Логопедическая викторина "Краски осени" для детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Осень».

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: уточнить представления детей об основных приметах осени, активизировать и закрепить словарь по лексической теме «Осень»;
  • Коррекционно-развивающие: упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных; развивать навыки звукового анализа; умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения; развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и творческое воображение;
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение работать в команде.

Предварительная работа:

  • экскурсия в осенний лес, наблюдение за сезонными изменениями в природе;
  • беседы об осени;
  • подбор книг об осени, чтение произведений художественной литературы на осеннюю тематику;
  • отгадывание загадок, разучивание стихов и пальчиковых разминок «Осень», «Осенние листья», «Овощи»;
  • дидактические игры «Узнай дерево», «Какого дерева листочек», «Угости соседа»;
  • работа с трафаретами листьев, обводка, раскраска, штриховка;
  • выставка поделок из природного материала (листьев, шишек, желудей, плодов шиповника, рябины, семян клёна, скорлупы орехов).

Участники мероприятия:

  • дети подготовительной группы «Смешарики» – 2 команды по 8 человек;
  • учитель-логопед – ведущий;
  • жюри – заведующий д/с, старший воспитатель, воспитатель;
  • зрители – дети др.групп.

Оборудование: 

  • эмблемы команд «Миньоны» и «Смайлики», 2 доски, музыка, подобранная муз.руководителем, 3 сюжетные картины об осени, картинки с изображением деревьев и листья для игры «С какого дерева лист», овощи и фрукты для игр «Собери овощи и фрукты», карточки для игры «Подготовка животных к зиме», мнемотаблица для составления рассказа об осени;
  • стулья по количеству детей, презентация к викторине, плакат с изображением солнца и тучи, карточки для рефлексии, призы.

Ход викторины

Логопед: - Здравствуйте, уважаемые гости, участники и члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей логопедической викторине.

- Встречаем наших участников: команда «Миньоны» и команда «Смайлики».

(Участники викторины заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики друг против друга).

Логопед:

Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот? …. (осень)

- Дорогие ребята! На занятиях вы уже узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Вам нужно будет думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды, и сейчас я представлю гостям участников и капитанов команд:

Команда «Миньоны» - девиз команды:

Наша команда всегда впереди,
Лучше команды нигде не найти.

Команда «Смайлики» - девиз команды:

Девиз наш:
Дружба и успех!
Мы победим
Сегодня всех!

Логопед: - Командам предстоит пройти несколько конкурсов, а следить за вашими победами будут члены жюри (представляет членов жюри), давайте все дружно поприветствуем их.

Я хочу вас познакомить с правилами викторины. Будьте внимательны!

1. Нужно внимательно слушать задания.

2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному.

3. Команда должна быть дружной.

Логопед: - Мы приступаем к нашей викторине.

1. Конкурс «Отгадай загадку»

Задание: внимательно выслушать загадку, дать аргументированный ответ.

Команда «Миньоны»

А)

Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (осень)

Б)

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Команда «Смайлики»

А)

Все мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Б)

Поле черно-белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

  • Команда «Смайлики» - Назовите еще раз осенние месяцы. Какой месяц осени сейчас? Что будет потом?
  • Команда «Миньоны» - Расставьте сюжетные картины об осени в логической последовательности (расположены на доске).

2. Конкурс «Да – нет».

Задание: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.

Логопед: Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».

Вопросы для первой команды:

  1. Осенью идут дожди? (да)
  2. Осенью растут грибы? (да)
  3. Жаркий ветер прилетает? (нет)
  4. Тучки солнце закрывают? (да)
  5. Туманы осенью плывут? (да)
  6. Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)
  7. Листья с клёнов облетают? (да)
  8. Звери норки закрывают? (да)

Вопросы для второй команды:

  1. Урожай все собирают? (да)
  2. Птичьи стаи улетают? (да)
  3. Часто – часто льют дожди? (да)
  4. Достаём мы сапоги? (да)
  5. Солнце светит очень жарко? (нет)
  6. Можно детям загорать? (нет)
  7. Ну а что же надо делать –
    Шорты-шляпки надевать? (нет)
  8. Или лучше в тёплой куртке
    Погулять по переулку? (да)

Обоим командам:

Осень, осень, подожди,
Ты от нас не уходи.
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна.
Да?  ……Да!

3. Конкурс «Кто больше слов назовет?»

Задание: назвать как можно больше слов – признаков /слов – действий к предложенным существительным.

Команда «Смайлики»

- Деревья осенью какие? (красочные, разноцветные, зеленые, желтые, оранжевые, красные, яркие, голые)

- Птицы осенью что делают? (улетают в теплые края, собираются в стаи, готовятся к перелету, делают запасы)

Команда «Миньоны»

- Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, хмурая)

- Листья осенью что делают? (летят, осыпаются, желтеют, шелестят, опадают. увядают, шуршат, кружатся)

4. Конкурс «Угадай, с какого дерева лист (ветка, плод?)»

Задание: различать листья деревьев, правильно назвать какой лист (дубовый, кленовый и т. д., правильно соотнести с нужным деревом (береза, клен, дуб, осина).

