Ключевые слова: Йога, Хатха-йога, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, здоровье, реабилитация.
Актуальность: Хатха-йога помогаем детям с ограниченными возможностями здоровья получить еще один вид реабилитационных занятий, которые позволяют развить коммуникативные навыки, познавательные способности, концентрацию и внимание, мелкую моторику, исправить осанку и повысить самооценку.
Научная новизна: Дети всех возрастов и с разной степенью физической подготовки могут заниматься Хатха-йогой.
Методы исследования: Педагогическое наблюдение, анализ статической документации, методы исследования при комплексной оценке состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, анализ научно-методической литературы.
Введение: Йога (Хатха-йога) – совокупность физических, психических и духовных практик. Комплекс упражнений, направленных на оздоровление организма.
Сегодня дети сталкиваются с такими проблемами, как: нарушение осанки, сколиоз, астма, гиперактивность, беспокойство, стресс, нарушение питания, ДЦП.
Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач оздоровительного процесса является сбережение и укрепление здоровья детей с помощью занятий Хатха-йогой.
В настоящее время в физической реабилитации акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления детей, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое и психическое начало человека.
Я уверена в том, что использование упражнений йоги (асан, поз) для детей является одним из способов расширения арсенала средств физической реабилитации.
Содержание: Программа занятий рассчитана на период реабилитации воспитанников Центра из расчета 24 дня (7 занятий).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Занятия Хатха-йгой необходимо проводить 2-3 раза в неделю. Такая нагрузка позволяет достичь ожидаемых результатов за период реабилитации (24 дня). Хатха-йога помогает устранению неправильной осанки. Кроме того, снижаются показатели гиперактивности, ДЦП.
- Разработанное содержание занятий, положительно повлияло на процесс реабилитации детей.
Таблица положительной динамики детей в реабилитационный период
(24 дня, 7 занятий)
Кол-во |
Диагноз |
На начало периода |
На конец периода |
Динамика |
Сколиоз 1 ст. |
20 |
17 |
3 |
|
Сколиоз 1 ст. |
20 |
17,5 |
2,5 |
|
Нарушение осанки |
35 |
25 |
10 |
|
Нарушение осанки |
17 |
15.5 |
1,5 |
|
ДЦП |
10 |
9 |
1 |
|
ДЦП |
9 |
8,08 |
0,02 |
|
Бронхиальная астма |
25 |
20 |
5 |
|
Нарушение осанки |
30 |
25 |
5 |
|
Нарушение осанки |
32 |
25 |
7 |
|
Нарушение осанки |
22 |
21,7 |
0,3 |
|
Нарушение осанки |
18 |
15 |
3 |
|
Нарушение осанки |
21 |
16 |
5 |
|
Сколиоз 1 ст. |
25 |
23 |
2 |
- В течение периода реабилитации у воспитанников удалось сократить процент сколиоза и нарушений осанки с 80% до 65%. У детей с астмой уменьшились проблемы с затруднением дыхания на 20%.
- Положительная динамика выявилась у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Эффективный прирост подвижности позвоночника составил от - 4 см до 2 см.
Риски: В Хатха-йоге, практически невозможны. В крайне редких случаях, возможны головные боли (при нарушении продолжительности занятий и перевернутых асанах и позах).
Вывод: Занятия Хатха-йогой влияют на все стороны развития личности: развиваются не только физические навыки, но и духовные, что способствует дальнейшему росту гармоничной личности.
Библиографический список
1. Дэвид Коултер. Анатомия Хатха-йоги .М.: Постум, 2015, 752 с.
2. Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье. М.: Прометей, 2015, 320 с.
4. Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. (перевод и комментарии О. Полотова). Аслан, 1994, 112 с.
5. [https://infourok.ru/dopolnitelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-veselaya-hathayoga-dlya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-narush-2828480.html]-Дополнительная программа дошкольного образования «Веселая Хатха-йога для детей с ограниченными возможностями (нарушение опорно-двигательного аппарата). (09.10.2018).
6. https://infourok.ru/kalendarnotematicheskiy-plan-po-yoge-3167728.html (календарно-тематический план по Хатха-йоге).