Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о частицах.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Задачи урока:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
Предметные:
- Корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью;
- Анализировать и характеризовать особенности употребления и написания частиц в русском языке
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать с разными видами частиц;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач;
- извлекать нужную информацию;
Ход урока
1. Отработка заданий первого уровня
Коллективная работа Заполнение карты-схемы (схема дана без надписей). |
Полусамостоятельно Работа в парах. Изобразите элемент карты урока. (Что такое частица? Для чего они служат?) Каждый составляет, затем меняются и проводят проверку, сверяя с картой-схемой урока. |
Самостоятельно Изобразите элемент карты урока (какие значения могут выражать частицы). Проверьте себя по карте-схеме урока. |
2. Отработка заданий второго уровня
Коллективная работа Работа по алгоритму. Определите часть речи и вставьте орфограммы. Такой(же) точно; ушел(таки) домой; (ни)чуть не удивился; (ни)разу (не)был на море; что (не)говори, а он хорош; (ни)с того (ни) с сего обиделся; (ни) один участник похода не явился; (не)дам (ни)глотка; |
Полусамостоятельно Работа в парах. Вставьте орфограммы. Еще(бы); в хлеве (ни) скотинки; (ни) разу (не) покаялся; (не)раз спрашивали; стоял(ни)жив (ни)мертв; как (ни)старался, ничего (не)получалось; (не)слышно (ни)песенки; |
Самостоятельно Вставьте орфограммы Не)выздоровел; (не)навидел; (не)навидя; (не)слышал; совсем (не)большой;(не)большой; (не)большой, а маленький; (не)правда, а ложь; (не)друг; (не)тепло, а холодно; отнюдь (не)тепло; (не)хорошо; (не)почищен; (не)почищенный; (не)почищенный мною; (не)кем;(не)о ком;(ни)кем; (ни)о ком; то(же); за(то); что(бы); я не мог н…знать; кто н… знает имен олимпийских чемпионов; из-за плохой погоды нельзя было н… загорать, н… плавать; н… мать, н… отец; уходить н… хотели; н… жив н… мертв; брат(то) подвел меня; напиши(ка) письмо; не отдали(б) врагу; нарисовал(таки); умел(ли) я; что(же) мне поможет; |
3. Отработка заданий второго уровня
Система упражнений
Коллективная работа 1. Исправьте ошибки в словосочетаниях. Пришлось бы; ни лучше ли; куда не кинь, всюду разруха; на небе ни облачка; подняться несвет незаря; не раз мы были на охоте; нет покоя не днем не ночью; не вырастил ни зернышка; 2. Исправьте ошибки в тексте. - Тебели со слоном возиться? |
Полусамостоятельно Работа в парах. 1. Исправьте ошибки в словосочетаниях. Лишь только прошел; низнал не правил, ни формул; не пролито ни слезинки; неслуху недуху; не был ни плох, ни хорош; в поле не былинки; чтобы мне не сказали, все равно не поверю; 2. Исправьте ошибки в тексте. - Я бы сейчас ушел, если бы не обязательства; |
Самостоятельно. 1. Исправьте ошибки в словосочетаниях. Неслышно ни звука; ещебы; в комнате ни души; гроза, непрерывавшаяся ни на минуту; ни раз заходили; как не кричал, никто не услышал; стоял ни жив ни мертв; принеси ка спички; 2. Исправь ошибки в тексте. - Клим рассматривал свои мысли какбы издали. |
4. Итоговая контрольная работа
Задание 1 уровня
1. Назовите разряды частиц и приведете по два примера для каждого разряда.
2. Вставьте орфограммы.
(Не)видел; (не)навидел; (не)видя; (не)навидя; вовсе (не)красивый;(не)красивый; (не)добрый, а злой; (не)друг, а враг; (не)друг; (не)хорошо, а плохо; отнюдь (не)хорошо; (не)хорошо; (не)обжарен; (не)обжаренный; (не)обжаренный мною; (не)чем; (не)о чем; (ни)чем; (ни)о чем; то(же); за(то); что(бы); я не мог н…знать; кто н… знает имен Толстого и Достоевского; из-за темноты нельзя было н… писать, н… читать; н… брат, н… сестра; уезжать н… хотели; н… жив н… мертв; друг(то) подвел меня; принеси(ка) воды; не отдали(б) Москвы; прочитал(таки); хотел(ли) я; Кто(же) мне поможет;
Задания второго уровня
3. Исправь ошибки в словосочетаниях.
Ежели бы знать; незнал ни правил, ни формул; не слуху не духу; чтобы мне несказали, все равно не поверю; такой же точно; ушел таки домой; нечуть не удивлялся; не лучшели; куда некинь, всюду разруха; в воздухе не звуков, не движения; не хотел ли; ни должен не замечать; куда не шло.
4. Исправь ошибки в тексте.
1) Клим рассматривал свои мысли как-бы издали.
2) Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо.
3) Ночью город облачается в защитную темень. Не искры, не проблеска, не полоски света за стеклами окон.
4) Степь вокруг, куда никинь взор, зеленая, ровная, вольная.
5) Как ни старались мы избежать бродов, нам ниудалось от них отделаться.
Задания третьего уровня
Диктант.
- Он тотчас ушел, если бы не Лиза.
- Я газет-то не читаю и ничего про это не знаю.
- А роман все-таки хорош.
- Ни луны, ни звезд, ни контуров, ни силуэтов, ни одной мало - мальской светлой точки.
- Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево.
- Как сильно ни была она удивлена, поражена, но ее ничто не изменило.
- Послушай-ка, дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище?
- Я не мог не помочь ему.
- Всякое расставание грустно. Ведь никогда не увидишь ты ни этой деревушки, ни этих людей.
- Егор ни разу в жизни не видел ни одной настоящей картины.