Синопское сражение – славная страница в истории российского флота

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: Синопское сражение, 18 ноября 1853 г., Крымская война 1853-1856 гг., флотоводцы, Отечество


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


«Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории».
В.М. Васнецов

Цели урока:

  • способствовать повторению и обобщению изученной информации о подвиге русского народа в Синопском сражении (1853 г.);
  • продолжить развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся;
  • содействовать формированию навыков работы в команде.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Синопское сражение – славная страница в истории российского флота»;
  • выставка книг «Я помню и горжусь! (Посвященная Синопскому сражению 1853 г.)»;
  • фрагменты худ. фильма «Адмирал Нахимов» реж. В.Пудовкин (1946 г.);
  • аудиозапись песни «Экипаж – одна семья» муз. В.Плешак, сл. Ю.Погорельский;
  • аудиозапись песни «Спасибо за память, потомки» муз. О.Фельцман, сл. Р.Рождественский;
  • грамоты для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты;
  • бескозырки, гюйсы (матросские воротники) для участников игры.

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  1. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2016. – 77 с.
  3. Барыкина И.Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.
  4. Данилов С.Ю. Главные морские сражения от триер до авианосцев / С. Данилов. – М.: Яуза: Эксмо, 2013. – 288 с.
  5. Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова: Роман. – Л.: Сов. Писатель, 1987. – 448 с.
  6. Соловьев В.М. Адмирал Нахимов: рассказ. – М.: Дет. Лит, 2015. – 14 с.
  7. Тихомиров О.Н. Великие флотоводцы: Рассказы / Художн. И.П. Беличенко. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012. – 80 с.
  8. Шигин В. Синопское сражение. Звездный час адмирала Нахимова. – М.: Вече, 2016. – 352 с.
  9. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/ – сайт «Энциклопедия «Вокруг света» (Статья «Синопское сражение»).
  10. http://militera.lib.ru/ - сайт «Военная литература»
  11. http://rebus1.com/ – сайт «Ребус номер один»
  12. http://navalmuseum.ru/ – официальный сайт Центрального военно-морского музея.
  13. http://sevmuseum.ru/ – официальный сайт Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.
  14. http://www.mmflota.ru/ - официальный сайт ФБУ «Музей морского флота».

Форма проведения урока: дидактическая игра.

Подготовка к уроку: за две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание:

  1. Подготовьте буктрейлер по книге: Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова: Роман. – Л.: Сов. Писатель, 1987. – 448 с. (с обращением особого внимания на главу «Синопское сражение»).
  2. Прочитайте дополнительную литературу о Крымской войне 1853-1856 гг., Синопском сражении (1853 г.), адмирале П.С.Нахимове.

Этапы дидактической игры:

  • Конкурс «Представление команд».
  • Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
  • Конкурс «Битва славная, выше Чесмы и Наварина…» (Домашнее задание).
  • Конкурс «История в лицах».
  • Конкурс «Морские ребусы».
  • Конкурс «Черный ящик».
  • Конкурс «Я помню, знаю и горжусь!».
  • Конкурс «Спасибо за память, потомки!».

Формы и методы обучения:

  • Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
  • Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: Патриотизм, Отечество, ультиматум, нейтралитет, бухта, нарезное огнестрельное оружие, паровые военные суда, адмирал.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Научатся: определять, что включают в себя понятияпатриотизм, Отечество, воинский долг; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
  • Получат возможность научиться: обобщать и систематизировать исторический материал; оценивать основные события и явления в истории России ХIХ в., роль отдельных исторических личностей; высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные УУД

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Личностные УУД

  • Понимают причины, характер и значение событий ХIХ вв. в истории России.
  • Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
  • Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

В игре принимают участие учащиеся 9 класса, которые разделены на 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Синопское сражение (18 ноября 1853 г.)».

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Этапы дидактической игры

Звучит аудиозапись песни «Экипаж - одна семья» муз. В.Плешак, сл. Ю.Погорельский.

II. Актуализация знаний

1. Конкурс «Представление команд»

(Название, эмблема, девиз).

2. Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)»

Соберите из рассыпавшихся слов высказывание адмирала П.С.Нахимова. Прочитайте и объясните его смысл.(«Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу». Адмирал П.С.Нахимов).

