Проект "Комнатные растения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г.-Х.Андерсен

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.

Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.

Гипотеза: Воспитанники группы будут, бережнее относится к комнатным цветам, когда узнают, что обыкновенные растения помогают здоровью человека.

Цель: формирование основ экологического мировоззрения.

Задачи:

  • Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
  • Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
  • Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
  • Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
  • Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
  • Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.

Основная часть

1 этап – подготовительный

Определение темы проекта, цели и задач. Определение сроков реализации, способа сбора информации. Подборка детской и методической литературы, иллюстраций, демонстративного материала, дидактических игр и т.д.

Планирование комплекса мероприятий для детей, родителей и педагогов. Определили виды деятельности с детьми. Подготовка материалов для детей и для работы с родителями.

Вывод: Проделанная работа помогла заинтересовать детей и родителей, сплотить над общим делом. Родители также не остались безучастными, а принимали активное участие в подготовке проекта.

2 этап – основной

1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).

5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).

9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.

Мероприятия проекта

1. Беседы:

  • «Полезные советы»,
  • «Комнатные растения в интерьере»,
  • «Знакомство с комнатными растениями»,
  • «Какие комнатные растения живут у вас дома?».

2. Непосредственно образовательная деятельность:

  • Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора «Путешествие в царство комнатных растений»,
  • Экология «Комнатные растения»,
  • Коммуникация «Цветущие комнатные растения»,
  • Коммуникация Комнатные растения».

3. Чтение художественной литературы:

  • Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,
  • «Привередица» русская народная сказка,
  • Г.Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
  • В.Тушнова «Не понимаю»,
  • С.Каратов «Комнатные цветы»,
  • О.Аленкина «Кактус»,
  • Б.Ферпер «Бегония»,
  • Б.Пастернак «Герань» и др.

4. Работа в книжном уголке: предметные картинки по теме.

5. Поисково-познавательная деятельность: экскурсия в салон природу в дошкольном учреждении.

6. Опытно-экспериментальная деятельность:

циклические наблюдения:

  • Наблюдение 1. Комнатные растения украшают наш дом.
  • Наблюдение-исследование 2. Надо ли поливать растение?
  • Наблюдение-опыт 3. С водой и без воды.
  • Наблюдение 4. Результаты опыта «С водой и без воды».
  • Наблюдение 5. Индивидуальные потребности некоторых растений.
  • Наблюдение 6. За протиранием широких листьев фикуса.
  • Наблюдение 7. Опрыскивание растений.
  • Наблюдение-опыт 8. Для чего корешки?
  • Наблюдение 9. Кому в горшочке тесно?
  • Наблюдение 10. В погоне за светом.
  • Наблюдение 11. Рассматривание нового растения - фиалка.
  • Наблюдение 12. Что изменилось?

7. Создание выставок:

  • выставка работ «Цветочная фантазия»,
  • выставка «Цветы своими руками»,
  • фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».

8. Продуктивная деятельность:

  • «Мой любимый цветок» (рисование),
  • «Хлорофитум» (рисование простым карандашом);
  • «Кактус» (аппликация),
  • «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» (рисование пластилином),
  • «Герань» (аппликация),

9. Экологические игры:

  • «Если бы ты был комнатным цветком».

10. Дидактические игры:

  • «Узнай растение»,
  • «Что изменилось?»,
  • «Найди по описанию растение»,
  • «Магазин цветов»,
  • «Где растут цветы»,
  • «Найди такой же»,
  • «Найди, о чем расскажу»,
  • «Большие и маленькие»,
  • «Найди растение»,
  • «Отгадай, что за растение»,
  • «Найди похожее»,
  • «Один и много»,
  • «Найди такой же»,
  • «Цветовод».

11. Пальчиковая игра:

  • «Наши алые цветы»,
  • «На окне цветок колючий»,
  • «Цветок».

12. Подвижные игры:

  • «Солнышко и дождик»,
  • «Растения»,
  • «Кто быстрее посадит цветы».

13.Хороводные игры:

  • «Мы на луг ходили»,
  • «Галя по садочку гуляла».

14. Настольные игры:

  • «Выложи цветы» (мозаика),
  • «Собери комнатное растение»,
  • «Цветочное лото».

15. Физкультминутки:

  • «Что нужно, чтоб вырос красивый цветок?»

16. Утренняя гимнастика:

  • «Волшебные цветы»

17. Театрализованная деятельность:

  • «Веселые превращения»,
  • «Дюймовочка».

18. Трудовая деятельность:

  • поливка комнатных растений,
  • мытье комнатных растений,
  • уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление,
  • пересадка комнатных растений,
  • наблюдение за комнатными растениями в группе,
  • сравнение комнатных растений.

19. Самостоятельная игровая деятельность детей:

  • рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями,
  • раскрашивание цветов в раскрасках,
  • продуктивные виды деятельности,
  • настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры,
  • составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

20. Музыка:

  • П.Чайковский «Вальс цветов».

21. Просмотр мультфильмов:

  • «Дюймовочка»

22. Работа с родителями: подбор познавательного и иллюстрированного материала, книжки своими руками.

3. Заключительный этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Определить перспективу на будущее.

Заключение

Дети узнали много нового и интересного про комнатные растения, об их значимости в жизни человека, что необходимо бережно относится к природе, о том, как устроены растения, для чего ему разные части, что необходимо для роста, чем растения отличаются друг от друга. Научились ухаживать за комнатными растениями, стали делать это и дома с родителями и поняли, что состояние растения зависит от ухода за ним человека. Поняли, что растения очень важный элемент в нашей жизни, они делают воздух чистым, радуют глаз, а некоторые растения используют для оздоровительных целей. Цели и задачи проекта были выполнены полностью!

Список литературы

1. И.Е. Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Москва: «Мозаика-синтез», 2014.

2. Т.А.Храмова. «Цветы в вашем доме».

3. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - «Детство-пресс», 2002.

4. Н.В.Нищева. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах» - «Детство-пресс», 2009.

5. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в подготовительной группе детского сада, «Мозаика-Синтез», 2016.