Тип урока: Урок повторения изученного материала.
Методы и приёмы ведения урока:
- Мини-экзамен по теории, знания которой необходимы для решения задач (групповая форма работы).
- Самостоятельная работа (работа в парах, работа в трёх группах их 2-4-х человек).
- Целевые установки учителя перед каждым этапом урока.
Оборудование:
- классная доска;
- карточки с условием задач (3 карточки каждой группе);
- карточки-билеты с вопросами по теории.
Цели урока:
- Обучающая: повторить ранее изученный материал (мини-экзамен по теории), закрепить знания, умения, навыки по изученным ранее темам настроить ребят на систематическую подготовку к ЕГЭ.
- Развивающая: развивать логическое и образное мышление, познавательный интерес учащихся к предмету.
- Воспитывающая: Воспитывать доброту, умение и желание помочь товарищу, формировать коммуникативные компетенции.
Задача урока.
- Проверить знания учащихся по теории
- Закрепить навыки решения планиметрических задач из ЕГЭ
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока
Ребята должны знать: формулировки определений, теорем, содержащихся в билетах, с геометрической иллюстрацией и записью формул на доске. Уметь: решать и правильно оформлять решение задач ЕГЭ.
III. Мини-экзамен по теории, знание которой необходимо для решения задач ЕГЭ
Каждой группе (в классе 2 группы по 4 человека, 1 группа из 5 человек) даётся лист с теоретическими вопросами.
В течение 5 минут идёт обсуждение всех вопросов в группе.
По окончании опроса, каждая группа получает оценку по теории в зависимости от количества правильных ответов.
- «5» - за 5 правильных ответов.
- «4» - за 4 правильных ответа.
- «3» - за 3 правильных ответа.
- «2» - за 2 правильных ответа.
IV. Решение и разбор задач ЕГЭ в парах
Тексты задач по планиметрии даются каждой паре в виде карточек.
Ребята работают в парах и могут совещаться, решая задачи со всеми членами группы.
Лист оценивания группы №1
Ф.И. учащихся |
Опрос уч-ся по теории (+;-) |
Оценка группы по теории (2-5) |
Решение задач ЕГЭ (+;-) |
Оценка за решения задач уч-ся |
Оценка группы за решения задач |
Оценка ученика за работу на уроке |
Общая оценка группы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист оценивания группы №2
Ф.И. учащихся |
Опрос уч-ся по теории (+;-) |
Оценка группы по теории (2-5) |
Решение задач ЕГЭ (+;-) |
Оценка за решения задач уч-ся |
Оценка группы за решения задач |
Оценка ученика за работу на уроке |
Общая оценка группы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист оценивания группы №3
Ф.И. учащихся |
Опрос уч-ся по теории (+;-) |
Оценка группы по теории (2-5) |
Решение задач ЕГЭ (+;-) |
Оценка за решения задач уч-ся |
Оценка группы за решения задач |
Оценка ученика за работу на уроке |
Общая оценка группы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы по теории группе №1
- Определение равнобедренного треугольника (свойства равнобедренного треугольника).
- Определение ромба. Свойства ромба. Формулы площадей ромба.
- Призма. Площадь полной поверхности призмы.
Вопросы по теории группе №2
- Определение прямоугольного треугольника, обозначение и название сторон. Теорема Пифагора.
- Определение параллелограмма, свойства параллелограмма, формулы площадей параллелограмма.
- Пирамида. Площадь полной поверхности пирамиды.
Вопросы по теории группе №3
- Определение трапеции, средняя линия трапеции, формула площади трапеции.
- Определение sin, cos, tg острого угла прямоугольного треугольника.
- Формула площади прямоугольного треугольника через катеты, теорема об угле величиной в 30 градусов.
IV. Решение и разбор задач ЕГЭ в парах
ЗАДАЧА №1 (планиметрия)
Найдите площадь треугольника, изображённого на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
ЗАДАЧА №2 (планиметрия)
Основания трапеции равны 8 и 16, боковая сторона, равная 6, образует с одним из оснований трапеции угол 150°. Найдите площадь трапеции.
ЗАДАЧА №3 (прикладная геометрия)
На плане указано, что прямоугольная комната имеет площадь 14,9 кв.м. Точные измерения показали, что ширина комнаты равна 3 м, а длина 5,1 м. На сколько квадратных метров площадь комнаты отличается от значения, указанного в плане?
ЗАДАЧА №4 (стереометрия)
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
ЗАДАЧА №5 (профильный уровень)
Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите V/π.
V. Разбор задач у доски
К доске вызывается любой ученик из пары для решения задачи у доски, если задача в паре решена.
Ответ ученика влияет на оценку группы.
Ребятами ставится оценка каждому за работу на уроке, в зависимости от его вклада в решение задач и ответ по теории.
VI. Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам
Задача 1. В бак, имеющий форму цилиндра, налито 5 л воды. После полного погружения в воду детали, уровень воды в баке поднялся в 1,2 раза. Найдите объём детали.
Ответ дайте в кубических сантиметрах, зная, что в одном литре 1000 кубических сантиметров. (Ответ: 1000)
Задача 2. Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 2 и 6. Объем параллелепипеда равен 48. Найдите третье ребро параллелепипеда, выходящее из той же вершины.
Задача 3. Дачный участок имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 40 м и 30 м. Размеры дома, расположенного на участке и также имеющего форму прямоугольника, — 9 м × 6 м. Найдите площадь оставшейся части участка. Ответ дайте в квадратных метрах.
VII. Подведение итогов урока
(Оценка работы уч-ся в группах с комментариями и выставлением в журнал и дневники).