Конспект урока по русскому языку по теме «Однородные члены предложения (общее понятие)». 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: технология критического мышления, однородные члены предложения, групповые методы работы, личностно-ориентированная технология


Цель:

  • познакомить учащихся с особенностями однородных членов предложения;
  • ввести термин однородные члены предложения.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о предложении, словосочетании; обеспечить усвоение понятия «однородные члены»;
  • Развивающие: развитие таких способностей учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений, развитию интереса к изучению русского языка, уверенность в своих силах, воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые предметные результаты освоения материала.

Научатся:

  • распознавать предложения с однородными членами предложения, находить их в тексте;
  • определять, каким членом предложения являются однородные члены;
  • соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по определенным признакам;
  • Коммуникативные: сотрудничество с педагогом и одноклассниками; контроль, коррекция, оценка действий своих и партнера;
  • Регулятивные: постановка учебной задачи; сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы организации учебной деятельности: на уроке используются следующие методы:

  • словесные (во время объяснения нового материала),
  • наглядные (презентация, электронное приложение к учебнику),
  • практические (самостоятельная работа учащихся, работа в группах по исследованию предложенного материала и составлению собственного предложения, отвечающего заданным критериям, интерактивное упражнение из Электронного приложения к учебнику).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы деятельности учителя: приемы создания проблемных ситуаций, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций — высказывание предположений, приемы доказательства учебных гипотез, приемы формулирования новых учебных выводов.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная технология, технология критического мышления, технология сотрудничества.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы: В.Г.Канакина, В.Г.Горецкий), раздаточный материал

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 минута)

1 слайд

2. Актуализация знаний (5 минут)

Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся вспомнили необходимые знания, умения и навыки для восприятия нового материала.

Прием «Верное-неверное утверждение»

2 слайд

(прием позволяет учащимся включиться в мыслительную деятельность)

(учащиеся ставят + или – в тетради)

В слове елка 5 звуков. (+)

Предложение «Соловей не поет» - распространенное (-)

Предложение «Тихо дремлет река» - нераспространенное (-)

В слове солдат-буква безударного гласного звука а (-)

Слово прогулка состоит из корня, суффикса, окончания (-)

В предложении «Садик мой веселый, где ж твои цветы?» есть обращение (+)

Птицы улетели-словосочетание (-)

В слове лампа все согласные имеют пару по звонкости-глухости (-)

Все существительные изменяются по числам (-)

Слова вредный-полезный – антонимы (+)

Взаимопроверка (3 слайд):

- Ребята, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по парте, оцените ответы (на данном этапе применяется элемент технологии сотрудничества)

Стадия «вызова» (технология развития критического мышления)

- Вам предлагается список утверждений (на парте у каждого ученика карточка с высказываниями).

- Установите, верны ли данные утверждения: если считаете высказывание верным, напишите «да», если считаете высказывание неверным, напишите «нет». После изучения темы урока мы вернемся к данным утверждениям и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Высказывание

До изучения темы

После изучения темы

1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения.

   

2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены.

   

3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

   

4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

   

5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой.

   

3. Самоопределение к деятельности (7 минут)

- Откройте учебник на стр. 25.

- Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение)

- Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему будем учиться.

На 4 слайде - текст:

В новую квартиру переезжают новоселы. Папа несет вещи, мама несет вещи, сын несет вещи на второй этаж.

- Прочитайте текст.

- Что вы заметили? (Во втором предложении повторяются слова несет вещи)

- Измените предложение, чтобы не было повтора.

(Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.) Данное предложение появляется на слайде.

- Спишите предложение. Подчеркните основу.

Проверка:

- О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)
- Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)
- Что говорится о папе, маме и ребенке? (Они несут вещи)
- Сколько сказуемых в предложении? (Одно)

На слайде 5 - предложение:

- Прочитайте следующее предложение:

Сын перенес коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.

- Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын)

- Как можно изменить предложение?

(Сын перенес коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.) Данное предложение появляется на слайде.

- Спишите предложение. Подчеркните основу.

