункта, страны. Такие занятия оказывают успокаивающее действие на нервную систему ребёнка; развивают мелкую моторику, координацию движений. Работа с терминами развивает лексический запас, развивается память. Смена деятельности (работа в помещении, съемки на улице, участие в конкурсах) способствует развитию коммуникабельности, оптимизма, способствует эстетическому развитию расширяет художественный кругозор подростков.
Первые фотографии юных фотографов не имеют выразительности. Для создания художественного снимка необходимо овладеть знаниями технических характеристик аппаратуры, изобразительного мастерства и художественного отображения снимка. Воспитанники объединены в нашем кружке общим интересом и способствуют эстетическому, умственному, нравственному развитию воспитанников, развивают усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Воспитанники практикуются в решении проблемных ситуаций, обретают уверенность, свою ценность и место в жизни.
Предполагаемый результат: адаптация в социуме и непрерывный рост личности, развитие и расширение творческих способностей искусством фотографии. Содержание программы включает традиционные направления, с целью закрепления и расширения полученных практических знаний и умений с различными типами фотоаппаратов, освоение методов компьютерной обработки фотоизображений. Выявление юных талантов в области фотографии и фотоискусства, их поощрение и предоставление им возможности продемонстрировать свои лучшие творческие работы.
Разделы программы взаимосвязаны и нацелены на решение следующих задач:
Цель: Создание условий для социализации воспитанников и профилактики асоциального поведения.
Задачи:
- Формировать условия социального, культурного, профессионального самоопределения, положительных межличностных отношений, чувства уважения друг к другу, сплочение детского коллектива.
- Развивать творческие способности, эстетический вкус, зрительное восприятие, фотографическое видения, изучать и совершенствовать приемы.
- Гражданско-патриотическое воспитание и подготовка к будущей самостоятельной семейной жизни в атмосфере сотрудничества, доверия.
На занятиях кружка реализуются образовательные технологии: личностно-ориентированные; здоровьесберегающие; игровые.
Формы занятий: практические; теоретические (лекция, беседа); выставка; конкурс; открытое занятие; творческая встреча; итоговое занятие.
Обучение детей фотографии проходит в компьютерном классе Боградской санаторной школы-интерната. В теплое время, занятия проходят на улице, для отработки съемки пейзажей, ходим в лес, на речку, где есть интересные и красивые локации для фотосессий.
Программа кружка помогает воспитанникам развивать задатки творческого самовыражения, а иногда просто занять себя интересным и полезным увлечением, в работе очень важно уметь обращаться с фотоаппаратом, знать что такое выдержка и диафрагма, как выставить баланс белого; приобретают знания из истории фотографии; имеют представления о компьютерной графике; приобретают понимание основ фото и видео съемки; будут знать о правовых и этических нормах работы с информацией.
Принципы: принятие ребенка таким, какой он есть; опора на положительные качества личности; доступность воспитания на уровне психологических и физиологических возможностей воспитанников; общественная направленность воспитания; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, щадящий режим.
Информация увеличивается и углубляется, это позволяет, учитывая ежегодную сменяемость детского коллектива, закреплять основные понятия, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, воспитывать общечеловеческие качества личности.
Программа кружка составлена на основе многолетней диагностики детского контингента (низкий базовый уровень знаний и умений воспитанников, социальная и педагогическая запущенность, большое количество неблагополучных детей из многодетных семей, чей прожиточный уровень крайне низок).
Воспитанники занимаются по расписанию согласно запланированной циклограмме. Итоговый контроль проводится по тестам, а также на основе диагностики и наблюдений.
В программу входят следующие занятия:
1. История возникновения фотографии.
2. Фотоаппараты – виды, устройство.
3. Объективы (фокусное расстояние, светосила).
4. Экспозиция, экспозамеры, режимы экспонирования, баланс белого.
5. Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительность фотографии.
6. Композиция – понятие.
7. Фотоснимок – построение, направление съемки, расстояние от точки съемки до объекта.
8. Высота точки съемки, границы кадра.
9. Ритм, равновесие, симметрия.
10. Глубина резкости, тон и линия, выразительность, цельность фотографии.
11. Масштаб изображения.
12. Изображение фактуры, цвета, объемной и контурной формы фигур.
13. Освещение, эффект освещения, виды света.
14. Потртрет.
15. Пейзаж.
16.Основы Photoshop, цифровая обработка.