Цель: обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Осень».
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: уточнить представления детей об основных приметах осени, активизировать и закрепить словарь по лексической теме «Осень»;
- Коррекционно-развивающие: упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных; развивать навыки звукового анализа; умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения; развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и творческое воображение;
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение работать в команде.
Предварительная работа:
- экскурсия в осенний лес, наблюдение за сезонными изменениями в природе;
- беседы об осени;
- подбор книг об осени, чтение произведений художественной литературы на осеннюю тематику;
- отгадывание загадок, разучивание стихов и пальчиковых разминок «Осень», «Осенние листья», «Овощи»;
- дидактические игры «Узнай дерево», «Какого дерева листочек», «Угости соседа»;
- работа с трафаретами листьев, обводка, раскраска, штриховка;
- выставка поделок из природного материала (листьев, шишек, желудей, плодов шиповника, рябины, семян клёна, скорлупы орехов).
Участники мероприятия:
- дети подготовительной группы «Смешарики» – 2 команды по 8 человек;
- учитель-логопед – ведущий;
- жюри – заведующий д/с, старший воспитатель, воспитатель;
- зрители – дети др.групп.
Оборудование:
- эмблемы команд «Миньоны» и «Смайлики», 2 доски, музыка, подобранная муз.руководителем, 3 сюжетные картины об осени, картинки с изображением деревьев и листья для игры «С какого дерева лист», овощи и фрукты для игр «Собери овощи и фрукты», карточки для игры «Подготовка животных к зиме», мнемотаблица для составления рассказа об осени;
- стулья по количеству детей, презентация к викторине, плакат с изображением солнца и тучи, карточки для рефлексии, призы.
Ход викторины
Логопед: - Здравствуйте, уважаемые гости, участники и члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей логопедической викторине.
- Встречаем наших участников: команда «Миньоны» и команда «Смайлики».
(Участники викторины заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики друг против друга).
Логопед:
Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот? …. (осень)
- Дорогие ребята! На занятиях вы уже узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Вам нужно будет думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды, и сейчас я представлю гостям участников и капитанов команд:
Команда «Миньоны» - девиз команды:
Наша команда всегда впереди,
Лучше команды нигде не найти.
Команда «Смайлики» - девиз команды:
Девиз наш:
Дружба и успех!
Мы победим
Сегодня всех!
Логопед: - Командам предстоит пройти несколько конкурсов, а следить за вашими победами будут члены жюри (представляет членов жюри), давайте все дружно поприветствуем их.
Я хочу вас познакомить с правилами викторины. Будьте внимательны!
1. Нужно внимательно слушать задания.
2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному.
3. Команда должна быть дружной.
Логопед: - Мы приступаем к нашей викторине.
1. Конкурс «Отгадай загадку»
Задание: внимательно выслушать загадку, дать аргументированный ответ.
Команда «Миньоны»
А)
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (осень)
Б)
Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Команда «Смайлики»
А)
Все мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Б)
Поле черно-белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
- Команда «Смайлики» - Назовите еще раз осенние месяцы. Какой месяц осени сейчас? Что будет потом?
- Команда «Миньоны» - Расставьте сюжетные картины об осени в логической последовательности (расположены на доске).
2. Конкурс «Да – нет».
Задание: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.
Логопед: Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».
Вопросы для первой команды:
- Осенью идут дожди? (да)
- Осенью растут грибы? (да)
- Жаркий ветер прилетает? (нет)
- Тучки солнце закрывают? (да)
- Туманы осенью плывут? (да)
- Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)
- Листья с клёнов облетают? (да)
- Звери норки закрывают? (да)
Вопросы для второй команды:
- Урожай все собирают? (да)
- Птичьи стаи улетают? (да)
- Часто – часто льют дожди? (да)
- Достаём мы сапоги? (да)
- Солнце светит очень жарко? (нет)
- Можно детям загорать? (нет)
- Ну а что же надо делать –
Шорты-шляпки надевать? (нет) - Или лучше в тёплой куртке
Погулять по переулку? (да)
Обоим командам:
Осень, осень, подожди,
Ты от нас не уходи.
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна.
Да? ……Да!
3. Конкурс «Кто больше слов назовет?»
Задание: назвать как можно больше слов – признаков /слов – действий к предложенным существительным.
Команда «Смайлики»
- Деревья осенью какие? (красочные, разноцветные, зеленые, желтые, оранжевые, красные, яркие, голые)
- Птицы осенью что делают? (улетают в теплые края, собираются в стаи, готовятся к перелету, делают запасы)
Команда «Миньоны»
- Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, хмурая)
- Листья осенью что делают? (летят, осыпаются, желтеют, шелестят, опадают. увядают, шуршат, кружатся)
4. Конкурс «Угадай, с какого дерева лист (ветка, плод?)»
Задание: различать листья деревьев, правильно назвать какой лист (дубовый, кленовый и т. д., правильно соотнести с нужным деревом (береза, клен, дуб, осина).
Листья жёлтые летят,
Словно зонтики кружат.
