Долгосрочный логопедический проект «Волшебный фонарик» по использованию игровых приёмов и дидактических игр (по авторской разработке Коняхиной Н.А.) в коррекционной работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Игры с фонариком!
Не знаю, кому интереснее, мне или детям.

Паспорт проекта

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, и для  повышения эффективности коррекционной логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!!! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Представляемые мной игры можно использовать:

  • На групповых занятиях, при изучении лексического материала;
  • Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;
  • При решении математических задач;
  • При работе над грамматическими категориями;
  • В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем (игры можно подобрать для всех возрастов);
  • В совместной работе детей и родителей дома по заданию логопеда.

Сотрудники проекта

Основная
должность

Обязанности в ходе проекта

Слуева Анна Ранифовна

Учитель-логопед;  высшая квалификационная категория

Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей.

Рахимова Гулрухсор Иномджоновна

Старший воспитатель МДОУ «Колокольчик»

Координатор: координирует работу по реализации проекта, осуществляет работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет и методическое руководство проектом.

Педагоги

Воспитатели МДОУ «Колокольчик»

Участники проекта: осуществляют педагогическое сопровождение реализации проекта, отслеживают речевое развитие детей, проводят педагогическую диагностику детей, внедряют данный проект в работу по мере необходимости

Участники проекта

Учитель-логопед, педагоги, дети и родители

Время реализации проекта

Данный проект предполагается реализовывать в четыре этапа, по времени 1 год

Цель проекта

Повышение качества логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.

Задачи проекта

  • Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
  • Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
  • Закрепить речевые навыки, полученные в игре.
  • Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
  • Активизировать взаимосвязь между педагогами, специалистами и родителями.

Практическая значимость проекта 

Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться для детей с  речевыми нарушениями и ОВЗ, и без них с целью профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, и речевого развития детей.

Вид проекта:

Практико-ориентированный, долгосрочный.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

I Этап подготовительный

август - сентябрь 2018 года.

Изучение методической литературы, интернет источников. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка планов проведения недели «Волшебный свет».

1

Изучение методической литературы, интернет ресурсов. Подбор материалов для «методической копилки»

Август  2018 г

2

Разработка планов проведения недели «Волшебный свет».

Педагогический час для педагогов ДОУ, озвучивание темы проекта

Подбор игр с фонариком в соответствии с лексическими темами логопедической группы (Приложение 1)

Сентябрь  2018г

3

Планирование работы с родителями по вопросу повышения качества логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий с использованием «Игр с фонариком».

Октябрь   2018г

4

Подготовка дидактических материалов для «Игр с фонариком»

Сентябрь

  • С чем пирожок
  • Съедобное – несъедобное,
  • С какого дерева листик?
  • Какое варенье сварили?
  • С какого дерева плод и лист (Приложение 2)
  • Чей дом?

Октябрь

  • Что лишнее в шкафу, холодильнике
  • Чье зеркальце?
  • Клетка с птичками
  • Насекомые
  • Что съел хомяк

Ноябрь

  • Права на транспорт
  • Кто звонит?
  • Следопыт
  • Кто спрятался за стогом
  • Кто прячется за кустом
  • Живое – неживое

Декабрь

  • Игрушки – одежда;
  • Игрушки – школьные принадлежности;
  • Украшаем елку шариками

Январь

  • О чем поет Кеша
  • Что везет грузовик?

Февраль

  • Лунтик на Луне
  • Кто в яйце

Март

  • Что нашла Русалочка на морском дне
  • Юлий – библиотекарь
  • Волшебник изумрудного города

Апрель

  • Какие музыкальные инструменты привезли детям?
  • Морские обитатели
  • Помоги мальчику найти его подарок
  • Космическая еда

Май

  • Один – много
  • Было – стало
  • Что сфотографировал турист

Ноябрь 2018

II Этап организационно-проектировочный.

октябрь 2018 г - декабрь 2018 г

Педагогический час. Объявление о проекте. Консультирование педагогов. Разработка планов.

Работа с детьми

1

Педагогический час.
Квест «В поисках золотой осени» - знакомство с правилами игр с фонарем

Октябрь

2

Использование данных игр на групповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий

Ноябрь

3

Введение игр с фонариком в индивидуальную работу по коррекции звукопроизношения (Приложение 3)

Декабрь

Работа с родителями

1

Консультация тренинг «Нетрадиционные методы работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий»

Октябрь

2

Оформление папки - передвижки «Игры способствующие развитию внимания у старших дошкольников»

Ноябрь

3

Индивидуальные консультации для родителей «Как играть в игры с фонариков дома»

В течение года

 Работа с педагогами группы

1

Консультация «Нетрадиционные методы работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий»

Октябрь

2

Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию речи у детей»

Ноябрь

3

Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей

Декабрь

III этап – практический

январь – май 2019г

Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций и пособий. Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей)

1

Проведение коррекционных занятий

в течение года

2

Мастер-классов (Приложение 4), Клубного часа

февраль

3

Создание презентаций.

март

4

День открытых дверей

апрель

 

Оформление выставки «Игры с фонариком»

май

IV этап – аналитический

июнь – август 2019 г,

Оформление документации.

1

Презентация в ДОУ на итоговом педсовете. Анализ результатов проекта.

май-июнь

2

Оформление документации, отчет

июль-август

Ожидаемые результаты

  • у детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  •  сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
  • родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
  • родители оказывают ребёнку квалифицированную помощь при выполнении ребёнком домашних заданий.
  • оснащение предметно-развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей

Продукт проекта

  • презентация проведенных мероприятий
  • буклеты рекомендации для родителей, педагогов
  • создание авторских «Игр с фонариком»
  • выступление на региональном семинаре-практикуме для логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей логопедических групп и педагогов-психологов городов Протвино, Подольска, г.о.Серпухова, Оболенска «Эффективные приемы работы по постановке, автоматизации и дифференциации трудных звуков» с докладом «Игры с фонариком в работе учителя – логопеда»
  • участие в конкурсах педагогического мастерства с дидактической разработкой игры, проекта «Веселый фонарь»
  • проведение мастер-класса для педагогов ДОУ по созданию пособий для игр с фонариком
  • участие в Ярмарке проектов в области образования «Творчество, развитие, профессионализм – путь к успеху»
  • участие в Школе педагогического мастерства для обобщения опыта по проекту «Волшебный фонарь» в 2019–2020 уч. году

Вывод:

Использование игр с фонариком в работе специалистов ДОУ, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Целенаправленное комплексное взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей, имеющихся трудностей при усвоении системы родного языка, а для кого-то русского языка, как второго. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать грамматические нормы, фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности во время обучения, закрепления полученных навыков детьми во второй половине дня совместно с воспитателем, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогает повысить качество логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.

Перспективой работы над проектом вижу: поиск и разработка новых игр, для коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Использованная и рекомендуемая литература

  1. Антонова О.А. Логопедическая работа с ребёнком в домашних условиях. Журнал «Логопед» № 7/2015.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.
  3. Вотинова Е.М, Полюхович Е.А. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.70-74.
  4. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017.
  5. Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа: https://vk.com/club152635295 (дата обращения: 24.08.2018).
  6. Фадеева Ю.А. Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1991.