Цель:
- познакомить учащихся с особенностями однородных членов предложения;
- ввести термин однородные члены предложения.
Задачи:
- Образовательные: закрепить знания о предложении, словосочетании; обеспечить усвоение понятия «однородные члены»;
- Развивающие: развитие таких способностей учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений, развитию интереса к изучению русского языка, уверенность в своих силах, воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые предметные результаты освоения материала.
Научатся:
- распознавать предложения с однородными членами предложения, находить их в тексте;
- определять, каким членом предложения являются однородные члены;
- соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по определенным признакам;
- Коммуникативные: сотрудничество с педагогом и одноклассниками; контроль, коррекция, оценка действий своих и партнера;
- Регулятивные: постановка учебной задачи; сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения материала;
- Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Методы организации учебной деятельности: на уроке используются следующие методы:
- словесные (во время объяснения нового материала),
- наглядные (презентация, электронное приложение к учебнику),
- практические (самостоятельная работа учащихся, работа в группах по исследованию предложенного материала и составлению собственного предложения, отвечающего заданным критериям, интерактивное упражнение из Электронного приложения к учебнику).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приемы деятельности учителя: приемы создания проблемных ситуаций, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций — высказывание предположений, приемы доказательства учебных гипотез, приемы формулирования новых учебных выводов.
Образовательные технологии: личностно-ориентированная технология, технология критического мышления, технология сотрудничества.
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы: В.Г.Канакина, В.Г.Горецкий), раздаточный материал
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 минута)
1 слайд
2. Актуализация знаний (5 минут)
Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся вспомнили необходимые знания, умения и навыки для восприятия нового материала.
Прием «Верное-неверное утверждение»
2 слайд
(прием позволяет учащимся включиться в мыслительную деятельность)
(учащиеся ставят + или – в тетради)
В слове елка 5 звуков. (+)
Предложение «Соловей не поет» - распространенное (-)
Предложение «Тихо дремлет река» - нераспространенное (-)
В слове солдат-буква безударного гласного звука а (-)
Слово прогулка состоит из корня, суффикса, окончания (-)
В предложении «Садик мой веселый, где ж твои цветы?» есть обращение (+)
Птицы улетели-словосочетание (-)
В слове лампа все согласные имеют пару по звонкости-глухости (-)
Все существительные изменяются по числам (-)
Слова вредный-полезный – антонимы (+)
Взаимопроверка (3 слайд):
- Ребята, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по парте, оцените ответы (на данном этапе применяется элемент технологии сотрудничества)
Стадия «вызова» (технология развития критического мышления)
- Вам предлагается список утверждений (на парте у каждого ученика карточка с высказываниями).
- Установите, верны ли данные утверждения: если считаете высказывание верным, напишите «да», если считаете высказывание неверным, напишите «нет». После изучения темы урока мы вернемся к данным утверждениям и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Высказывание |
До изучения темы |
После изучения темы |
1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения. |
||
2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены. |
||
3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. |
||
4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления. |
||
5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой. |
3. Самоопределение к деятельности (7 минут)
- Откройте учебник на стр. 25.
- Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение)
- Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему будем учиться.
На 4 слайде - текст:
В новую квартиру переезжают новоселы. Папа несет вещи, мама несет вещи, сын несет вещи на второй этаж.
- Прочитайте текст.
- Что вы заметили? (Во втором предложении повторяются слова несет вещи)
- Измените предложение, чтобы не было повтора.
(Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.) Данное предложение появляется на слайде.
- Спишите предложение. Подчеркните основу.
Проверка:
- О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)
- Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)
- Что говорится о папе, маме и ребенке? (Они несут вещи)
- Сколько сказуемых в предложении? (Одно)
На слайде 5 - предложение:
- Прочитайте следующее предложение:
Сын перенес коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.
- Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын)
- Как можно изменить предложение?
(Сын перенес коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.) Данное предложение появляется на слайде.
- Спишите предложение. Подчеркните основу.