Ветер дунул: раз, два, три,
Оторвались от земли.
- Посмотрите, как много листьев сдул ветер! Надо их собрать и определить, с какого дерева лист.
Дети с каждой команды поочередно поднимают лист, прикрепляют на соответствующее дерево, называют какой это лист (лист с осины – какой? – осиновый и т.д.)
5. Конкурс «Осенние стихи»
Задание: выразительно, громко рассказать стихотворение на тему «Осень».
Команда «Смайлики»
Закружился надо мной |
Листопад, листопад, |
Ходит осень в нашем парке, |
День осенний так хорош! |
Команда «Миньоны»
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, лужи у крыльца. Что ты осень рано осень, в гости к нам пришла? Ещё просит сердце света и тепла. |
Опустел скворечник, |
В тёмный лес дремучий |
Утром мы во двор идём – |
6. Конкурс физминуток
Задание: показать физминутки с речевым сопровождением, демонстрируя четкость, слаженность, синхронность движений.
- Мальчики и девочки, что-то засиделись мы, пришло время размяться.
Выходит на середину зала команда «Смайлики» – Овощи
В огород пойдем, (маршировать на месте)
Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)
Команда «Миньоны» - Фрукты
Будем мы варить компот. (маршируют на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками – «много»)
Будем яблочки крошить, (имитировать: как крошат)
Грушу будем мы рубить, (рубят)
Отожмем лимонный сок, (отжимают)
Слив положим и песок. (кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)
7. Конкурс «Собери в корзинку овощи и фрукты»
Задание: выбрать среди фруктов (карточки) те, которые начинаются на звук А, а среди овощей (карточки) те, что начинаются на звук К и прикрепить на свою доску.
- Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости после всех трудов!
- Давайте и мы соберем урожай фруктов и овощей. Капитаны, подойдите ко мне, выберите себе 1 карточку (на обороте карточки нарисован овощ/фрукт и написана буква).
(каждая команда на свою доску вывешивает картинки/либо выкладывает на стол муляжи с овощами, начинающимися со звука К и фруктами, начинающимися на звук А)
8. Конкурс «Посчитай, не ошибись»
Задание: согласование существительных с числительными.
- Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, зимующие – остаются зимовать здесь. Дикие животные осенью активно готовятся к наступлению холодов.
Итак, задание для команды «Миньоны», белка сделала запасы на зиму, вам необходимо их сосчитать и не ошибиться: насобирала орехов, насушила грибов (показ карточек: 1 орех – 2 ореха – 6 орехов; 1 подосиновик – 4 подосиновика – 7 подосиновиков; 1 боровик – 3 боровика – 8 боровиков).
- Команда «Смайлики». Бобр, мыши и барсук тоже подготовились к зиме и собрали (карточки: бобр – 1 ветка – 2 ветки – 9 веток; мышь – 1 зернышко – 3 зернышка – 10 зернышек; барсук – 1 желудь – 4 желудя – 9 желудей).
Вопросы для капитанов:
- Команда «Смайлики», перечислите животных, которые впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, енот)
- Команда «Миньоны», перечислите животных, которые меняют шерсть? Не только по цвету. (заяц, белка, лиса, волк)
9. Конкурс «Скажи наоборот, продолжив предложение»
Задание: подобрать к определённому слову слово с противоположным значением.
Логопед: поиграем в слова с противоположным значением.
Задание для команды «Миньоны»: (Отвечаем по «цепочке»)
Летом солнце яркое, а осенью….
Летом день длинный, а осенью….
Летом тучки ходят высоко, а осенью….
Летом небо светлое, а осенью….
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью….
Летом ветер тёплый, а осенью ….
Летом травка зеленеет, а осенью….
Задание для команды «Смайлики»
Сосна высокая, а рябина ….
У сосны иголки длинные, а у ели…
У клёна листья большие, а у берёзы….
У дуба ствол толстый, а у берёзы….
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
Лисичка – это съедобный гриб, а мухомор….
У подосиновика тонкая ножка, а у белого гриба…
10. Конкурс «Расскажи об осени»
Задание: капитаны выбирают для членов команды по 3 карточки из 6, со схемами, для составления предложений об осени. Дети со схемами выходят, их необходимо выстроить в нужном порядке и каждый составляет свои предложения, в итоге получается рассказ.
Дети все вместе исполняют песню «Наступила после лета осень». Пока дети исполняют песню, жюри подводит итоги.
- Я думаю, сегодняшняя викторина подарила нам всем хорошее настроение. Мы закрепили с вами знания об осенних признаках и научились работать в коллективе.
Какой конкурс Вам понравился больше всего?
Мальчики и девочки, если вам понравилось, как прошла наша викторина, посвященная осени, то возьмите желтый листок и приклейте его к солнышку, если нет – то возьмите красный листок и прикрепите его к тучке (рефлексия).
Дорогие ребята, вы все молодцы! Спасибо вам за участие! Подошла пора подсчитать баллы и для этого предоставляем слово жюри.
Подведение итогов конкурса. Вручение призов.