Конспект внеурочного занятия «Народная кукла Вербница (Пасха)»

Разделы: Технология, Дополнительное образование


Время проведения: Занятие проводится на неделе перед праздником Вербное воскресенье, в рамках работы творческого объединения «Рукоделие».

Цель занятия: Изготовление народной куклы Вербницы (Пасхи).

Задачи:

  • формирование интереса к народному творчеству;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей школьников в области духовной культуры;
  • личностная ориентация школьников на духовно-нравственные ценности;
  • создание у обучающихся мотивации предстоящей деятельности;
  • обучение технологическим приёмам изготовления изделия тряпичной куклы;
  • развитие внимания, воображения, творческого мышления;
  • воспитание умения слушать учителя, уважительно относиться друг к другу;
  • воспитание  аккуратности в работе;
  • воспитание заботы и внимания к близким людям.

Материалы и оборудование:

  • мультимедиа-проектор, ноутбук, колонки, экран. Столы, стулья;
  • образец выполненной куклы Вербница (Пасха);
  • презентация к занятию (Приложение 1);
  • готовые тряпичные куклы;
  • плакаты по технике безопасности «Безопасная работа с ножницами», «Безопасная работа с иглами»; 
  • на столах у обучающихся заготовки для практической работы по изготовлению куклы - Вербницы (Пасхи):
    • технологическая карта по изготовлению куклы Вербницы (Пасхи);
    • прямоугольник плотной ткани (бязь или двунить) телесного цвета – 27 х 35 см,
    • ватин  23 х 32 см. – основа куклы; кусок ваты или синтепона – голова куклы;
    • квадрат красной или белой ткани 30 х 30 см – голова и руки куклы;
    • цветная ткань 17 х 40 см. - юбка куклы;
    • кружево 15 см и 30 см – для украшения низа юбки и подкосынки куклы;
    • цветная ткань 30 х 30 см – платок куклы;
    • цветная ткань 15 х 8 см -  фартук куклы,
    • красные нитки для связки деталей и обережного креста на теле куклы;
    • нитки золотого цвета для обережного креста на лице куклы,
    • нитки двух цветов по 30 см – для обережного пояса куклы, 
    • ножницы для обрезки ниток, ветки вербы с почками.

Класс/возраст участников: 5-7 класс, 11-14 лет.

Рекомендуемое время проведения: 45 минут. Количество участников – от 8 до 15. Требования к помещению – светлое помещение для практических занятий декоративно-прикладным творчеством.

Формы и методы проведения занятия: рассказ, беседа, фронтальный опрос, самостоятельная (практическая) работа, демонстрация изделий, образцов, проблемная ситуация, анализ работ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I этап. Организационная часть (3 минуты)

Приветствие. - Здравствуйте, ребята!

СЛАЙД № 1 (Обращается внимание ребят на экран. На экране тема занятия)

Проверка присутствия на занятии. Проверка готовности к занятию.

II этап. Основная часть. (40 минут)

Постановка цели и задач занятия:

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с тряпичными куклами и вы узнаете о кукле - Вербнице или Пасхе, которую изготавливали специально к вербному воскресенью. В руки этой куколки вкладывали веточку вербы. Такая кукла украшала пасхальный стол, ее дарили на Пасху и хранилась в доме целый год до следующего вербного воскресения.

О Вербном Воскресении. Традиции празднования Пасхи.

СЛАЙД  № 2 «ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ»

- Православный праздник Вербное Воскресение один из великих и светлых праздников. Отмечается он за неделю до другого великого праздника – Пасхи. В этом году Вербное Воскресенье празднуется 9 апреля 2017 года.

Другое название этого праздника - Вход Господень в Иерусалим. В этот день Иисус Христос (Господь) въехал в Иерусалим. Жители этого города встречали Иисуса радостно  и торжественно. В руках  они держали пальмовые ветки и бросали их ему под ноги. Все люди были наслышаны о том, что Иисус исцелял больных и совершал чудеса. Поэтому его встречали в этот день, как царя.

