Сущность и структура исследовательской компетентности студентов колледжа

Разделы: Общепедагогические технологии


Обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение исследовательской деятельности принято называть термином «компетенция», при этом составными частями данного понятия являются способности, умение, возможности, навыки и понимание.

Обычно компетентность подразумевает собой готовность исследователя к осуществлению какой-либо формы деятельности в конкретных исследовательских и проблемных ситуациях. Она выражается в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека реализовывать свой человеческий потенциал для исследовательской деятельности. Поэтому данная категория должна быть отнесена, по своей сути, к ситуативным категориям.

По своему педагогическому содержанию понятие «компетентность» относится к центральным понятиям и включает в себя результаты обучения: знания, умения, навыки, а также ценностную ориентацию. Так, например, А.В.Хуторской понимает под компетенцией наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Исходя из различных подходов к содержанию, характеристике видов и компонентного состава компетентности, мы выделяем в своем исследовании такое понятие как «исследовательская компетенция», которую можно определить как знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельностных, актуальных проявлениях. Любая компетентность формируется и проявляется в деятельности. В рамках технолого-экономического колледжа становление исследовательской компетентности рассматривается через исследовательскую деятельность. Под исследовательской деятельностью студентов понимается мотивированная, самоорганизованная деятельность, обусловленная логикой научного исследования и личностным отношением к рассматриваемой проблеме, направленная на получение нового знания.

В состав компонентов владения исследовательской компетенцией входят личностное отношение к ней и предмету деятельности. Когда мы говорим об исследовательской компетентности, то обычно имеем в виду исследователя, обладающего достаточными навыками, знаниями и возможностями в той или иной определенной области. Такого человека следует назвать компетентным. В связи с изменением наших представлений об исключительной роли отечественного образования в мировой системе педагогических исследований компетентностный подход необходимо рассматривать, прежде всего,  как направление смены ценностных ориентиров и целей образования. Вместе с тем, компетентностный подход отнюдь не является исключительно новым явлением в отечественной педагогической теории и практике: лингводидактические компетенции применяются в методиках обучения языкам, информационная компетентность является одним из межпредметных понятий, а «компетенция гражданина» представляется системообразующим понятием в предметах общегуманитарного цикла.

Поэтому можно не сомневаться в том, что ориентация на формирование образовательных компетенций в рамках личностно-деятельного подхода позволит сделать образование практико- и жизненно ориентированным, с сохранением лучшего, что имеется в российском образовании: это его фундаментальность и универсальность.