Конспект 1-й встречи с родителями 1 младшей группы
Тема: «Воспитание ребёнка»
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители. Первое занятие с вами мы посвятим понятию «воспитание». Помогут нам в осмыслении этого притчи. Притчи — это не простой рассказ, это сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Если просто сказать человеку умную мысль — он кивнет и продолжит жить как прежде, если же эту мысль превратить в притчу, и, рассказать ее со смыслом, с расстановкой — есть большой шанс, что важная идея притчи просочится через все двери сознания и попадет в самые глубины души, позволит задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями.
Притчи не навязывают точки зрения, выводы, не диктуют вам, как надо жить, они лишь рассуждают о возможных последствиях того или иного поведения и дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме. Притчи не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.
Послушайте притчу «Эхо».
Однажды мальчик со своим отцом отправился в горы. Неожиданно мальчик споткнулся и упал. Больно ударившись, он закричал: «ООООО ййййййй!»К своему удивлению он услышал, что где-то далеко в горах какой-то голос вторил ему: «ООООО ййййййй!» Побуждаемый любопытством, он прокричал: «Кто ты?» И в ответ услышал: «Кто ты?». Рассерженный таким ответом мальчик громок выкрикнул: «Трус!»
До него донесся ответ: «Трус!» Тогда мальчик посмотрел на отца и спросил: «Что это такое?» Отец улыбнулся и сказал: «Сынок, а теперь послушай внимательно!» Затем он прокричал в направлении гор: «Я восхищаюсь тобой!» Голос ответил: «Я восхищаюсь тобой!» Тогда он снова прокричал: «Ты победитель!» Голос ответил: «Ты победитель!» Удивленным непонимающим взглядом мальчик смотрел на отца. Тогда отец объяснил сыну: «Люди называют этот голос ЭХО, а в действительности это жизнь. Она возвращает тебе назад все, что ты говоришь или делаешь. Наша жизнь - это простой отображение наших поступков. Жизнь вернет тебе все, что ты дал ей».
Что значит воспитывать ребёнка?
1. Игра «Горячий микрофон» (высказывания родителей)
Вы услышали много значений этого понятия, но единственного и верного для всех родителей не существует. Как нет идеальных детей, нет и идеальных родителей и конечно нет идеального способа воспитывать ребёнка.
2. Игра «Если…» (педагог открывает по одной строке утверждения «Если», а родители пытаются сами догадаться что скрыто в высказывании «То»)
ЕСЛИ |
ТО |
ребенок живет в терпимости |
он учится принимать других людей |
ребенка подбадривают |
он верит в себя |
ребенок растет в честности |
он учится быть откровенным |
ребенка поддерживают |
он ценит себя |
ребенок живет в понимании и дружелюбии |
он находит любовь в этом мире |
3. Игра «Нас с вами объединяет...»
Сейчас мы по кругу будем передавать игрушку - сердечко, ваша задача: представиться и сказать: «Я думаю, нас с вами объединяет...» Далее вы называете цель или причину нашей встречи, по-вашему мнению. Тот, кто получает игрушку, говорит: «Я согласен» или «Не согласен», и предлагает свой вариант. Игра продолжается до тех пор пока каждый из участников не получит игрушку.
Педагог: Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.
Во время посещения ребенком детского сада мы (дети, воспитатели и родители) составляем неразрывное целое (Рисунок). Главным звеном в этой связи, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
А что сказано в басне И.А.Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.
Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – детском саду.
- Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди Всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Нет не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плач новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
- Душа ребенка – это полная чаша (на столе стоит красивая чаша).
- Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
Задумаемся над словами Л.Н.Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”
Педагог: На память о нашей встрече мы приготовили для вас памятки о воспитании детей. На следующей нашей встрече мы поговорим о том, как воспитать в ребёнке такое качество как совесть.
Памятка родителям о воспитании детей
1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
2. Главная цель воспитания – счастливый человек.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Принимайте своего ребенка таким, каким он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
5. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
6. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
7. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
8. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
10. Не ищите волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
11. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
13. Дорожите доверием своего ребенка, берегите его тайны, никогда не предавайте ребенка.
14. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
15. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
16. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
Конспект 2-й встречи с родителями 1 младшей группы
Тема: «Воспитание совестливости»
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о совести и о том, как её воспитать в ребёнке.
Послушайте притчу Монаха Варнавы «Совесть».
«Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий….
На четвёртый он решил избавиться от неё. Да не на день или два – навсегда!
Дума – думал, как эт сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет,- говорит та. – Ты меня всё равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл её!
Позвал он на радостях друзей и с лёгким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попрёков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошёл день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего –совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, говорит, -выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился он в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от неё навсегда…
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий – претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!»
Итак, что же такое по-вашему мнению совесть?
1. Игра «Горячий микрофон». (высказывания родителей)
Послушайте, что сказал о совести великий педагог Сухомлинский: «Совесть — это эмоциональная и моральная оценка человеком собственного поведения, поступков, как хороших, так и плохих. Это переживание и осознание ответственности за свое поведение перед людьми и перед самим собой. Это прежде всего желания, стремления творить добро, видеть себя хорошим. Совесть проявляется (и вместе с тем и воспитывается) тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует. Совесть состоит в том, что человек проверяет себя, контролирует себя самостоятельно.»
Воспитание совести — одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо здесь мы имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения. Первоисточником, побудительным толчком каждого поступка человека являются внутренние духовные силы – убеждения, эмоции.
Моральные понятия (о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости) могут быть хорошо понятыми, «усвоенными», но это еще не значит, что они превратились в глубоко внутренние личные стремления, желания, т.е. стали личной совестью. Пример из жизни. Ребёнок вчера говорил об уважении человека к человеку, он прекрасно «усвоил» эту истину, а сегодня залез в карман сверстнику и украл жевачку. Он с хорошо поставленной интонацией выразительно читал стихотворение, в котором повторяются слова «человек человеку — друг, товарищ и бpaт» и сразу же после этого украл у товарища игрушку. Моральная образованность, знание нравственных понятий — это еще не воспитание совести.
Нравственное воспитание резко отличается от обучения тем, что, обучая, мы сразу же можем получить информацию о том, как знания усвоены. Воспитывая же, мы не знаем, не можем сразу видеть, как наше влияние трансформируется во внутреннем духовном мире личности.
Воспитательная цель этой тончайшей сферы — воспитания совести — состоит в том, чтобы моральная истина стала личным стремлением, желанием. Совесть как чувство моральной ответственности воспитывается и выражается, раскрывается и формируется только в деятельности, поведении, в обстановке, при которой моральная истина становится личной точкой зрения, линией поведения.
Важно, чтобы человек делал добро и поступал справедливо из внутренних побуждений, а не ради похвалы. Когда-то людей пугали страшным судом: там все выяснится, все потаенное станет ясным, бог обо всем знает и за все воздаст. Если верующий боялся чего-то, то теперь, когда нет веры в бога, человек тоже должен чего-то бояться, что-то для него должно быть святым, нерушимым.
Задача очень тонкая и сложная. Она состоит в том, чтобы для человека было что-то святое и нерушимое. Этим святым и нерушимым должны быть нравственные человеческие ценности, накопленные, добытые, усвоенные, выстраданные людьми на протяжении тысячелетий истории человеческого общества. Святым и нерушимым для человека должны быть сам человек, его честь, достоинство, красота. «Человек — это бог, если только он человек, и если он бог, то он на самом деле прекрасен», — писал видный немецкий поэт XVIII—XIX вв. Гельдерлин. В этих словах — глубокий смысл.
Воспитывать совесть у человека — это прежде всего раскрывать перед нашими воспитанниками то прекрасное, что есть в человеке и что способно пробудить у каждого ребёнка желание быть настоящим человеком. Следует бороться с потребительским отношением к человеку — это тоже одно из важнейших условий воспитания совести. Бесстыдным, наглым становится тот, кто считает, что ему обязаны все, что он — ни перед кем не обязан. Для человека нет ничего более святого, чем обязанность трудиться Тунеядство ведет к пренебрежению элементарными требованиями человеческой морали. Тунеядец не может понять и объять сердцем и разумом, что такое человеческая верность.
