Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н.Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся.
Цели для детей: познакомиться с рассказом Н.Булгаков «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, эмпатию, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.
1. Актуализация знаний
Иллюстрация из рассказа https://fs00.infourok.ru/images/doc/188/215659/img9.jpg ссылка на иллюстрацию Д – девочка, дырочка Р – рядом, разговор, расходиться У – упала, увезли, утёнок, улыбка, участие Ж - жалеть, жёсткая, желание, жизнь Б – боль, больница, белые, бумажка А - Анна |
1. Рассмотрите иллюстрацию и опорные слова на ней, предположите: о чём пойдет речь на уроке литературного чтения. |
Проверка 2-3 человека |
2. Работа с текстом художественного произведения
«Анна, не грусти!»
Жизнь дана на добрые дела |
Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать. |
3. Словарная работа
Прежде, чем мы начнём читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. | Прочитайте слова по слогам, затем целым словом (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов). |
Спе-ци-аль-ная – специальная. |
4. Работа с художественным текстом. Составление плана рассказа
«Анна, не грусти!» Н.Булгаков | По мере нашего совместного прочтения, будем останавливаться, а вы кратко запишите или зарисуете суть прочитанного отрывка |
1. Несчастный случай или случай на горке. Беда с Катей. 5. Катя – радость. Анна – печаль. |
5. Анализ произведения. Ответы на вопросы
Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа? Какая пословица на странице 84 учебника подходит к этому рассказу? Эмпатия и альтруизм – новые слова на уроке. https://slovar.cc/rus/tolk/131969.html Эмпатия – что это такое? Если говорить простыми словами, то это душевный «отклик». http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ожегова/альтруизм |
Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? |
Чему учит нас Булгаков своим рассказом? |
6. Понимание произведения
Кратко запишите ответы на вопросы. Работа в группах | Делимся на три группы |
1. Почему, увидев Катю, Анна заплакала? |
7. Итог урока
С каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке? Какие новые слова мы узнали на уроке? Чему учит нас Н.Булгаков? https://bigslide.ru/images/48/47679/960/img7.jpg ссылка на фото писателя | Д/З: |
Возвращаемся к началу урока. Какими словами можно дополнить нашу «Дружбу» |