Презентация "Мир растений"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели: познакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений.

Задачи урока:

развивающие:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний);
  • стимулировать самостоятельно-поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.

образовательные:

  • актуализировать знания детей о природе, её составляющих;
  • расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы) путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.

 воспитательные:

  • способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • создавать условия для воспитания бережного отношения к природе;
  • воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их (дети поворачиваются к гостям и наклоном головы их приветствуют).

- А теперь улыбнитесь соседу по парте.
Тихо девочки за парту сели,
Еще тише мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Я предлагаю, чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба,
Владычицей побед. СЛАЙД 1

Как вы понимаете эти строки?

- К чему нас призывают эти строки?

Дружба – это очень важно, ведь благодаря ей мы можем вместе справиться с любой трудностью.

Только если вы будете по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.

- Итак, ребята, я хочу пожелать вам, чтобы на уроке у вас было хорошее настроение, чтобы вы были внимательными, любознательными, активно отвечали на мои вопросы и смогли достичь поставленных перед собой целей.

Посмотрите на свои принадлежности, проверьте, все ли вы приготовили к уроку. Вы готовы?

- Тогда начнем.

2. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

- Что такое природа? (Природа – это естественная среда обитания человека, окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений) СЛАЙД 2

- Какая бывает природа? (Живая и не живая)

- На прошлом уроке мы говорили об очень ценном богатстве природы, которое является кормилицей животных, растений и человека. О чем мы говорили? (О почве.)

- Что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли.)

- Как называется наука о почве? (Почвоведение.)

- Кто является создателем науки о почвах? (Знаменитый русский ученый Василий Васильевич Докучаев.)

- Мы с вами знаем, что природа бывает живая и неживая. К какой природе можно отнести почву? (Неживая и живая природа в почве соединяются.)

2. Тест.

- На прошлом уроке мы с вами выяснили состав почвы, узнали, какими свойствами она обладает и, какое значение имеет почва для живой природы и хозяйственной жизни людей. И вот сейчас я хотела бы проверить ваши знания по пройденной теме, проведя небольшое тестирование.

  • 1 вариант – оранжевые карточки
  • 2 вариант – желтые карточки.

3. Самоопределение к деятельности

- Мы знаем, что неживая и живая природа в почве соединяются.

- Что относится к живой природе? (Царство растений, царство животных, царство грибов.) СЛАЙД 2 продолжение

- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

- Как называется наука о животных? (Зоология.)

- Как называется наука о грибах? (Микология.)

- Отгадайте мои загадки и подумай, о каком царстве живой природы мы будем говорить сегодня на уроке.

Две сестры летом зелены,
Ближе к осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Смородина.) СЛАЙД 3.

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник.)

Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)

- А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения).

- О каком царстве живой природы мы будем говорить на уроке? (О царстве растений.) СЛАЙД

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие – в царство растений. Докажите, что растение – это живой организм? (Растет, дышит, питается.)

- На какие группы можно разделить эти растения? (Культурные и дикорастущие. Деревья, травы и кустарники.)

- Какие условия необходимы для жизни растений? (Свет, тепло, влага.)

4. Работа по теме урока

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение «растения – зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.

Ученые более подробно изучили царство растений и классифицировали их еще на несколько групп.

- Скажите, какова же цель нашего урока?

ДЕТИ: познакомиться с основной классификацией растений.

Учитель: познакомиться с основной классификацией растений и рассмотреть особенности каждой группы. СЛАЙД

Итак, вы любите путешествовать? Тогда начнем наше путешествие. Во время путешествия ваша задача собирать важную информацию и записывать ее в таблицу. (Белые листочки)

Т.к. нам придется спуститься на дно моря, то отправимся мы на подводной лодке. Первая наша станция называется – ВОДОРОСЛИ. СЛАЙД.

- О чем мы здесь будем говорить? Как вы думаете, почему их так назвали?(Растут в воде.)

- Откройте учебники на стр. 78. Про водоросли читает - …. .

- Каких частей тела нет у водорослей? Дети заполняют таблицу.

- Как называется тело морских водорослей? (Слоевищем.)

Вывод: У водорослей нет корней, стеблей и листьев. Размножаются они спорами. Живут в воде.

Водоросли не нуждаются в корнях, т.к. живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью.

- Т.к. теперь мы будем путешествовать только по суше, то подводная лодка нам не понадобится. Продолжим наше путешествие на поезде.

Следующая наша станция – МХИ. СЛАЙД.

Мхи – это низкорослые растения, которые стелются по земле. Они растут в хорошо увлажненных местах.

У мхов нет корней, но есть стебли и листья. У мхов нет цветков, плодов и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью этих спор мхи размножаются.

Дети заполняют таблицу.

Вывод: У мхов нет корней, но есть стебли и листья. Размножаются спорами. Живут в хорошо увлажненных местах.

Следующая наша станция называется – ПАПОРОТНИКИ. СЛАЙД.

Сообщение учащегося.

Папоротники могут жить как во влажных так и в сухих местах. Папоротники легко узнать по красивым листьям, которые похожи на большие перья.

У папоротников есть листья, корни и стебли.