Одна из важнейших и сложнейших сфер нравственного воспитания — это воспитание у человека обязанности перед другим человеком, это верность человеку. Невоспитанность и невежество в этой сфере приносят большое горе людям (некрепкие браки, родители оставляют детей, а дети — родителей). Воспитывать совесть — это значит учить человека переживать потребность в человеке.
Совесть – это важный компонент личности, и как было уже сказано в предыдущих выпусках, формируется с самого рождения. Процесс этот очень тонкий и зависит от многих составляющих. Жить с «чистой совестью» – это жить счастливо, это значит жить открыто, не прячась за ложь себе и другим. Дети усваивают ценности и нравственные предписания в общении. Так задумано Богом. Если родитель учит ребенка определенным правилам и сам живет согласно им, то эти правила со временем станут законом, запечатленным в детском сердце, частью детского сознания, а затем сознания взрослого человека. Совесть от родителей принимается детьми через: идентификацию, подражание, моделирование.
Идентификация – это процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых. При идентификации ребенок отождествляет себя со взрослыми на бессознательном уровне. Мальчик или девочка строит свою жизнь, свою личность на основе личности родителей. Часто родители это наблюдают: как смешно и забавно дети повторяют выражения или жесты, присущие только маме и папе.
Точно так ребенок идентифицирует себя и в области морали. Дети бессознательно «вбирают родителей в себя». Дети еще не наделены четким правом выбора они больше чувствуют отношение родителей к тому или иному событию. Даже если родители ничего и не говорят. Дети, чаще всего, полностью разделяют мнение родителей.
Подражание происходит более активно и осознанно. Ребенок повторяет поведение родителей, чтобы научиться правильно себя вести. Ребенок воспроизводит слова и жесты родителей, он учится говорить, разбираться с тем или иным событием вокруг, давать ему оценку. Девочки копируют своих матерей, играясь с куклами. При внимательном наблюдении можно узнать себя и посмотреть на свой стиль жизни глазами маленькой девочки. Все ли нравиться?
Моделирование - это принятие определенной роли и связанных с ней образцов поведения, возможностей, отношений с людьми. Дети моделируют роли значимых для них близких, обычно это родители. Малыши и дети среднего возраста неосознанно воспроизводят родительское сострадание, прощение, жертвенность и также ложь, гнев, жестокость и эгоизм. Как родители живут, что показывают ребенку, то в нем они и увидят. Сильно сокрушаться по поводу, откуда у малыша такие повадки не стоит. Более разумно взглянуть на себя и задуматься. Особо непредсказуемое поведение детей бывает тогда, когда они остаются без присмотра родителей.
Родительский пример закрепляет для ребенка слова, которые он уже слышали многократно. Наблюдайте за собой не расходятся ли ваши словами с делами. Если вы учите малыша не врать, то не говорите ли в один из вечеров, передать кому-то, что вас нет дома по телефону? Таким поведением вы покажете, что врать иногда и можно, чтобы от чего-то укрыться.
Очень известно и жизненно «Яблоко от яблони не далеко падает!». Помните, что период детства ребенок созревает на одном стволе со своими родителями, питается с одних корней. Какой плод созреет? Какой родитель садовник? Время все покажет.
Каждый родитель желает внушить ребенку понятие добра и зла, воспитать в нем «любящую и положительную совесть». Чтобы воспитывать совесть, нужен фундамент – система ценностей, которой следует семья. Система ценностей может передаваться из поколения в поколение без изменений. Но с годами содержание системы ценностей должно меняться, следуя духу времени. Чтобы принятая в семье система ценностей вошла в ребенка, следует помнить несколько основных правил семейного воспитания.
Памятка для родителей «Как воспитать в ребёнке совестливость»
- Итог морального воспитания - любовь. В основе нравственного воспитания лежат отношения, в них смысл и суть морали.