- Сколько подлежащих в предложении? (Одно)
- Сколько сказуемых к нему относится? (Три)
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т.д.)
- Предположите, как могут называться такие члены предложения. (Однородные члены предложения)
4. Изучение нового материала (12 минут)
Работа по учебнику
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» стр. 26.
- Почему эти слова называются однородными членами?
Упр. 33 стр. 26 (Работа в группах). Слайд 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ПРИЛОЖЕНИЕ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (технология сотрудничества)
- 1 группа (1 ряд) работает с первым предложением, делает вывод, и составляет предложение с однородными членами.
- Так же организуется работа в других группах (2 ряд, 3 ряд).
По окончании работы один ученик от группы выходит к доске и презентует вывод и составленное предложение. (Все учащиеся записывают предложение с карточки и составленное детьми предложение в тетрадь).
- Проверим данные выводы. Прочитайте сведения об однородных членах на стр. 27.
Физминутка (5 минут) Слайд 7 (Учащиеся встают, руки на поясе)
- Если на слайде появляется слово с одной безударной в корне, вы должны присесть, если слово с двумя безударными, то нужно сделать повороты туловища налево и направо.
Молодой, багаж, борода, голова, качает, дорогой, веселый, молоко, магазин, дорога, хороший, апрель, коробка, летает, холодный.
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько на слайде существительных, подпрыгните – сколько глаголов, сделайте столько наклонов, сколько прилагательных.
5. Закрепление полученных знаний (12 минут)
Упражнение 35 стр. 28
- Прочитайте.
- Спишите предложения, подчеркните основу, подготовьтесь ответить на вопрос, каким членом предложения являются однородные члены.
- Некоторые учащиеся списывают предложения в порядке, обозначенном значком «Задание повышенной сложности» (по желанию).
(применение личностно-ориентированной технологии)
- Проверка проводится с помощью электронного приложения к учебнику. Учащиеся по цепочке подходят к компьютеру учителя и выполняют задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (применение элементов информационно-коммуникационной технологии).
- Вспомните произведение, предложения из которого использовались в тексте упражнения («Серая шейка»).
На этом этапе прослеживается межпредметная связь русский язык-литература, это помогает учащимся использовать знания, приобретенные при изучении других предметов.
- Назовите автора, главных героев сказки. Слайд 8
- Составьте предложения с однородными членами про лису, утку, зайца.
- Как бы вы помогли уточке?
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» Слайд 9
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Как однородные члены предложения отделяются в письменной речи?
- Вернемся к нашим высказываниям (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний. (Коллективная работа)
- Сделайте вывод по каждому из высказываний.
6. Проверочная работа (тест на карточках)
Данный тест можно провести, если останется время.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.
2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенные члены.
3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.
4. Найди предложение с однородными членами.
1) Ласточки питаются мошками, комарами, мухами.
2) Цапля живёт на болоте.
3) Солнце встало и осветило окрестность.
- Проверка (один учащийся читает, остальные ребята ставят + или -, делают выводы).
- Какой вопрос теста требует знаний, еще не полученных нами? (3). Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты)
Слайд 10
– Закончите предложения:
- Теперь я знаю…
- Мне было трудно…
- Мне понравилось…
8. Домашнее задание (1 минута)
Такое задание позволит учащимся понять, что предложения с однородными членами встречаются не только в учебниках русского языка, но и в учебниках по другим предметам. Межпредметная интеграция необходима для формирования целостной картины мира учащихся).
- Найдите в учебнике по окружающему миру 6 предложений с однородными членами и запишите их. Если во время выполнения домашнего задания, у кого-то возникнут трудности, можно найти и записать 3 предложения.
(применение элементов личностно-ориентированной технологии)
Использованная литература
- Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. М: Просвещение, 2014.
- Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (В комплекте с учебником).
- https://infourok.ru/ispolzovanie_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya_v_nachalnoy_shkole-553676.htm
- http://studenchik.ru/1-114306.html
- http://tepka.ru