У нас, на Руси и тем более, на севере не растут пальмы, поэтому их заменяют веточками вербы. Именно на вербе ранней весной распускаются почки. Все остальные деревья еще находятся под влиянием зимы. Поэтому и праздник у нас, в России, называется Вербное Воскресенье.

СЛАЙД  № 3, 4 «ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ВЕРБНОГО ВОСРЕСЕНЬЯ»

- Накануне праздника, в Лазареву субботу, православные христиане шли в лес и ломали веточки вербы. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Также используются веточки ивы и ветлы. Эти растения распускаются в России одними из первых - являются символом жизни и весеннего пробуждения.

В воскресенье, взяв букетики веточек с пушистыми белыми шариками, всей семьей отправляются с утра в Церковь: постоять на Службе, освятить букетики вербы, чтобы она весь год потом озаряла жилище небесной святостью.

Вербные букетики обязательно ставили дома возле икон, чтобы отогнать лихо и невзгоды от всех домочадцев.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми.

О народных праздниках говорили: «Всякая душа празднику рада», поэтому взрослые наравне с детьми выходили на улицу, шли на вербную ярмарку, веселились и радовались приходу весны.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.
(А.Блок)

СЛАЙД № 5 «ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ВЕРБНОГО ВОСРЕСЕНЬЯ»

Христианство на Руси тесно переплетено с язычеством. Поэтому каждый православный праздник имеет еще и народные особенности. Вербное воскресенье также имеет свои народные приметы и обряды. Основным атрибутом обрядов и традиций на Вербное воскресенье являются вербовые ветви с распускающимися почками.

В Вербное воскресенье существует старинный обычай – слегка ударять пучком вербы родственников и домашних животных. Считается, что освященная верба обладает очистительной силой и избавляет от болезней, сглаза и злых духов. Ударяя друг друга ветками вербы, наши предки обычно произносили заклинания: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба», «Не я бью, верба бьет», «Верба хлест, бей до слез».

Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех.

Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков. Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку.

СЛАЙД № 6 «КУКЛА ВЕРБНИЦА (ПАСХА)»

Редкие праздники на Руси обходились без традиционных обрядовых кукол. Так и к религиозным праздникам народ или приспособил своих любимых кукол или же сотворил подходящих новых. У наших предков было много обрядовых кукол, но самые красивые всегда были пасхальные куклы – Вербница, Пасха. Для этих кукол всегда оставляли самые красивые лоскуты ткани, тесемки и пояски.

Принципиальной разницы между этими куклами нет. Для Вербницы выбирали ткани приближенные к цвету вербы, первой весенней зелени, для куклы Пасхи выбирали яркие, красные ткани. В ручках куклы держат три ветки вербы. На личиках выплетали тоненький крестик из золотой нити.

Вербница символизирует собой куст вербы, пробуждение природы, а также женщину, идущую в Вербное воскресенье в церковь, освящать вербочку.

Дарением такой куклы скреплялось родство, дарить её - значило большую честь оказывать. Через неё шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению.

Не разрешалось дарить её тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарилась так же и тем, с кем семья не желала иметь родства…

Она хранилась на почётном, видном, но недоступном для «чужого» человека месте!

Практическая часть

Демонстрация образца.

- Вот такую куклу мы с Вами сегодня изготовим. Эта не первая тряпичная кукла, которую мы делаем. Глядя на образец куклы Вербницы, скажите, какие элементы Вы уже встречали, работая над другими куклами?

(Предполагаемые ответы детей: в основе тела куклы скрутка из ткани, обережный пояс, отсутствие деталей лица)

- Правильно. В основе многих народных кукол встречается скрутка из плотной ткани. Такая скрутка служит телом куклы и обеспечивает ее устойчивость.
У всех народных кукол присутствует пояс. Именно пояс являлся неотъемлемой деталью одежды и служил не только функциональной необходимостью, но и нес символический смысл. И по сей день слово «распоясался» имеет негативное значение. Пояс как часть одежды, способная принимать форму круга, применялась людьми в качестве оберега.

Лицо обережной куклы не вышивалось. Считалось, что у куклы с лицом есть душа и в нее может вселиться злой дух.