- Запрет не должен быть прихотью родителей. Запрет должен быть осмысленным и доступным для понимания ребенку.
- Соблюдать правила надо исключительно для личного блага ребёнка, а не для папы и мамы.
- Правила не должны строиться на понятиях «хорошо» и «плохо», правила должны быть выстроены на фундаменте безусловной любви к ребенку.
- Совесть нужна для того, чтобы ребенок мог ежеминутно различать добро и зло в свете реальной жизни, основанной на любви.
- Становление совести – важный аспект в развитии характера.
Конспект 3-й встречи с родителями 1 младшей группы
Тема: «Воспитание благодарности»
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о благодарности. Сколько раз за последнее время вы делали это: подсказывали своему ребенку сказать «спасибо» соседу, приятелю или бабушке? Желание воспитать благодарного ребенка естественно, и такие напоминания не обидны. Но для воспитания благодарности как черты характера, следует иметь в виду длительный процесс воспитания ребенка.
Послушайте притчу «Запоздалая благодарность».
Попала аквариумная рыбка в реку. Окружили её местные рыбы, подивились диковинному наряду и спросили – как ей жилось в домашних условиях.
- Хорошо! – вспоминая тёплый, уютный аквариум, ответила, дрожа от холода, рыбка и пожаловалась: - Одно было плохо: кормили только один раз в день!
- Ну, с этим у нас проще! – успокоили её рыбы. – Ешь, сколько хочешь! Если, конечно, сможешь… И бросились кто куда – в поисках корма. Смысл их последних слов аквариумная рыбка поняла к вечеру, когда ей пришлось встречать ночь полуголодной. И ещё она поняла, что была очень неблагодарной ко всему тому, что давалось ей - даром!
Хотите научить вашего ребенка быть благодарным? Лучший способ научить благодарности – демонстрировать ее самим, а не рассказывать о том, как следует поступать.
Не существует неблагодарного дошкольника, т.к. дети этого возраста не понимают признательность в той мере, в какой это делают взрослые. Дети только начинают догадываться, что «спасибо» и «пожалуйста» больше, чем волшебные слова, которыми довольны мама и папа.
Когда вы рассержены или обижены тем, что ваш ребенок не поблагодарил вас или кого-то, примите во внимание, что все маленькие дети сконцентрированы на себе. Для них естественно и нормально считать, что весь мир существует только для них. Умение поставить себя на место другого – краеугольный камень признательности, и пройдут годы прежде, чем дети смогут думать о чем-то, помимо своих желаний и потребностей…
Игра «Выскажи мнение» (высказывания мнений)
Пожалуй, умение прощать, а еще точнее — благодарить, является одним из самых главных условий нашей успешной жизни на этой планете. После проведения практики тотального освобождения высвобождается огромное количество вашей внутренней энергии, которую вы можете направить на достижение своих целей, на формирование Видения своей Жизни. У многих из вас был опыт, когда вас подводили, обижали, обманывали, разочаровывали или даже оскорбляли люди, которым, как нам казалось, мы могли доверять. Почему так происходит? В чем причина такого поведения самых близких нам людей? Это в первую очередь нужно Вам. Какая глупость, может воскликнуть кто-то из вас. Конечно глупость, если ты видишь только внешнее проявление ситуации. Но когда понимаешь суть, все встает на свои места. Единственное, чего добиваются люди таким отношением к вам, это одно — Ваше развитие. Пока может быть непонятно, больно и неубедительно. Прощать никого не нужно, нужно благодарить. Многие из вас осуждают себя. Возможно, в прошлом вы делали вещи, которые причинили другим вред или боль. У вас может быть ощущение, что, как бы много времени и энергии вы ни тратили на улучшение взаимоотношений с другом или членом семьи, вы никогда не сможете их хоть сколько-нибудь улучшить. И тут есть выход. Техника тотального освобождения позволяет решить и эту задачу. Простить себя и тем самым дать возможность окружающим вновь наслаждаться общением с вами. В благодарности нет ничего сложного, если мы смотрим на мир глазами любви.