Листья – это видимая часть растения. Корни и стебли находятся под землей – это невидимая часть растения.

Цветков плодов и семян у них не бывает. Размножаются они спорами.

Папоротники можно разделить на две группы:

1) древовидные;

2) травянистые.

К сожалению древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя хорошо в современных условиях. Их листья порой достигают до полутора метров, но растут очень медленно. Только на третьем году жизни, весной, они достигают полного развития. Папоротники влаголюбивые и теневыносливые растения.

Дети заполняют таблицу.

Вывод: У папоротников есть корень, стебель, листья. Размножаются спорами. Живут во влажных и сухих местах.

- Послушайте стихотворение и скажите, как будет называться наша следующая станция.

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.

- Верно. Следующая наша станция называется – ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ. СЛАЙД.

- Приведите примеры цветковых растений.

- Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывается 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У них есть корень, стебель (травянистый или одеревенелый), листья. Имеются цветки и плоды с семенами.

Дети заполняют таблицу.

Вывод: У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена. Размножаются семенами. Очень разнообразны и многочисленны.

- Отгадайте загадку и скажите, как будет называться наша следующая станция.

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

- Верно. Следующая наша станция называется – ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ. СЛАЙД

- Назовите представителей хвойных растений.

- Почему эта группа получила такое название?

Сообщение учащегося.

- Узнать хвойное растение очень легко. Во-первых – вместо листьев у них иголки (или хвоя), во-вторых – они почти все относятся к вечнозеленым.
Хвоя бывает разной: колючей и мягкой, длинной и короткой.

У хвойных растений есть корень, стебель (он одеревенелый или по-другому можно назвать его стволом). И есть листья в виде хвоинок. Цветков и плодов у них нет. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Дети заполняют таблицу.

Вывод:

  • Есть корень, стебель, листья.
  • Размножаются семенами.
  • Относятся к вечнозеленым.

Учитель: Мы узнали, на какие группы классифицируют ученые растения. Сосчитайте, сколько групп выделено в классификации? СЛАЙД

- Назовите эти группы.

- В нашей таблице занесены признаки различных групп растений. А теперь наша задача проанализировать таблицу и найти сходства и отличия.

- Чем похожи водоросли, мхи и папоротники? (Размножаются спорами)

- У каких растений нет корня? (У водорослей и мхов)

- У каких растений нет листьев? (У водорослей.)

- Чем отличаются цветковые растения от остальных? (У них есть цветки.)

- Чем похожи хвойные и цветковые растения? (Размножаются семенами.)

Следующая наша станция называется – ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД.

 Работа в паре по учебнику.

- А сейчас наша задача распределить растения, которые даны в учебнике на стр. 78-79, на группы. Работать вы будете в паре, но для начала давайте вспомним
правила работы в паре:

  • Работать должны оба.
  • Один говорит, другой слушает.
  • Свое несогласие нужно высказывать вежливо.
  • Если что-то непонятно, то нужно переспросить

Учащиеся на листочки выписывают представителей разных групп.

  • Хвойные: ель, туя, лиственница.
  • Цветковые: вьюнок, ирис, подсолнух, волчье лыко.
  • Водоросли: морская капуста.
  • Мхи: кукушкин лен, сфагнум.
  • Папоротник.

5. Следующая наша станция – ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

СЛАЙД

- Давайте подумаем, а какую роль играют растения в природе и жизни людей? (Очищают воздух)

Оказывается, растения – удивительные повара, которые из воды и углекислого газа готовят себе пищу – сахар и крахмал. Чудесная «кухня располагается в листьях.

Работает она только с помощью солнечного света.

Почему же для работы «чудесной кухни» требуется солнечный свет?

Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой работа «чудесной кухни» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Посмотрим, как это происходит.

Вода поступает из почвы через корни и ствол к листьям. А углекислый газ листья поглощают из воздуха. Благодаря солнечному свету вода и углекислый газ на «чудесной кухне» (т.е. в листьях) соединяются и образуют такие питательные вещества, как крахмал и сахар.

Крахмал и сахар остаются в листьях. Ими растение питается и благодаря этому растет. А в воздух выделяется кислород.

Этим кислородом дышат люди, животные и сами растения.

7. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Р.т. стр.52

Ответы на слайде:

1) цветковые;

2) водоросли;

3) мхи;

4) хвойные;

5) папоротники.

Если успеем то №2.

6. Приём «Синквейна»

Учитель: Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают).

Пример синквейна

Растения.
Разнообразные, прекрасные.
Украшают, радуют, восхищают, обогащают воздух кислородом.
Зелёный наряд Земли.
Красота!

7. Подведение итогов

- Назовите группы растений, с которыми мы сегодня познакомились.

- Какая группа растений самая многочисленная? (Цветковые.)

- Чем питаются растения?

- Что при этом выделяют?

- Чем дышат растения?

Вывод: Мир растений разнообразен. Среди них есть водоросли, мхи папоротники, цветковые и хвойные растения. Используя энергию солнца, растения создают питательные вещества, необходимые также животным и человеку. При этом растения обогащают воздух кислородом.

8. Домашнее задание

  • Учебник: стр.78-81.
  • Рабочая тетрадь стр.52-53 №2,3,4.