Современный урок в условиях внедрения ФГОС - это система развивающего обучения. Современный урок позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний, позволяет развивать познавательную активность учеников.
В работе показаны приемы и техники современного урока, направленные на развитие творческих способностей учащихся.
Предложенные методы и приемы, применяемые на уроке, позволяют развить у детей интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, учат анализировать материал. Методы учат детей связывать разрозненные факты в единую картину, применять знания в нестандартной ситуации, собирать и анализировать информацию. Техники, предложенные в данной работе, позволяют осуществлять контроль знаний.
Приемы и техники.
Современный урок в условиях внедрения ФГОС - это система развивающего обучения. Метод к подходу обучения в современном уроке - интерактивный. Он ориентирован на взаимодействие не только учителя с учеником, но и учеников друг с другом. Педагог является организатором учебного процесса.
Современный урок - это проблемно диалогический урок. Он позволяет заменить урок объяснения материала уроком открытия знаний.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя, направленную на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть отличия.
Предмет изменений |
Традиционная деятельность |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется конспектом |
Учитель пользуется сценарным планом, предоставляет свободу в выборе форм, способов, методов |
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Больше времени - речь учителя |
Самостоятельная деятельность учащегося (большая часть урока) |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить запланированное |
Организовать деятельность детей: |
Формулировка заданий |
Решите, найдите, сравните, спишите. |
Проанализируйте, докажите, создайте схему, обобщите, исследуйте, измените, придумайте. |
Форма урока |
Фронтальная |
Групповая или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями |
Общение в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс |
Имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение при помощи Интернета. |
Образовательная среда |
Создается учителем. |
Создается уч-ся (дети изучают материал,проводят презентации. |
Результат обучения |
Оценку работы уч-ся дает учитель. Учитываются предметные результаты. |
Учитываются не только предметные, но и метапредметные, результат ориентирован на самооценку, оценку промежуточных результатов, учет динамики результатов. |
Т.О деятельность учителя обновляется. Нововведения направлены на усвоения знаний и на развитие личности уч-ся, его познавательных и созидательных способностей.
Какие же приемы и техники можно использовать на современном уроке для развития личности уч-ся, его творческих способностей, совершенствованию путем сознательного присвоения новых знаний.
Приемы и техники урока |
Примеры |
Прием «Фантастическая догадка» - Направлен на привлечение интереса к теме урока |
- перенести героя лит. пр-ия в современное время. |
Прием «Нестандартный вход в урок» - учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся фактов. |
- известно, что сущ. - изменяемая часть речи. Как же быть со словом «кино»? |
Прием «Отсроченная отгадка» |
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт). Отгадка будет открыта в конце урока (после работы над новым материалом) |
Прием «Удивляй» |
Учитель находит такой угол зрения, при котором известные факты - загадка. |
Прием «Я беру тебя с собой» |
Учитель загадывает признак, уч-ся по нему называют объекты. Учитель отвечает, берет ли он тот или иной объект. Уч-ся приходят к выводу, по какому признаку собирается множество. |
Прием «Да-Нет» |
Учитель загадывает» НЕЧТО» (слово, лит.героя). |
Прием «Согласен – не согласен» |
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу» согласен – не согласен» |
Прием «Корзина идей» |
На доске знак»корзина», в которую собирается все, что знают дети. |
Прием «Лови ошибку» |
Учитель предлагает информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Ученики спорят, ищут ошибку, совещаются. |
Прием «Хорошо–плохо» |
Учитель создает ситуацию. |
Прием «Морфологический ящик» |
Сбор частей слова для конструирования новых слов, составление синонимических, антонимических рядов. |
Метод интеллект-карт (схем) |
|
Прием «Телеграмма» |
«Я узнал…» |
Прием «Синквейн» |
А.Куприн» Гранатовый браслет» |
Неполный синквейн |
1 - … |
Литература
1. Культура современного урока/под редакцией Н.Е.Щурковой/ М.Издательство»Российское пед. агенство». 1997 г.
2. Соловейчик С.А. «Учение с увлечением». М.1986 г.
3. Яковицкая Е.В. «Как учить и учиться на уроке». М. Школьные технологии, 2009 г.