Благодарность — это процесс трансформации. Изменив точку зрения, мы можем прекратить поиски других людей или вещей вне себя, которых можно было бы обвинить в нашем собственном несчастье. Мы можем принять свою истинную сущность и моментально обнаружить, что именно она всегда была нашим источником любви, мира и счастья. На это требуется не больше времени, чем для одного удара сердца, и это доступно любому. Благодарности может научиться каждый. В любом возрасте, независимо от своей настоящей системы убеждений, прошлого опыта или способа обращаться с окружающими людьми. Эта практика направлена на созидание душевного равновесия, на разрешение конфликтов в вашем прошлом и настоящем, на предотвращение их в будущем. Но... это ведь невозможно, скажете вы. В жизни отнюдь не все идет ровно да гладко. Люди ссорятся, мирятся, расходятся, сходятся, задевая, раня, унижая и обижая друг друга. Возможно и так. Но у вас будет великолепный навык благодарить, отпускать и возвращать в свою жизнь любовь, вдохновение, понимание и радость. Неужели такой результат не стоит ваших усилий? Изучив материалы и проведя эту тренировку в нужном ключе, вы сумеете искренне и от всего сердца поблагодарить своих обидчиков, у вас появится достаточно сил для воплощения Видения своей жизни.
Памятка по воспитанию у детей чувства благодарности.
1. Показывайте детям, что вы им благодарны.
2. Будьте признательны сами.
3. Пусть ваши дети знают, что вы благодарны им за то, что они делают.
4. Не настаивайте на благодарности.
5. Обдумайте причины невежливого поведения.
6. Имейте в виду: дети говорят то, что у них на уме.
7. Используйте философию «чем меньше, тем лучше».
8. Вдохновляйте ваших детей энергично браться за помощь другим.
Воспитывая благодарность в своих детях, вы увидите, как растет их признательность вам.
Конспект 4-й встречи с родителями 1 младшей группы
Тема: «Вопросы добра и зла»
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о добре и зле и о том, как воспитать в ребёнке доброту и научить противостоять злу.
Послушайте притчу Монаха Варнавы «Кто сильнее?»
«Шли по дороге добро и зло. Навстречу им - два мужика.
- Давай! - говорит зло, испытаем, кто из нас сильнее?
- Давай! – согласилось не умеющее возражать добро. – А как?
- А пусть за нас два этих мужика поборются, - говорит зло, - я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым!
- Хорошо! – говорит добро. – А я другого – слабым и бедным, но добрым!
Сказано – сделано.
Вмиг один человек оказался на коне, в богатой одежде. А другой – в лохмотьях, да ещё и с клюкой…
- Прочь с дороги! – закричал на него превращены в богача, огрел плетью и поскакал скорее домой – деньги считать. Сделанный бедным вздохнул и молча поплёлся следом.
- Ага! – обрадовалось зло. – Понятно теперь, кто из нас сильнее?
- Погоди, - говорит добро. – У тебя всё легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то навсегда!
Стали они смотреть, что дальше будет.
А было вот что. Долго ли, нет, шёл бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим на него конём богатый и никак подняться не может. Хрипит уже.
Задыхается…
Подошёл к нему бедный. И так ему погибающего жалко стало, что откуда только сила взялась! Отбросил он клюку, поднатужился и – помог несчастному освободиться.
Прослезился богатый. Не знает, как и благодарить бедняка.
- Я, - говорит, - тебя плёткой, а ты мне жизнь спас! Идём ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь!
Ушли два мужика. А зло и говорит:
- Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какого тяжёлого коня поднять смог! Коли так – то я победило!
А добро и спорить не стало. Ведь оно не умело возражать - даже злу.
Но с тех пор добро и зло вместе не ходят. А если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!»
Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она воспитывается в детях?
Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и слышит, и спешит на помощь. Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.
Обсуждение ситуаций.
