Игры с фонариком!
Не знаю, кому интереснее, мне или детям.
Паспорт проекта
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, и для повышения эффективности коррекционной логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!!! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.
Представляемые мной игры можно использовать:
- На групповых занятиях, при изучении лексического материала;
- Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;
- При решении математических задач;
- При работе над грамматическими категориями;
- В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем (игры можно подобрать для всех возрастов);
- В совместной работе детей и родителей дома по заданию логопеда.
Сотрудники проекта |
Основная |
Обязанности в ходе проекта |
Слуева Анна Ранифовна |
Учитель-логопед; высшая квалификационная категория |
Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей. |
Рахимова Гулрухсор Иномджоновна |
Старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» |
Координатор: координирует работу по реализации проекта, осуществляет работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет и методическое руководство проектом. |
Педагоги |
Воспитатели МДОУ «Колокольчик» |
Участники проекта: осуществляют педагогическое сопровождение реализации проекта, отслеживают речевое развитие детей, проводят педагогическую диагностику детей, внедряют данный проект в работу по мере необходимости |
Участники проекта |
Учитель-логопед, педагоги, дети и родители |
|
Время реализации проекта |
Данный проект предполагается реализовывать в четыре этапа, по времени 1 год |
|
Цель проекта |
Повышение качества логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий. |
|
Задачи проекта |
|
|
Практическая значимость проекта |
Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться для детей с речевыми нарушениями и ОВЗ, и без них с целью профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, и речевого развития детей. |
|
Вид проекта: |
Практико-ориентированный, долгосрочный. |
Этапы реализации проекта
|
Мероприятия |
Сроки |
I Этап подготовительный август - сентябрь 2018 года. Изучение методической литературы, интернет источников. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка планов проведения недели «Волшебный свет». |
||
1 |
Изучение методической литературы, интернет ресурсов. Подбор материалов для «методической копилки» |
Август 2018 г |
2 |
Разработка планов проведения недели «Волшебный свет». Педагогический час для педагогов ДОУ, озвучивание темы проекта Подбор игр с фонариком в соответствии с лексическими темами логопедической группы (Приложение 1) |
Сентябрь 2018г |
3 |
Планирование работы с родителями по вопросу повышения качества логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий с использованием «Игр с фонариком». |
Октябрь 2018г |
4 |
Подготовка дидактических материалов для «Игр с фонариком» Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
|
Ноябрь 2018 |
II Этап организационно-проектировочный. октябрь 2018 г - декабрь 2018 г Педагогический час. Объявление о проекте. Консультирование педагогов. Разработка планов. | ||
Работа с детьми |
||
1 |
Педагогический час. |
Октябрь |
2 |
Использование данных игр на групповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий |
Ноябрь |
3 |
Введение игр с фонариком в индивидуальную работу по коррекции звукопроизношения (Приложение 3) |
Декабрь |
Работа с родителями |
||
1 |
Консультация тренинг «Нетрадиционные методы работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий» |
Октябрь |
2 |
Оформление папки - передвижки «Игры способствующие развитию внимания у старших дошкольников» |
Ноябрь |
3 |
Индивидуальные консультации для родителей «Как играть в игры с фонариков дома» |
В течение года |
Работа с педагогами группы |
||
1 |
Консультация «Нетрадиционные методы работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий» |
Октябрь |
2 |
Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию речи у детей» |
Ноябрь |
3 |
Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей |
Декабрь |
III этап – практический январь – май 2019г Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций и пособий. Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей) |
||
1 |
Проведение коррекционных занятий |
в течение года |
2 |
Мастер-классов (Приложение 4), Клубного часа |
февраль |
3 |
Создание презентаций. |
март |
4 |
День открытых дверей |
апрель |
|
Оформление выставки «Игры с фонариком» |
май |
IV этап – аналитический июнь – август 2019 г, Оформление документации. |
||
1 |
Презентация в ДОУ на итоговом педсовете. Анализ результатов проекта. |
май-июнь |
2 |
Оформление документации, отчет |
июль-август |
Ожидаемые результаты |
|
|
Продукт проекта |
|
Вывод:
Использование игр с фонариком в работе специалистов ДОУ, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Целенаправленное комплексное взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей, имеющихся трудностей при усвоении системы родного языка, а для кого-то русского языка, как второго. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать грамматические нормы, фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности во время обучения, закрепления полученных навыков детьми во второй половине дня совместно с воспитателем, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогает повысить качество логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.
Перспективой работы над проектом вижу: поиск и разработка новых игр, для коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Использованная и рекомендуемая литература
- Антонова О.А. Логопедическая работа с ребёнком в домашних условиях. Журнал «Логопед» № 7/2015.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.
- Вотинова Е.М, Полюхович Е.А. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.70-74.
- Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017.
- Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа: https://vk.com/club152635295 (дата обращения: 24.08.2018).
- Фадеева Ю.А. Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1991.