Вы помните, что тряпичные куклы делятся на  три большие группы: обережные, обрядовые и игровые. Как Вы считаете, к какой группе относится кукла Вербница? И какие элементы куклы говорят об этом?

(ответ детей: обережная, обережный крест их красной нити на теле, обережный пояс, Обрядовая, так как в руках куклы верба - символ вербного воскресенья)

- Все правильно, Вы заметили все символы обережной и обрядовой куклы. Их мы использовали ранее в изготовлении кукол. И все же Вербницу нужно считать обрядовой куклой. Так как она изготавливалась непосредственно к церковному празднику и имеет символику этого праздника – вербу. У Вербницы есть символичные детали, присущие только этой кукле. Во-первых, для изготовления куклы выбирали ткань красного цвета – цвета предстоящей Пасхи, одежду делали из ярких праздничных тканей, а на лице куклы выплетали крест из золотой нитки.

Практическая часть

Кукла Вербница (Пасха).

- Перед тем как приступить к работе давайте немножко отдохнём.

(физкультминутка)

Физкультминутку можно провести в виде игры, которую в старину проводили на вербных базарах. В этот день игры называли «вербными».
Одна из таких игр «Малечина-калечина». У каждого игрока в руках веточка вербы. Ведущий (в данном случае – учитель) произносит следующие слова: «Малечина-калечина, сколько часов осталось до вечера?».

Дети кладут веточки вербы на свои ладони (или на любой палец руки). Пальцами другой руки нельзя было поддерживать калечину. Чтобы ветка не упала, необходимо  делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети кладут  веточки на руку, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…».

Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку. Ведущий дает детям разные задания: пошагать, приседать, поворачиваться влево, вправо, повернуться кругом.

Постановка задачи – Мы с вами хорошо размялись. А теперь обратите внимание на материалы на Ваших столах. Рассмотрите образец куклы. С чего следует начать работу?

(ответы детей: скрутка)

 - Совершенно верно, основу лучше делать из плотной ткани, для этого Вам дан кусок бязи и ватина. Ватин нужно вложить в бязь. Такая скрутка будет более плотная и устойчивая.

- А ещё на столах Вы видите технологические карты, в которых пошагово описана вся работа по изготовлению куклы. Рассмотрите их и, если у Вас возникли вопросы, задайте их.

Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами.

- На столах вы видите ножницы. Знаете ли вы, как обращаться с этим инструментом?

(Предполагаемые ответы обучающихся:
- использовать для обрезки ниток;
- передавать друг другу вперед кольцами;
- на столе располагать сомкнутыми концами от себя).

- Правильно. А как нужно выполнять работу, чтобы она получилась красивой?

(Предполагаемый ответ обучающихся: - аккуратно, не торопиться и следовать технологической карте)

- Правильно. А ещё не забывайте следить за осанкой при выполнении работы;

- Старайтесь не мешать друг другу;

- Если хотите задать вопрос соседу, разговаривайте в полголоса;

- Не забывайте благодарить;

- Если хотите задать вопрос мне поднимайте руку;

- Выполняйте работу последовательно и аккуратно;

- После работы прибрать рабочее место.

Самостоятельная работа по технологической карте.

 (Обучающиеся выполняют работу самостоятельно. Помощь обучающимся по необходимости. Индивидуальный текущий инструктаж)

III этап. Заключительный (2 минуты)

Анализ работ. Подведение итогов занятия.

Наша кукла Вербница готова. Давайте посмотрим, как мы справились с работой.

Вы все молодцы, справились с заданием, всё успели, хотя работа была кропотливой.

Давайте покажем друг другу, какие работы у нас получились.

Мне интересно узнать, что было новым и интересным сегодня для вас?

Хотели бы вы и дальше работать над созданием коллекции тряпичных кукол? (Ответы ребят).

СЛАЙД № 7

Оценка деятельности детей - Спасибо, ребята. Вы были очень внимательными слушателями, соблюдали порядок, всё старательно выполняли. Мне очень понравилось с вами заниматься.

Поздравляю Вас с наступающим праздником и до новых встреч на нашем кружке «Рукоделие».