Сценка из жизни младшей группы детского сада (3-4 года): Девочка Аля не хочет отдавать шарик Кате. Наташа наблюдает за происходящим и, увидев на лестнице два шара, достает их и подходит к воспитательнице с просьбой разрезать связывающую шары веревочку. Потом отдает один шар Кате. Та берет желтый шарик и показывает его Але: “А у меня тоже есть”. Аля говорит, что у нее лучше. Девочки хвастаются шарами друг перед другом. Через несколько минут Наташа упала и заплакала. Катя, воспользовавшись этим, взяла шарик Наташи и, не обращая внимания на ее слезы, стала дразнить Алю: “Это тоже мой шарик!”
Лишь одна девочка из трех не только заметила огорчение другой, но и постаралась устранить его причину, не обидев третью.
Подготовительная группа детсада (6-7 лет): Во время прогулки упал и сильно ушиб колено Андрей. Он громко заплакал, а Денис, игравший рядом, рассмеялся. Алеша смотрит на Андрея с огорчением, как бы тоже испытывая боль, но молчит и ничего не делает. Яна бросилась к Андрею и стала гладить его, успокаивать, но тот продолжал плакать. Тогда Яна вдруг сказала: “Хочешь, я тоже упаду и ушибу колено?” Андрей улыбнулся и, потирая колено, присоединился к играющим детям.
Итак, на беду сверстника отозвались все, но по-разному. Один – смехом на боль; другой – молчаливым сопереживанием. И лишь одна Яна была инициативна и деятельна, в своем стремлении успокоить Андрея.
В старшей группе дошкольников (5-6 лет) наблюдаются похожие ситуации: Оля, Наташа, Алеша и Лена полдничают. Наташа пролила молоко на стол. Лена быстро подошла к нянечке и попросила тряпку. Оля смотрит на Алешу и говорит: “Наташа всегда так!” Алеша никак не реагирует, пьет молоко. Лена пришла с тряпкой и вытерла стол. На вопрос нянечки, почему она так поступила, Лена ответила: “Чтобы Наташа не испачкала платье и не расстраивалась, это платье ей только вчера купили”. Лена предвосхитила огорчение подруги и предотвратила его. Как и в младшей группе, только один из трех отозвался на возможное огорчение другого. Кто-то остался безучастным, а кто-то позлорадствовал. Дети 3-7 лет способны сопереживать ровеснику, но не все и по-разному. Одни в упор не видят переживаний своих товарищей, другие – замечают, но этим и ограничиваются. Третьи заражаются эмоциями сверстников: радуются или печалятся. Четвертые пытаются помочь, утешить, приласкать. Пятые радуются неудаче партнера и огорчаются его успехам. Шестые могут даже предвосхитить отрицательные эмоции друзей и предусмотрительно. К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если вы пойдете таким путем в воспитании, то в его сердце поселятся чуткость и благодарность к людям.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет. В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Причем начинать надо с формирования качества самого общего по содержанию, но самого конкретного по форме его проявлений, – доброты.
Общаясь с ребёнком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада. Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»
Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась». Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Говорите о сложном просто Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания.
Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно помогать им и научить их помогать другим.
Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны. Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.
Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
Милосердие – это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным – это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.
Забота – это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. Почему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботиться о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хорошо жилось у нас?
Воспитательные моменты. Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пластинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания родители не беседуют с ребенком.
О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает – неизвестно. И это плохо. Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно провести после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-теремок». Обязательно обсудите с ребенком, увиденное в театре представление. Одного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноценной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе? В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?
По мнению психологов, уже в детских садах, а позднее и в школе, дети с узкоэгоистическими мотивами самоутверждения не пользуются поддержкой и одобрением своих сверстников. Их никто не любит, у них нет друзей. Это вызывает чувство упрямства, обидчивости и агрессивности. Даже когда ребенок становится лидером в учебе, для него отсутствует самое главное – чувство взаимных симпатий. Никто за него не переживает, никто его не поддерживает, никто вместе с ним не радуется. И победитель озлобляется. Так возникает первый конфликт между личностью и коллективом. И истоки его нужно искать в семье, где родители не сумели воспитать в ребенке желание быть добрым, щедрым и общительным.