Цель урока:
- выявление предварительных знаний в применении табличных случаев умножения и деления до 6-ти;
- формирование умения составлять таблицу умножения и деления с числом 7;
- формирование умения применять полученные знания при вычислении числовых выражений;
- формирование осознания значения математических знаний в жизни человека.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель урока;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий на уроке.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;
- уметь осознанно строить речевое высказывание, перерабатывать полученную информацию :наблюдать и делать самостоятельно выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Предметные УУД:
- знать название компонентов и результата действия умножения;
- понимать связь между умножением и сложением;
- правильно употреблять в речи математические понятия;
- решать текстовые задачи.
Личностные УУД:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Необходимое оборудование: учебник «Математика» Моро М.И. 3 класс, карточки с заданиями, лист самооценки, презентация, ноутбук, экран.
Структура и ход урока
I. Адаптационный этап
1. Мотивация к учебной деятельности
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим их к работе. Запишите сегодняшнее число и слова “Классная работа”.
2. Актуализация знаний
Повторение табличных случаев умножения и деления в пределах 6.
1. «Каждый день жизни прибавляет частичку... .» (мудрости) (Сл.2.)
- Прочтите пословицу.
- Последнее слово зашифровано. Выполните вычисления, заполните таблицу. (Сл.3-4)
Карточка 1
Д 32:4 |
О 9*3 |
Р 18:3 |
У 4*7 |
Ь 36:9 |
М 6*4 |
Т 21:7 |
С 14:7 |
24 |
28 |
8 |
6 |
27 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Правильно, зашифровано слово МУДРОСТЬ. (сл.5)
- Что позволило быстро и легко справиться с заданием?
- Ребята, как вы понимаете пословицу «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»? (Мы каждый день узнаем что-то новое. Наши знания - это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно - достаем и используем).
- Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы достанете из «сундучков» все свои знания и будете применять их на уроке. А также приобретете новые знания и умения.
- Вы будете оценивать свою работу, а результат заносить в таблицу «Лист оценки».
- Если выполнили задание верно - ставите «+», если ошибки были - «-».
- Оцените, пожалуйста, работу над первым заданием.
2. «Блицопрос», с целью создания интеллектуального затруднения.
- Сколько дней в одной неделе?
- Сколько дней в двух неделях?
- Сколько дней в семи неделях?
- Почему не можете быстро ответить на вопрос? (Не изучали таблицу на 7)
- Кто догадался, какая будет тема урока?
- Умножение и деление с числом 7.
(открыть тему на доске)
- Какую цель поставим?
1) Составить таблицу умножения и деления на 7.
2) Потренироваться в применении знания таблицы в практической деятельности.
II. Основной этап. Разрешение интеллектуального затруднения
- Приступим к решению первой задачи, составлению таблицы.
- У вас на столах таблица, в которую мы будем записывать результаты. (Сл.6)
Карточка 2
7*6=42 |
6*7=42 |
42:6=7 |
42:7=6 |
7*7= |
|
|
|
7*8= |
|
|
|
7*9= |
|
|
|
7*10= |
|
|
|
- Каких выражений там нет, почему? (Мы их знаем)
- Работаем над первым столбиком. Как мы можем найти произведение чисел 7 и 7?
- Ответы детей: Заменить умножение сложением.
- Как еще? 7*6+7=49
Как будет увеличиваться произведение? (Каждый раз увеличивается на 7.)
- Найдите значение выражений в первом столбике самостоятельно.
Проверка.
- Какое правило применили во втором столбике? (от перестановки множителей …)
- Запишите второй столбик.
Проверка.
- Какое правило используем в 3-м столбике? (Если произведение разделить на 2-й множитель, то получится 1-й множитель).
- Запишите третий столбик.
Проверка.
- Какое правило используем в 4-м столбике? (Если произведение разделить на 1-й множитель, то получится 2-й множитель).
Запишите четвертый столбик.
Проверка. (Сл.7)
- Оцените свою работу
- Первую задачу урока мы выполнили?
- Ребята, теперь вы сможете ответить на вопрос задачи: «Сколько дней в семи неделях?»
Ответы: - Да, 49 дней.
Физкультминутка.
Если я называю число, которое делится на 7 - вы хлопаете. Если называю число, которое не делится на 7 – поворачиваете голову влево-вправо.
40, 14, 25, 42, 49, 16, 63.
III. Творческий этап
- Приступим к решению второй задачи.
- Какую задачу ставили?
Ответы детей:
- Применение знаний таблицы в практической деятельности.
- Что мы будем делать?
Ответы детей:
- Решение примеров и задач в учебнике и на карточках.
1. – Предлагаю выполнить №1 стр.48 по вариантам. Два человека у доски.
Оценка работы.
- Ребята, а где вам могут пригодиться знания таблицы умножения в жизни. (Ответы детей)
2. - Я предлагаю вам решить задачу. Карточка №3.
- Прочтите задачу.
Цена 1 булочки 7 рублей. Катя купила 9 булочек. Сколько стоит вся покупка?
- Что известно?
- Что надо найти?
- Как запишем краткую запись? (В таблицу)
- Выполните задание самостоятельно.
Взаимопроверка по эталону. (Сл.8 )
- Дети, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и оцените.
Цена |
Количество |
Стоимость |
7р. |
9шт. |
?р. |
7*9=63(р.)
Ответ: 63 рубля стоит вся покупка.
3. Предлагаю вам закрепить полученные знания и положить их в свои «сундучки».
Работа в парах.
Задание «Разложи монеты в сундучки». Соединить выражение с ответом.
- Вспомнить правила работы в парах.
- О чем вы должны договориться?
IV. Проверка и оценка работы
Рефлексия.
- Над какой темой работали?
- Какие задачи ставили на уроке?
- Мы их выполнили?
- Что было интересным на уроке?
- У кого были затруднения, в чем?
- Проанализируйте и оцените свою деятельность на уроке. У кого все «+» закрасьте смайлик зеленым, у кого 1 или 2 «-» - желтым, у кого больше минусов закрасьте смайлик красным.
- Несколько учеников анализируют свою работу на класс.
- Ребята, этой работы достаточно, чтобы хорошо знать таблицу с числом 7.
- Мы продолжим эту работу на следующих уроках.
Д/з: Выучить таблицу на 7.
Кто хочет, может взять у меня дополнительное задание на карточке.
Карточка 1
Д 32:4 |
О 9*3 |
Р 18:3 |
У 4*7 |
Ь 36:9 |
М 6*4 |
Т 21:7 |
С 14:7 |
24 |
28 |
8 |
6 |
27 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка 2
7*6=42 |
6*7=42 |
42:6=7 |
42:7=6 |
7*7= |
|
|
|
7*8= |
|
|
|
7*9= |
|
|
|
7*10= |
|
|
|
Карточка 3
Задача. Цена 1 булочки 7 рублей. Катя купила 9 булочек. Сколько стоит вся покупка?
Цена |
Количество |
Стоимость |
|
|
|
Лист оценки
1 |
2 |
3 |
4 |
Работа в парах |
Результат |
|
|
|
|
|