Актуальность
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г.-Х.Андерсен
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Гипотеза: Воспитанники группы будут, бережнее относится к комнатным цветам, когда узнают, что обыкновенные растения помогают здоровью человека.
Цель: формирование основ экологического мировоззрения.
Задачи:
- Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
- Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
- Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
- Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
- Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Основная часть
1 этап – подготовительный
Определение темы проекта, цели и задач. Определение сроков реализации, способа сбора информации. Подборка детской и методической литературы, иллюстраций, демонстративного материала, дидактических игр и т.д.
Планирование комплекса мероприятий для детей, родителей и педагогов. Определили виды деятельности с детьми. Подготовка материалов для детей и для работы с родителями.
Вывод: Проделанная работа помогла заинтересовать детей и родителей, сплотить над общим делом. Родители также не остались безучастными, а принимали активное участие в подготовке проекта.
2 этап – основной
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Мероприятия проекта
1. Беседы:
- «Полезные советы»,
- «Комнатные растения в интерьере»,
- «Знакомство с комнатными растениями»,
- «Какие комнатные растения живут у вас дома?».
2. Непосредственно образовательная деятельность:
- Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора «Путешествие в царство комнатных растений»,
- Экология «Комнатные растения»,
- Коммуникация «Цветущие комнатные растения»,
- Коммуникация Комнатные растения».
3. Чтение художественной литературы:
- Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,
- «Привередица» русская народная сказка,
- Г.Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
- В.Тушнова «Не понимаю»,
- С.Каратов «Комнатные цветы»,
- О.Аленкина «Кактус»,
- Б.Ферпер «Бегония»,
- Б.Пастернак «Герань» и др.
4. Работа в книжном уголке: предметные картинки по теме.
5. Поисково-познавательная деятельность: экскурсия в салон природу в дошкольном учреждении.
6. Опытно-экспериментальная деятельность:
циклические наблюдения:
- Наблюдение 1. Комнатные растения украшают наш дом.
- Наблюдение-исследование 2. Надо ли поливать растение?
- Наблюдение-опыт 3. С водой и без воды.
- Наблюдение 4. Результаты опыта «С водой и без воды».
- Наблюдение 5. Индивидуальные потребности некоторых растений.
- Наблюдение 6. За протиранием широких листьев фикуса.
- Наблюдение 7. Опрыскивание растений.
- Наблюдение-опыт 8. Для чего корешки?
- Наблюдение 9. Кому в горшочке тесно?
- Наблюдение 10. В погоне за светом.
- Наблюдение 11. Рассматривание нового растения - фиалка.
- Наблюдение 12. Что изменилось?
7. Создание выставок:
- выставка работ «Цветочная фантазия»,
- выставка «Цветы своими руками»,
- фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».
8. Продуктивная деятельность:
- «Мой любимый цветок» (рисование),
- «Хлорофитум» (рисование простым карандашом);
- «Кактус» (аппликация),
- «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» (рисование пластилином),
- «Герань» (аппликация),
9. Экологические игры:
- «Если бы ты был комнатным цветком».
10. Дидактические игры:
- «Узнай растение»,
- «Что изменилось?»,
- «Найди по описанию растение»,
- «Магазин цветов»,
- «Где растут цветы»,
- «Найди такой же»,
- «Найди, о чем расскажу»,
- «Большие и маленькие»,
- «Найди растение»,
- «Отгадай, что за растение»,
- «Найди похожее»,
- «Один и много»,
- «Найди такой же»,
- «Цветовод».
11. Пальчиковая игра:
- «Наши алые цветы»,
- «На окне цветок колючий»,
- «Цветок».
12. Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик»,
- «Растения»,
- «Кто быстрее посадит цветы».
13.Хороводные игры:
- «Мы на луг ходили»,
- «Галя по садочку гуляла».
14. Настольные игры:
- «Выложи цветы» (мозаика),
- «Собери комнатное растение»,
- «Цветочное лото».
15. Физкультминутки:
- «Что нужно, чтоб вырос красивый цветок?»
16. Утренняя гимнастика:
- «Волшебные цветы»
17. Театрализованная деятельность:
- «Веселые превращения»,
- «Дюймовочка».
18. Трудовая деятельность:
- поливка комнатных растений,
- мытье комнатных растений,
- уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление,
- пересадка комнатных растений,
- наблюдение за комнатными растениями в группе,
- сравнение комнатных растений.
19. Самостоятельная игровая деятельность детей:
- рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями,
- раскрашивание цветов в раскрасках,
- продуктивные виды деятельности,
- настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры,
- составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.
20. Музыка:
- П.Чайковский «Вальс цветов».
21. Просмотр мультфильмов:
- «Дюймовочка»
22. Работа с родителями: подбор познавательного и иллюстрированного материала, книжки своими руками.
3. Заключительный этап
Задачи:
1. Подвести итоги проекта.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.
Заключение
Дети узнали много нового и интересного про комнатные растения, об их значимости в жизни человека, что необходимо бережно относится к природе, о том, как устроены растения, для чего ему разные части, что необходимо для роста, чем растения отличаются друг от друга. Научились ухаживать за комнатными растениями, стали делать это и дома с родителями и поняли, что состояние растения зависит от ухода за ним человека. Поняли, что растения очень важный элемент в нашей жизни, они делают воздух чистым, радуют глаз, а некоторые растения используют для оздоровительных целей. Цели и задачи проекта были выполнены полностью!
Список литературы
1. И.Е. Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Москва: «Мозаика-синтез», 2014.
2. Т.А.Храмова. «Цветы в вашем доме».
3. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - «Детство-пресс», 2002.
4. Н.В.Нищева. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах» - «Детство-пресс», 2009.
5. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в подготовительной группе детского сада, «Мозаика-Синтез», 2016.