Урок литературного чтения. Тема: «Н.Булгаков «Анна, не грусти!». УМК "Школа России". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н.Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся.

Цели для детей: познакомиться с рассказом Н.Булгаков «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, эмпатию, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

1. Актуализация знаний

Иллюстрация из рассказа
https://fs00.infourok.ru/images/doc/188/215659/img9.jpg ссылка на иллюстрацию
Д – девочка, дырочка
Р – рядом, разговор, расходиться
У – упала, увезли, утёнок,  улыбка, участие
Ж - жалеть, жёсткая, желание, жизнь
Б – боль, больница, белые, бумажка
А - Анна

1. Рассмотрите иллюстрацию и опорные слова на ней,  предположите: о чём пойдет речь на уроке литературного чтения.
В паре составьте небольшой рассказ по опорным словам.

Проверка 2-3 человека

2. Работа с текстом художественного произведения

«Анна, не  грусти!»

Жизнь дана на добрые дела

Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать.  
Соотнесите его с пословицей внизу.
Только ли о дружбе пойдет речь в этом рассказе? (Версии детей)
Подберите синонимы слову «дружба»

3. Словарная работа

Прежде, чем мы начнём читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова.

Прочитайте слова по слогам, затем целым словом (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).

Спе-ци-аль-ная – специальная.
Про-ко-ря-бал – прокорябал.
Полу-ле-жа-ла – полулежала.
Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.
Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.
Трол-лей-бус – троллейбус.
За-пла-кан-ное – заплаканное.

4. Работа с художественным текстом. Составление плана рассказа

«Анна, не грусти!» Н.Булгаков

По мере нашего совместного прочтения, будем останавливаться, а вы кратко запишите или зарисуете суть прочитанного отрывка

1. Несчастный случай или случай на горке. Беда с Катей.
2. Боль. Больница. http://st1.stranamam.ru/data/cache/2015jan/26/32/14799393_84572-700x500.jpg
3. Аня ищет Катю. Аню не пускают.
http://s9.favim.com/orig/131004/adorable-anime-cute-girl-Favim.com-971577.jpg
4. Разговор через окно.  Записки.
http://static.diary.ru/userdir/1/3/0/5/1305882/69433077.jpg

5. Катя – радость. Анна – печаль.

5. Анализ произведения. Ответы на вопросы

Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?
Какая пословица на странице 84 учебника подходит к этому рассказу?
Эмпатия и альтруизм – новые слова на уроке.
https://slovar.cc/rus/tolk/131969.html
Эмпатия – что это такое? Если говорить простыми словами, то это душевный «отклик». 

http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ожегова/альтруизм

Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?
Почему больницу называют особой, строгой?
Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате?
Почему Катя стала счастливая? А Анна печальная?

Чему учит нас Булгаков своим рассказом?
В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду. Простое человеческое сочувствие порой оказывается для нас важнее многих других ценных и дорогих вещей. Рассказ "Анна, не грусти!" учит нас любви к ближнему, учит заботиться о своих близких, учит проявлять сочувствие и сопереживать.

6. Понимание произведения

Кратко запишите ответы на вопросы. Работа в группах

Делимся на три группы

1. Почему, увидев Катю, Анна заплакала?
2. Почему Катя стала утешать Анну?
3. Можно ли Аню из произведения Н.Булгакова. «Анна, не грусти!» назвать настоящим другом? Почему?

7. Итог урока

С каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке? Какие новые слова мы узнали на уроке? Чему учит нас Н.Булгаков? https://bigslide.ru/images/48/47679/960/img7.jpg ссылка на фото писателя

Д/З:
1. Представь себе, что Катю выписали из больницы. Аня её встретила. Что могло бы произойти дальше? Составь план своего рассказа. И на следующем уроке расскажи.
2. Составь отзыв о произведении.
3. Пересказ от любого персонажа рассказа

Возвращаемся к началу урока. Какими словами можно дополнить нашу «Дружбу»
Д – девочка, дырочка, дружба
Р – рядом, разговор, расходиться, радость
У – упала, увезли, утёнок, улыбка, участие, удовольствие
Ж - жалеть, жёсткая, желание, жизнь
Б – боль, больница, белые, бумажка, братство
А – Анна, альтруизм
http://images.myshared.ru/31/1309946/slide_2.jpg