III. Обобщение и систематизация знаний и умений

3. Конкурс «Битва славная, выше Чесмы и Наварина…» (Домашнее задание)

Представьте подготовленные Вами буктрейлеры по книге: Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова: Роман. – Л.: Сов. Писатель, 1987. – 448 с. (с обращением особого внимания на главу «Синопское сражение») и ответьте на вопросы.

4. Конкурс «История в лицах»

На многофункциональной интерактивной панели представлены портреты флотоводцев России. Укажите их имена и расскажите о них.

(Корнилов В.А., Истомин В.И., Нахимов П.С., Новосильский Ф.М.).

Физкультминутка.

5. Конкурс «Морские ребусы»

На многофункциональной интерактивной панели представлены задания-ребусы. Отгадайте их.

(Море, бухта, шлюпка, флагман, шторм, моряк).

6. Конкурс «Черный ящик»

Внимание, «черный ящик»! Ответьте на вопрос: «Что в черном ящике?».

1. Она появилась в ХVII веке во Франции. Её носят на флоте. Синие и белые поперечные полосы на ней соответствуют цветам русского военно-морского Андреевского флага. (Тельняшка).

2. На нём три полоски, которые символизируют три крупные победы русского флота: у Гангута в 1741 г., у Чесмы в 1770 г., у Синопа в 1853 г. (Гюйс (форменный воротник)).

3. Это появилось в России в годы Крымской войны и использовалось для освещения военных действий. Особую известность приобрели работы личного фотографа королевы Англии Виктории – Роджера Фентона. (Фотографии).

7. Конкурс «Я помню, знаю и горжусь!»

Посмотрите фрагмент исторического фильма «Адмирал Нахимов» реж. В.Пудовкин (1946 г.). Поясните, какое событие показано в этом фрагменте и прокомментируйте его.

(Каждая команда-участница игры просматривает свой фрагмент фильма с отключенным звуком).

8. Конкурс «Спасибо за память, потомки!»

Сегодняшняя Россия свято хранит память о великом флотоводце П.С.Нахимове и героической борьбе русских офицеров и  матросов в Синопском сражении. Каждый участник игры должен рассказать, как русские люди чтят память о великом флотоводце П.С.Нахимове и Синопском сражении.

(Учащиеся называют художественные произведения,  памятные места, памятные знаки, ордена и медали, марки и др., посвященные П.С.Нахимову и Синопскому сражению).

IV. Итоги урока. Рефлексия

Звучит аудиозапись песни «Спасибо за память, потомки» муз. О.Фельцман, сл. Р.Рождественский.

  • Жюри подводит итоги дидактической игры.
  • Команда-победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.

Домашнее задание: Синквейн по теме урока.

Технологическая карта урока

Список литературы

  1. Артемов В.В. Полководцы и флотоводцы. М.: Олма Медиа Групп, 2013. – 48 с.
  2. Богданович Е.В. Синоп 18 ноября 1853 года. Последнее крупное сражение парусных флотов. – М.: ЛЕНАНД, 2017. – 200 с.
  3. Давыдов Ю. Нахимов. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 176 с.
  4. Данилов С.Ю. Главные морские сражения от триер до авианосцев / С. Данилов. – М.: Яуза: Эксмо, 2013. – 288 с.
  5. Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова: Роман. – Л.: Сов. Писатель, 1987. – 448 с.
  6. Лубченков Ю.Н., Артемов В.В. Нахимов. Гений морских баталий. – М.: Вече, 2018 . – 319 с.
  7. Соловьев В.М. Адмирал Нахимов: рассказ. – М.: Дет. Лит, 2015. – 16 с.
  8. Тихомиров О.Н. Великие флотоводцы: Рассказы / Художн. И.П. Беличенко. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012. – 80 с.
  9. Фирсов И. Русские флотоводцы. Исторические портреты: П.Нахимов, Ф.Ушаков, С.Макаров. – М.: Хранитель, АСТ, Астрель, 2006. – 544 с.
  10. Шигин В. Синопское сражение. Звездный час адмирала Нахимова. – М.: Вече, 2016. – 352 с.
  11. Эмин Бекир-Заде. Адмирал Нахимов. – М.: Русич, Олимп, 1999. – 272 с.