Листья жёлтые летят,
Словно зонтики кружат.
Ветер дунул: раз, два, три,
Оторвались от земли.

- Посмотрите, как много листьев сдул ветер! Надо их собрать и определить, с какого дерева лист.

Дети с каждой команды поочередно поднимают лист, прикрепляют на соответствующее дерево, называют какой это лист (лист с осины – какой? – осиновый и т.д.)

5. Конкурс «Осенние стихи»

Задание: выразительно, громко рассказать стихотворение на тему «Осень».

Команда «Смайлики»

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь?

Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый дуб,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом,
Вся земля желта кругом.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик жёлтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам.

День осенний так хорош!
Сколько листьев соберёшь!
Золотой большой букет
Нам от осени привет!

Команда «Миньоны»

Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Что ты осень рано осень, в гости к нам пришла?
Ещё просит сердце света и тепла.

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят.

В тёмный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен.
Сколько алых ягод
У лесной рябинки,
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят….

6. Конкурс физминуток

Задание: показать физминутки с речевым сопровождением, демонстрируя четкость, слаженность, синхронность движений.

- Мальчики и девочки, что-то засиделись мы, пришло время размяться.

Выходит на середину зала команда «Смайлики»Овощи

В огород пойдем, (маршировать на месте)
Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)

Команда «Миньоны» - Фрукты

Будем мы варить компот. (маршируют на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками – «много»)
Будем яблочки крошить, (имитировать: как крошат)
Грушу будем мы рубить, (рубят)
Отожмем лимонный сок, (отжимают)
Слив положим и песок. (кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)

7. Конкурс «Собери в корзинку овощи и фрукты»

Задание: выбрать среди фруктов (карточки) те, которые начинаются на звук А, а среди овощей (карточки) те, что начинаются на звук К и прикрепить на свою доску.

- Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости после всех трудов!

- Давайте и мы соберем урожай фруктов и овощей. Капитаны, подойдите ко мне, выберите себе 1 карточку (на обороте карточки нарисован овощ/фрукт и написана буква).

(каждая команда на свою доску вывешивает картинки/либо выкладывает на стол муляжи с овощами, начинающимися со звука К и фруктами, начинающимися на звук А)

8. Конкурс «Посчитай, не ошибись»

Задание: согласование существительных с числительными.

- Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, зимующие – остаются зимовать здесь. Дикие животные осенью активно готовятся к наступлению холодов.

Итак, задание для команды «Миньоны», белка сделала запасы на зиму, вам необходимо их сосчитать и не ошибиться: насобирала орехов, насушила грибов  (показ карточек: 1 орех – 2 ореха – 6 орехов; 1 подосиновик – 4 подосиновика – 7 подосиновиков; 1 боровик – 3 боровика – 8 боровиков).

- Команда «Смайлики». Бобр, мыши и барсук тоже подготовились к зиме и собрали (карточки: бобр – 1 ветка – 2 ветки – 9 веток; мышь – 1 зернышко – 3 зернышка – 10 зернышек; барсук – 1 желудь – 4 желудя – 9 желудей).

Вопросы для капитанов:

- Команда «Смайлики», перечислите животных, которые впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, енот)

- Команда «Миньоны», перечислите животных, которые меняют шерсть? Не только по цвету. (заяц, белка, лиса, волк)

9. Конкурс «Скажи наоборот, продолжив предложение»

Задание: подобрать к определённому слову слово с противоположным значением.

Логопед: поиграем в слова с противоположным значением.

Задание для команды «Миньоны»: (Отвечаем по «цепочке»)

Летом солнце яркое, а осенью….
Летом день длинный, а осенью….
Летом тучки ходят высоко, а осенью….
Летом небо светлое, а осенью….
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью….
Летом ветер тёплый, а осенью ….
Летом травка зеленеет, а осенью….

Задание для команды «Смайлики»

Сосна высокая, а рябина ….
У сосны иголки длинные, а у ели…
У клёна листья большие, а у берёзы….
У дуба ствол толстый, а у берёзы….
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
Лисичка – это съедобный гриб, а мухомор….
У подосиновика тонкая ножка, а у белого гриба…

10. Конкурс «Расскажи об осени»

Задание: капитаны выбирают для членов команды по 3 карточки из 6, со схемами, для составления предложений об осени. Дети со схемами выходят, их необходимо выстроить в нужном порядке и каждый составляет свои предложения, в итоге получается рассказ.

Дети все вместе исполняют песню «Наступила после лета осень». Пока дети исполняют песню, жюри подводит итоги.

- Я думаю, сегодняшняя викторина подарила нам всем хорошее настроение. Мы закрепили с вами знания об осенних признаках и научились работать в коллективе.

Какой конкурс Вам понравился больше всего?

Мальчики и девочки, если вам понравилось, как прошла наша викторина, посвященная осени, то возьмите желтый листок и приклейте его к солнышку, если нет – то возьмите красный листок и прикрепите его к тучке (рефлексия).

Дорогие ребята, вы все молодцы! Спасибо вам за участие! Подошла пора подсчитать баллы и для этого предоставляем слово жюри.

Подведение итогов конкурса. Вручение призов.