- Сколько подлежащих в предложении? (Одно)

- Сколько сказуемых к нему относится? (Три)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т.д.)

- Предположите, как могут называться такие члены предложения. (Однородные члены предложения)

4. Изучение нового материала (12 минут)

Работа по учебнику

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» стр. 26.

- Почему эти слова называются однородными членами?

Упр. 33 стр. 26 (Работа в группах). Слайд 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ПРИЛОЖЕНИЕ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (технология сотрудничества)

- 1 группа (1 ряд) работает с первым предложением, делает вывод, и составляет предложение с однородными членами.

- Так же организуется работа в других группах (2 ряд, 3 ряд).

По окончании работы один ученик от группы выходит к доске и презентует вывод и составленное предложение. (Все учащиеся записывают предложение с карточки и составленное детьми предложение в тетрадь).

- Проверим данные выводы. Прочитайте сведения об однородных членах на стр. 27.

Физминутка (5 минут) Слайд 7 (Учащиеся встают, руки на поясе)

- Если на слайде появляется слово с одной безударной в корне, вы должны присесть, если слово с двумя безударными, то нужно сделать повороты туловища налево и направо.

Молодой, багаж, борода, голова, качает, дорогой, веселый, молоко, магазин, дорога, хороший, апрель, коробка, летает, холодный.

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько на слайде существительных, подпрыгните – сколько глаголов, сделайте столько наклонов, сколько прилагательных.

5. Закрепление полученных знаний (12 минут)

Упражнение 35 стр. 28

- Прочитайте.

- Спишите предложения, подчеркните основу, подготовьтесь ответить на вопрос, каким членом предложения являются однородные члены.

- Некоторые учащиеся списывают предложения в порядке, обозначенном значком «Задание повышенной сложности» (по желанию).

(применение личностно-ориентированной технологии)

- Проверка проводится с помощью электронного приложения к учебнику. Учащиеся по цепочке подходят к компьютеру учителя и выполняют задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (применение элементов информационно-коммуникационной технологии).

- Вспомните произведение, предложения из которого использовались в тексте упражнения («Серая шейка»).

На этом этапе прослеживается межпредметная связь русский язык-литература, это помогает учащимся использовать знания, приобретенные при изучении других предметов.

- Назовите автора, главных героев сказки. Слайд 8

- Составьте предложения с однородными членами про лису, утку, зайца.

- Как бы вы помогли уточке?

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» Слайд 9

- Как связаны между собой однородные члены предложения?

- Как однородные члены предложения отделяются в письменной речи?

- Вернемся к нашим высказываниям (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний. (Коллективная работа)

- Сделайте вывод по каждому из высказываний.

6. Проверочная работа (тест на карточках)

Данный тест можно провести, если останется время.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенные члены.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.

4. Найди предложение с однородными членами.
1) Ласточки питаются мошками, комарами, мухами.
2) Цапля живёт на болоте.
3) Солнце встало и осветило окрестность.

- Проверка (один учащийся читает, остальные ребята ставят + или -, делают выводы).

- Какой вопрос теста требует знаний, еще не полученных нами? (3). Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты)

Слайд 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 – Закончите предложения:

  • Теперь я знаю…
  • Мне было трудно…
  • Мне понравилось…

8. Домашнее задание (1 минута)

Такое задание позволит учащимся понять, что предложения с однородными членами встречаются не только в учебниках русского языка, но и в учебниках по другим предметам. Межпредметная интеграция необходима для формирования целостной картины мира учащихся).

- Найдите в учебнике по окружающему миру 6 предложений с однородными членами и запишите их. Если во время выполнения домашнего задания, у кого-то возникнут трудности, можно найти и записать 3 предложения.

(применение элементов личностно-ориентированной технологии)

Использованная литература

  1. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. М: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (В комплекте с учебником).
  3. https://infourok.ru/ispolzovanie_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya_v_nachalnoy_shkole-553676.htm
  4. http://studenchik.ru/1-114306.html
  5. http://tepka.ru