Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагога и родителей воспитанников ДОУ – важное направление работы по развитию речи детей»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели взаимодействия:

  • объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка группы;
  • сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, содержательно общаться с ним;
  • уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их.

Для достижения целей рекомендуется предпринять:

1. Изучение особенностей родительской практики по данному вопросу

Анкета для родителей

  1. Удовлетворены ли вы речевым развитием своего ребенка?
  2. Если нет, то какие предпринимаете меры (обращаетесь к педагогу, логопеду, самостоятельно работаете с ребенком)?
  3. Какие методы применяете для расширения и активизации словарного запаса детей?
  4. Что, на Ваш взгляд, способствует развитию речи ребенка и, в частности, обогащению словаря?
  5. Читаете ли Вы ребенку книги и обсуждаете ли прочитанное?
  6. Как ребенок воспринимает чтение книг (проявляет интерес, пытается сам овладеть чтением, задает вопросы по прочитанному или остается равнодушным)?
  7. Если Вы слышите неправильно произнесенное ребенком слово, поправляете его или не обращаете особого внимания, считая, что этим должны заниматься педагоги?
  8. Являетесь ли Вы сторонником того, что ребенка надо обучать чтению и письму как можно раньше?
  9. Кто, по Вашему мнению, должен взять на себя эти функции: семья или ДОУ?
  10. Удовлетворены ли Вы работой ДОУ в плане развития речи ребенка? (Оцените по пятибалльной системе.)

2. Сценарий проведения педагогической гостиной

1). Приветствие родителей. Определение цели данной встречи, ее задач и хода проведения.

Вступительное слово педагога.

Добрый день уважаемые мамы и папы! Я рада возможности обсудить сегодня с вами очень важную тему. Думаю, не стоит вас убеждать в том, как важна речь в жизни человека. Формировать правильную, грамотную, богатую лексически и красивую речь необходимо с самого детства.

2). С вашими детьми была проведена диагностика по выявлению их словарного запаса, лексического строя речи. Хотим представить результаты диагностики. Педагог акцентирует внимание на проблемных вопросах.

3). По результатам диагностики мы определили три уровня развития лексического строя речи у детей 5-6 лет: высокий, средний, низкий. И в соответствии с этим составили коррекционно-развивающие конспекты занятий для дошкольников. Одно из проведенных занятий в группе со средним уровнем записано на видео и предложено для просмотра родителям.

4). Также была предложена анкета и Вам. Предлагаю обсудить ответы анкетирования.

Выявить проблемы по данному вопросу, волнующие родителей, выяснить, каким образом они их решают, удовлетворены ли работой ДОУ в плане развития лексического строя речи своих детей.

5). Педагог делает выводы по анкетированию.

Итак, выяснилось, что большинство родителей не удовлетворено развитием словаря детей. Хотя с чего и как начать работу дома, они не знают. Родители рассказали о том, что они читают с детьми книги, хотя порой на это не хватает времени. Большие надежды они возлагают на занятия в детском саду и довольны работой ДОУ в этом направлении. Родители и педагоги пришли к обоюдному решению работать в тесном сотрудничестве.

6). Советы, рекомендации для родителей.

Педагог рекомендует родителям читать детям не только сказки, но и познавательную литературу, водить на экскурсии, в детские театры и музеи, проводить наблюдения, внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы, явления природы. При этом желательно учитывать интересы ребенка.

Просматривая семейный альбом, следует рассказывать ребенку о родственниках: где они живут, кем работают, какие они хорошие люди.

Очень полезно рассказывать ребенку о своей, а также других профессиях. Привлекательны для них воспоминания взрослых о детстве, об играх, в которые взрослые играли, когда были детьми. Следует попросить ребенка рассказать об играх, в которые он играет с товарищами.

Рекомендуется завести традицию обсуждать с ребенком ежедневно прожитый день, эмоционально выражать радости и огорчения, удивления и другие впечатления.

Предлагается проводить с детьми упражнения типа: «Сладкие слова»; «Вежливые слова»; «Веселые слова»; «Грустные слова»; «Спортивные слова» и т.п. Сюда же включается работа с антонимами и синонимами. «Когда человек смеется, он веселый, а когда плачет?» Упражнение «Скажи по-другому» направлено на закрепление слов-синонимов.

Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах их части и называть их с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?».

Рекомендуется выбор игр, увлечений, связанных с речью: издание «газет» (семейных), заучивание и чтение стихов наизусть, домашний детский театр, ведение дневника (доступного возрасту) и пр.;

7). Педагог рекомендует литературу для детей, которую необходимо прочитать и обсудить с ребенком в семье. В список обязательно входят русские народные сказки, а также классическая русская литература для детей.

Также полезно разучивать с детьми стихи, потешки, считалки, скороговорки, отгадывать загадки. (Списки литературы розданы родителям.)

8). Ролевое проигрывание проблемных задач.

Родителям предлагаются две проблемные задачи для ролевого проигрывания.

а) Ребенок не интересуется книгой, его не привлекает даже чтение сказок мамой или бабушкой. Его больше привлекает телевизор и иностранные мультфильмы. Родители в наказание запрещают ребенку просмотр телепередач. И силой усаживают за прослушивание какой-либо книги.

б) Ребенок не хочет заучивать стихи, не запоминает их, не интересуется предлагаемыми родителями играми на речевое развитие.

Обсуждение этих проблем.

9). Решение родительского собрания.

Учитывая большую роль книги в словарной работе, необходимо культивировать интерес к книге, воспитывать любовь к слову. Особое место в этой работе занимают лексические упражнения. Они способствуют предупреждению речевых недостатков, активизируют словарь, развивают у ребенка внимание к слову и его значению. Лексические упражнения формируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составлять предложение, различать оттенки в значении слова.

10). Итог собрания.

Только совместные усилия педагогов и родителей могут дать положительные результаты. При этом необходимо развивать интерес к слову, формировать мотивацию обучения, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Не допускать насильственного обучения или каких-либо санкций по отношению к ребенку, если он испытывает затруднения или не проявляет интереса. На такую реакцию должны быть у ребенка объективные причины, помочь разобраться в которых смогут педагоги, психологи, логопеды.